ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 года N 1090
О федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
(с изменениями на 14 ноября 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 года N 382 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.03.2022, N 0001202203170004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2024 года N 1017 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.07.2024, № 0001202407300015);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2024 года N 1541 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.11.2024, № 0001202411140028).
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, в пределах установленной предельной численности работников указанных Службы и учреждений, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в соответствующем бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Установить, что плановые проверки в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения, проведение которых было запланировано на 2021 год и дата проведения которых наступает позднее 30 июня 2021 г., осуществляются в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1391 "О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7946);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 717 "О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 30, ст.4595);
постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. N 233 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 11, ст.1118).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
(с изменениями на 14 ноября 2024 года)
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - государственный надзор).
2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий;
соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории особо охраняемой природной территории, требований в части наличия соответствующей аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников при сопровождении ими туристов (экскурсантов), сопровождения туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, указанных в части первой статьи 19_3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
(Абзац дополнительно включен с 7 августа 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2024 года N 1017)
3. Государственный надзор осуществляется:
федеральными государственными бюджетными учреждениями в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон;
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (ее территориальными органами) на особо охраняемых природных территориях федерального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением федеральных государственных бюджетных учреждений.
4. К объектам государственного надзора относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
5. Должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов), уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
руководитель (его заместитель) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
руководитель (его заместитель) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
От имени Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) государственный надзор вправе осуществлять:
руководитель (его заместитель) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностные обязанности);
руководитель (его заместитель) территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
должностные лица территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с должностными обязанностями.
Для целей применения настоящего Положения под должностными лицами, указанными в абзацах пятом - восьмом настоящего пункта понимаются должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
6. Должностным лицом федеральных государственных бюджетных учреждений, управляющих особо охраняемыми природными территориями федерального значения (далее - учреждение), уполномоченным принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является руководитель учреждения (его заместитель).
От имени учреждений государственный надзор вправе осуществлять:
руководитель (его заместитель) учреждения;
должностные лица учреждений, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий государственного контроля (надзора), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
7. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, в объеме проводимых контрольных (надзорных) мероприятий наряду с правами, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", в пределах установленной компетенции имеют право в том числе:
а) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон указанных государственных природных заповедников и национальных парков;
б) производить в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан;
в) проверять наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
г) проверять имеющиеся у граждан орудия и продукцию природопользования.
8. Должностные лица, указанные в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:
а) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;
б) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещения объекта капитального строительства;
в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников и национальных парков вследствие нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;
г) задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
9. В целях настоящего Положения под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира или для иных способов незаконного природопользования, под продукцией незаконного природопользования понимаются животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция.
10. Учет объектов государственного надзора осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения.
11. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы) и федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие надзор в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий федерального значения и их охранных зон (далее - надзорные органы), для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) значительный риск;
г) средний риск;
д) умеренный риск;
е) низкий риск.
12. Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска:
а) категория значительного риска - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заповедников и национальных парков;
б) категория среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах:
охранных зон государственных природных заповедников;
охранных зон национальных парков;
государственных природных заказников;
памятников природы;
дендрологических парков и ботанических садов;
в) категория низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах:
охранных зон природных парков;
охранных зон памятников природы.
13. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска и низкого риска, относятся к категориям высокого риска, значительного риска, умеренного риска соответственно, в случае если такой объект размещается:
в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;
в границах водно-болотного угодья международного значения;
в Арктической зоне Российской Федерации;
в акватории внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации;
в водоохраной зоне моря;
в границах территорий, имеющих статус Всемирного наследия ЮНЕСКО и биосферного резервата ЮНЕСКО.
14. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящего Положения к категориям высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска, значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска: