ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 года N 1391
О государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения
(с изменениями на 2 марта 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу со 2 июля 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2021 года N 1090
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 717 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.07.2015, N 0001201507210013);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года N 762 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.07.2017, N 0001201707060010) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года N 762);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 года N 233 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2019, N 0001201903060005).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
2. Реализация полномочий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников ее центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных этой Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации на обеспечение деятельности находящихся в его ведении учреждений.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Положение о государственном надзоре в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения
(с изменениями на 2 марта 2019 года)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - государственный надзор).
2. Задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды.
3. Государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды.
На особо охраняемых природных территориях федерального значения, управление которыми осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, государственный надзор осуществляется также должностными лицами указанных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 717. - См. предыдущую редакцию)
4. Должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющими государственный надзор, являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
б) заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в ведении которого находятся вопросы государственного надзора;
в) начальники управлений, заместители начальников управлений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;
г) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;
д) руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
е) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;
ж) начальники отделов, заместители начальников отделов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;
з) федеральные государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора.
5. В федеральных государственных бюджетных учреждениях, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются:
а) директора этих учреждений - главные государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
б) заместители директоров указанных учреждений - заместители главных государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
в) иные должностные лица - государственные инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
(Пункт 5 в редакции, введенной в действие с 29 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года N 717. - См. предыдущую редакцию)
6. Должностные лица, указанные в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, при осуществлении государственного надзора пользуются правами, установленными статьей 34 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 и 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на особо охраняемых природных территориях, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
8. Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9-13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом проверок является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на особо охраняемых природных территориях, и находящимися на указанных территориях гражданами требований законодательства Российской Федерации, установленных к режиму особо охраняемой природной территории, порядку и режиму использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, а также к режиму охранных зон, округов санитарной или горно-санитарной охраны особо охраняемых природных территорий.
8_1. Должностные лица, указанные в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, при проведении плановой проверки обязаны использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года N 762)
8_2. Использование проверочных листов (списков контрольных вопросов) осуществляется при проведении плановой проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года N 762)
8_3. Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые при проведении плановой проверки, содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года N 762)
8_4. Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 года N 762)
9. Должностные лица, указанные в пункте 5 настоящего Положения, при проведении государственного надзора в отношении граждан проверяют:
а) наличие разрешения на право пребывания граждан на соответствующих особо охраняемых природных территориях;
б) наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
в) имеющиеся у граждан орудия и продукцию природопользования;
г) соблюдение гражданами установленного режима особой охраны, требований в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на соответствующих особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах.
9_1. В случае если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления государственного надзора или муниципального контроля в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны особо охраняемой природной территории, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства, должностные лица, указанные в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или орган местного самоуправления муниципального района (если самовольная постройка расположена на межселенной территории) уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливаются в соответствии с частью 3 статьи 55_32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Пункт дополнительно включен с 14 марта 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 года N 233)
10. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и природоохранных учреждений при осуществлении государственного надзора в установленном порядке взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами прокуратуры, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с организациями и гражданами.
11. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом исполнения указанной государственной функции, разрабатываемым и утверждаемым в установленном порядке.
12. Информация о результатах проведенных проверок, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц, размещается на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"