ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 июня 2021 года N 1582-р
1. Утвердить прилагаемые:
комплексный план основных мероприятий по реализации до 2024 года Стратегии развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года (далее - комплексный план).
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию комплексного плана:
обеспечить реализацию комплексного плана в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
ежегодно, до 15 ноября, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации комплексного плана.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке и реализации целевых программ и иных документов, обеспечить реализацию комплексного плана;
ежегодно, до 15 ноября, представлять в Минпромторг России информацию о ходе реализации комплексного плана.
4. Минпромторгу России ежегодно, до 15 декабря, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации комплексного плана.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Стратегия развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года
Стратегия развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 г. N 1162 "Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации".
Стратегия подготовлена с учетом задач, определенных Президентом Российской Федерации, и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, позволяющих обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста за счет:
устранения структурных ограничений экономического роста;
содействия повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках;
социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
При разработке Стратегии использованы следующие стратегические документы:
Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р;
Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";
прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанный Министерством экономического развития Российской Федерации;
Основой Стратегии являются следующие базовые принципы:
учет особенностей российской индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования, включающих ее социально значимый характер;
повышение уровня конкурентоспособности российских музыкальных инструментов и звукового оборудования;
долгосрочное стратегическое планирование технологического развития отрасли с учетом мировых тенденций;
создание условий для импортозамещения, а также для экспорта российских музыкальных инструментов и звукового оборудования;
соответствие требованиям и целям государственной политики, направленной на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования, в том числе музыкального, как социокультурной практики развития мотивации подрастающего поколения к познанию, творчеству и труду, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.
Основными инструментами реализации Стратегии являются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
Стратегия направлена на развитие производства музыкальных инструментов (код ОКВЭД 2 - 32.20) и звукового оборудования (коды ОКВЭД 2 - 26.40.3, 26.40.4, 26.40.5 в части производства аппаратуры для записи и воспроизведения звука и изображения, производства электроакустической аппаратуры, производства частей звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры и видеоаппаратуры) как конкурентоспособной высокотехнологичной и динамично развивающейся отрасли с современной качественной продукцией, обеспечивающей потребности отраслей образования и культуры, доля российского рынка и объем экспорта которой ежегодно возрастают.
Понятия, используемые в Стратегии, имеют следующие значения:
"музыкальные инструменты" - предметы, с помощью которых извлекаются различные звуки для исполнения музыкального произведения;
"звуковое оборудование" - аппаратные устройства, основной функцией которых является запись, воспроизведение, обработка и усиление звука;
"индустрия музыкальных инструментов" - отрасль промышленности, представляющая собой совокупность промышленных предприятий и организаций, осуществляющих все этапы производства (изготовления) музыкальных инструментов и их комплектующих, материалов, а также связанных с ними услуг, обеспечивающих сопровождение этой продукции в течение всего цикла эксплуатации с учетом ее специфики;
"индустрия звукового оборудования" - отрасль промышленности, представляющая собой совокупность промышленных предприятий и организаций, осуществляющих этапы производства (изготовления) звукового оборудования и его компонентов, материалов и программного обеспечения, а также связанных с ними услуг, обеспечивающих сопровождение этой продукции в течение всего цикла эксплуатации с учетом ее специфики;
"продукция индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования" - промышленная продукция, предназначенная для обучения музыкальному искусству, в том числе в целях достижения высокого уровня исполнительского мастерства, повышения качества жизни населения, обеспечения доступности музыкального образования, извлечения, записи и воспроизведения звука, проведения музыкальных мероприятий, а также создания произведений музыкального искусства.
Основными требованиями, которые предъявляются государством и конечными потребителями к продукции индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования, являются высокое качество, функциональность, безопасность и надежность, а также конкурентоспособность и соответствие технических характеристик мировым требованиям, предъявляемым к такой продукции.
Качество музыкальных инструментов определяется их акустическими (высотным диапазоном звучания, тембром, громкостью, строем, точностью и стабильностью) и игровыми (легкость игры, возможность нюансировки исполнения изменением громкости тембра и высоты звука) свойствами.
Потребительские свойства музыкальных инструментов включают свойства функционального назначения, эргономические свойства, свойства надежности, эстетические свойства, а также свойства безопасности использования.
Уровень качества звукового оборудования определяется технологическими, социально-экономическими, эргономическими и эстетическими факторами и надежностью.
При разработке Стратегии учитывалась необходимость координации деятельности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области развития производства музыкальных инструментов и звукового оборудования.
Индустрия музыкальных инструментов и звукового оборудования тесно связана со сферой культуры. Основными потребителями акустических музыкальных инструментов являются учреждения культуры (детские школы искусств, музыкальные училища, консерватории, дома культуры, клубные учреждения и др.). Значительное влияние на формирование спроса на музыкальные инструменты и восприятие бренда производителей оказывают деятели искусств и преподаватели игры на музыкальных инструментах.
В Стратегии даны общие характеристики индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования, описаны основные положения нормативно-правовой базы, проведена системная оценка текущего состояния отрасли, определены системные проблемы и стратегические приоритеты развития индустрии музыкальных инструментов и звукового оборудования до 2030 года, проработаны механизмы мониторинга реализации Стратегии.
Спрос на музыкальные инструменты напрямую зависит от вовлеченности населения, в особенности детей, в музыкальное творчество.
По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в конце 2020 года, 29 процентов взрослого населения России умеют играть или играли на музыкальных инструментах, при этом желание обучить своего ребенка игре на музыкальном инструменте есть у более чем половины опрошенных родителей, однако только 17 процентов детей умеют играть на музыкальных инструментах или проходят обучение, в том числе в детских школах искусств.
Полученные данные указывают на наличие значительного потенциала вовлечения населения в музыкальное искусство и тем самым на возможность существенного увеличения объема рынка.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 2 января 2016 г. N Пр-15ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания условий для развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных организациях поручено обеспечить создание до 2018 года условий для приобретения детьми в возрасте 7-18 лет, обучающимися по общеобразовательным программам, базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства или спорта.
Анализ обеспеченности музыкальными инструментами государственных и муниципальных учреждений культуры и образования показал, что на 1 марта 2019 г. эти учреждения культуры были оснащены музыкальными инструментами в количестве более 539 тыс. штук (со средним износом, составляющим 69 процентов), учреждения образования - в количестве более 175 тыс. штук (со средним износом, составляющим 65 процентов).
По данным Министерства культуры Российской Федерации, в Российской Федерации насчитывается 4811 детских школ искусств. При условии сохранения актуального режима использования потребность в духовых и ударных, струнных и народных инструментах к 2030 году составит примерно по 4500 комплектов. Для поддержания износа музыкальных инструментов в пределах 50 процентов при сроке полезного использования до 10 лет для духовых и ударных инструментов и до 20 лет для струнных и народных инструментов к 2030 году необходимо обеспечить оснащение наборами духовых и ударных инструментов учреждений системы дополнительного образования детей в количестве не менее 450 штук ежегодно, струнными и народными или национальными инструментами по 225 наборов.
Потребность детских школ искусств в фортепиано составит примерно 70000 штук, вследствие чего для поддержания износа фортепиано в пределах 50 процентов к 2030 году при сроке полезного использования до 20 лет необходимо обеспечить оснащение учреждений системы дополнительного образования детей этим музыкальным инструментом в количестве не менее 3500 штук ежегодно.
Указанные значения предполагают наличие стабильного спроса на такую продукцию со стороны государства.
Согласно исследованиям профессионального издания Music Trades рынок музыкальных инструментов в Российской Федерации составляет менее 1 процента объема мирового рынка. Сведения о рейтинге стран по объему рынка музыкальных инструментов в 2019 году приведены в приложении N 1.
Российский рынок музыкальных инструментов по состоянию на 2020 год представлен следующими основными товарными сегментами:
рынок пианино составляет 1 млрд. рублей (10 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 8 российских производителей, составляет около 30 процентов;
рынок роялей составляет 1,3 млрд. рублей (12 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 2 российских производителей, составляет около 10 процентов;
рынок синтезаторов составляет 3 млрд. рублей (29 процентов общего объема рынка), российские производители в данном товарном сегменте отсутствуют;
рынок гитар составляет 3,15 млрд. рублей (30 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 7 российских производителей, составляет около 2 процентов;
рынок духовых музыкальных инструментов составляет 0,7 млрд. рублей (7 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 2 российских производителей, составляет около 18 процентов;
рынок ударных музыкальных инструментов составляет 0,4 млрд. рублей (4 процента общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 16 российских производителей, составляет около 20 процентов;
рынок язычковых музыкальных инструментов составляет 0,35 млрд. рублей (3 процента общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 6 российских производителей, составляет около 60 процентов.
Наиболее конкурентоспособными на российском рынке являются народные струнные щипковые музыкальные инструменты (балалайки, домры и гусли) и язычковые (гармони и баяны), где доля российских товаров составляет более 50 процентов в стоимостном выражении. Также необходимо отметить духовые музыкальные инструменты (трубы, теноры, баритоны, тубы, валторны, тромбоны, гобои, фаготы, флейты, кларнеты, саксофоны) и пианино, ведущие российские производители которых по итогам 2020 года вошли в тройку лидеров по объемам реализации.
Российский рынок звукового оборудования по состоянию на 2020 год представлен следующими основными товарными сегментами:
рынок наушников составляет 57 млрд. рублей (66 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 1 российского производителя, составляет менее 1 процента;
рынок громкоговорителей (акустических систем) составляет 22 млрд. рублей (22 процента общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 50 российских производителей, составляет около 5 процентов;
рынок усилителей и устройств для модуляции звука составляет 4 млрд. рублей (около 4 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 65 российских производителей, составляет около 5 процентов;
рынок микрофонов составляет 4 млрд. рублей (около 4 процентов общего объема рынка), доля рынка, приходящаяся на 4 российских производителей, составляет около 2,5 процента.