Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 25 мая 2021 года N ЕД-7-23/518@

Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов докуменов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля



В соответствии с пунктом 4 статьи 31 и пунктом 7 статьи 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2021, N 1, ст.9), на основании подпункта 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2015, N 15, ст.2286), в целях приведения нормативных правовых актов Федеральной налоговой службы в соответствие с положениями главы 14.7 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2020 N 470-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст.9)

приказываю:

1. Утвердить Требования к организации системы внутреннего контроля согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04.10.2017, регистрационный номер 48424).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Информация, раскрываемая налоговому органу в соответствии с приложениями NN 1-4, 7, 8 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, представляется за отчетные периоды, наступившие после 01.01.2022.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы проведения налогового мониторинга.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
Д.В.Егоров

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
 28 июля 2021 года,
регистрационный N 64409

     

     

Приложение
к приказу ФНС России
от 25 мая 2021 года N ЕД-7-23/518@

     

Требования к организации системы внутреннего контроля

     

I. Общие положения

1.1. Настоящие Требования к организации системы внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее - система внутреннего контроля) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 105_26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

II. Организация системы внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля должна обеспечивать:

упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

выявление, оценку, минимизацию и (или) устранение рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);

соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;

мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

2.2. Система внутреннего контроля должна отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации, функционировать на постоянной основе.

2.3. Система внутреннего контроля должна функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса (операции), в том числе:

до фактического начала бизнес-процесса (операции) с целью предупреждения или минимизации негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации;

непосредственно в ходе осуществления бизнес-процесса (операции) с целью своевременного выявления и немедленного устранения возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров;

после осуществления бизнес-процесса (операции) с целью установления достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям.

III. Контрольная среда

3.1. Контрольная среда должна быть сформирована на основе принципов и стандартов, направленных на установление и поддержание руководством и сотрудниками организации системы внутреннего контроля.

3.2. В организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты.

3.3. В организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников.

3.4. В организации должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля.

IV. Система управления рисками

4.1. Система управления рисками должна быть разработана для обеспечения организации и функционирования системы внутреннего контроля.

4.2. Система управления рисками организации должна своевременно предотвращать и минимизировать негативные последствия недостижения организацией целей упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов).

4.3. Система управления рисками должна функционировать на постоянной основе и соответствовать целям, задачам и стратегии организации.

4.4. Система управления рисками должна быть регламентирована организационно-распорядительными документами организации.

4.5. Система управления рисками должна обеспечивать выполнение последовательности действий, направленных на предотвращение или минимизацию возможного ущерба за счет воздействий на причины и последствия возникновения рисков, в том числе:

планирование рисков;

выявление рисков;

оценка рисков;

минимизация (устранение) рисков;

мониторинг рисков;

аудит рисков;

определение границ приемлемости рисков;

раскрытие информации о выявленных рисках;

принятие решений о способе управления риском на основе оценки достаточности имеющихся в распоряжении организации контрольных процедур для покрытия рисков.

4.6. Выявление и оценка рисков должны осуществлться на основе всестороннего анализа и оценки последствий внутренних и внешних факторов и условий финансово-хозяйственной деятельности организации.

4.7. Система управления рисками должна обеспечивать выявление и оценку наличия или вероятности возникновения обстоятельств, которые могут привести к искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган.

V. Выявление рисков

5.1. Выявление рисков должно быть составной частью системы управления рисками и системы внутреннего контроля. Выявление рисков должно осуществляться на основе принципов комплексности, последовательности, непрерывности и оптимальности.

5.2. Выявление рисков должно быть направлено на идентификацию событий, ситуаций, обстоятельств, которые могут оказать влияние на достижение организацией целей деятельности, а также анализ причин и источников возникновения рисков.

5.3. Выявление рисков должно осуществляться исходя из допущения о том, что налоговый орган обладает в полном объеме всей информацией, которая имеется в распоряжении организации на момент выявления рисков.

5.4. Выявление рисков должно обеспечивать определение совокупности ключевых индикаторов риска, отклонение от которых (невыполнение которых) свидетельствует о наличии у организации потенциальных событий, способных влиять на достижение целей деятельности.

5.5. Выявление рисков должно обеспечивать составление перечня источников риска, который определяет потенциальные зоны риска.

5.6. Выявление рисков должно осуществляться в отношении всех операций, в том числе операций, требующих применения профессионального суждения при отсутствии точных способов и методов расчета оценочных значений, методов признания доходов, расходов или требующих допущений о влиянии будущих неопределенных событий.

5.7. Выявление рисков должно осуществляться по однотипным операциям и по операциям, нетипичным по характеру, объему или частоте их осуществления.

5.8. Выявление рисков должно обеспечивать возможность проверки наличия фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

5.9. Выявление рисков должно обеспечивать оценку характера, вероятности возникновения и величины потенциального искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

5.10. Оценка характера риска должна основываться на следующих факторах:

связь риска с макроэкономическими изменениями, изменениями социально-экономической ситуации;

связь риска с требованиями по ведению бухгалтерского и налогового учета и подготовке отчетности;

сложность осуществления хозяйственной операции, в том числе необходимость проведения сложных расчетов и соблюдения учетных принципов;

степень ручного вмешательства в процесс учета хозяйственной операции;

степень субъективности при расчете оценочных показателей, содержащихся в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;

связь риска с недобросовестными действиями.

5.11. Выявление источников рисков должно осуществляться на основе анализа условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

5.12. При анализе условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации должны учитываться:

цели и стратегические планы организации;

отраслевые факторы (сезонность, цикличность, достаточность ресурсов, конкурентная среда, политика государства и прочие);

требования нормативных правовых актов и особенности учетной политики организации;

характер финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе особенности ее организационной структуры, сегментация деятельности, степень однородности осуществляемых хозяйственных операций, характер и сложность информационных систем.

5.13. Способы и методы выявления риска, применяемые для формирования полной и достоверной информации о рисках, вероятности и последствий их наступления, должны быть определены организацией самостоятельно.

VI. Оценка рисков

6.1. Оценка рисков должна быть составной частью системы управления рисками и обеспечивать определение вероятности возникновения, а также оценку последствий выявленных рисков.

6.2. Вероятность наступления риска должна определяться с учетом следующих факторов:

источники риска;

частота наступления аналогичного события в прошлом;

экономические условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.

6.3. Оценка последствий выявленных рисков должна обеспечивать возможность определения уровня влияния риска на достижение организацией целей своей деятельности. В целях настоящих Требований организация должна проводить оценку существенности искажения показателей бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности как вероятное следствие выявленного риска.