ПРИКАЗ
от 16 июня 2017 года N ММВ-7-15/509@
Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля
____________________________________________________________________
Утратил силу с 7 августа 2021 года на основании
приказа ФНС России от 25 мая 2021 года N ЕД-7-23/518@
____________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 4 статьи 31, пунктом 7 статьи 105_26 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 2017, N 1 (ч.1), ст.16) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст.3961; 2017, N 15 (ч.1), ст.2194),
приказываю:
1. Утвердить Требования к организации системы внутреннего контроля согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы проведения налогового мониторинга.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 октября 2017 года,
регистрационный N 48424
Требования к организации системы внутреннего контроля
1.1. Требования к организации системы внутреннего контроля (далее - Требования) за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, применяемой организацией (далее - система внутреннего контроля организации), разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 105_26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
2.1. Система внутреннего контроля организации должна обеспечивать:
упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;
достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.
2.2. Система внутреннего контроля организации должна отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации, функционировать на постоянной основе.
2.3. Система внутреннего контроля организации должна функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса (операции), в том числе:
до фактического начала бизнес-процесса (операции) с целью предупреждения или минимизации негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации;
непосредственно в ходе осуществления бизнес-процесса (операции) с целью своевременного выявления и немедленного устранения возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров;
после осуществления бизнес-процесса (операции) с целью установления достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям.
3.1. Контрольная среда организации должна быть сформирована на основе принципов и стандартов, направленных на установление и поддержание руководством и сотрудниками организации системы внутреннего контроля организации.
3.2. В организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты.
3.3. В организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников.
3.4. В организации должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля организации.
4.1. Система управления рисками организации должна быть разработана для обеспечения организации и функционирования системы внутреннего контроля организации.
4.2. Система управления рисками организации должна своевременно предотвращать и минимизировать негативные последствия недостижения организацией целей упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов).
4.3. Система управления рисками организации должна функционировать на постоянной основе и соответствовать целям, задачам и стратегии организации.
4.4. Система управления рисками организации должна быть регламентирована организационно-распорядительными документами организации.
4.5. Система управления рисками организации должна обеспечивать выполнение последовательности действий, направленных на предотвращение или минимизацию возможного ущерба за счет воздействий на причины и последствия возникновения рисков, в том числе:
выявление организацией рисков;
анализ и оценка организацией рисков;
определение организацией границ приемлемости рисков;
раскрытие организацией информации о выявленных рисках организации;
принятие организацией решений о способе управления риском на основе оценки достаточности имеющихся в распоряжении организации контрольных процедур для покрытия рисков.
4.6. Выявление и оценка организацией рисков должны осуществляется на основе всестороннего анализа и оценки последствий внутренних и внешних факторов и условий финансово-хозяйственной деятельности организации.
4.7. Система управления рисками организации должна обеспечивать выявление и оценку наличия или вероятности возникновения обстоятельств, которые могут привести к искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов и несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговый орган.
5.1. Выявление организацией рисков должно быть составной частью системы управления рисками организации и системы внутреннего контроля организации. Выявление организацией рисков должно осуществляться на основе принципов комплексности, последовательности, непрерывности и оптимальности.
5.2. Выявление организацией рисков должно быть направлено на идентификацию событий, ситуаций, обстоятельств, которые могут оказать влияние на достижение организацией целей деятельности, а также анализ причин и источников возникновения рисков.
5.3. Выявление организацией рисков должно осуществляться исходя из допущения о том, что налоговый орган обладает в полном объеме всей информацией, которая имеется в распоряжении организации на момент выявления рисков.
5.4. Выявление организацией рисков должно обеспечивать определение совокупности ключевых индикаторов риска, отклонение от которых (невыполнение которых) свидетельствует о наличии у организации потенциальных событий, способных влиять на достижение целей деятельности.
5.5. Выявление организацией рисков должно обеспечивать составление перечня источников риска, который определяет потенциальные зоны риска.
5.6. Выявление организацией рисков должно осуществляться в отношении всех операций, в том числе операций, требующих применения профессионального суждения при отсутствии точных способов и методов расчета оценочных значений, методов признания доходов, расходов или требующих допущений о влиянии будущих неопределенных событий.
5.7. Выявление организацией рисков должно осуществляться по однотипным операциям и по операциям, нетипичным по характеру, объему или частоте их осуществления.
5.8. Выявление организацией рисков должно обеспечивать возможность проверки наличия фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
5.9. Выявление организацией рисков должно обеспечивать оценку характера, вероятности возникновения и величины потенциального искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.
5.10. Оценка организацией характера риска должна основываться на следующих факторах:
связь риска с макроэкономическими изменениями, изменениями социально-экономической ситуации;
связь риска с требованиями по ведению бухгалтерского и налогового учета и подготовке отчетности;
сложность осуществления хозяйственной операции, в том числе необходимость проведения сложных расчетов и соблюдения учетных принципов;
степень ручного вмешательства в процесс учета хозяйственной операции;
степень субъективности при расчете оценочных показателей, содержащихся в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;
связь риска с недобросовестными действиями.
5.11. Выявление организацией источников рисков должно осуществляться на основе анализа условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.
5.12. При анализе организацией условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации должны учитываться:
цели и стратегические планы организации;
отраслевые факторы (сезонность, цикличность, достаточность ресурсов, конкурентная среда, политика государства и прочие);
требования нормативных правовых актов и особенности учетной политики организации;
характер финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе особенности ее организационной структуры, сегментация деятельности, степень однородности осуществляемых хозяйственных операций, характер и сложность информационных систем.
5.13. Способы и методы выявления организацией риска, применяемые для формирования полной и достоверной информации о рисках, вероятности и последствий их наступления, должны быть определены организацией самостоятельно.
6.1. Оценка организацией рисков должна быть составной частью системы управления рисками организации и обеспечивать определение вероятности возникновения, а также оценку последствий выявленных рисков.
6.2. Вероятность наступления риска должна определяться организацией с учетом следующих факторов:
источники риска;
частота наступления аналогичного события в прошлом;
экономические условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации.
6.3. Оценка организацией последствий выявленных рисков должна обеспечивать возможность определения уровня влияния риска на достижение организацией целей своей деятельности. В целях настоящих Требований организация должна проводить оценку существенности искажения показателей бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности как вероятное следствие выявленного риска.
6.4. Оценка организацией существенности искажения показателей бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности должна проводиться организацией на основе одного из следующих критериев:
доля от суммы налога (сбора, страховых взносов), исчисленного организацией к уплате (перечислению);
доля от величины налоговой базы по налогу (базы для исчисления сбора, страховых взносов);
доля от величины показателя налоговой декларации (расчета), существенно влияющей на расчет налоговой базы (например, величина доходов от реализации), базы для исчисления сбора, страховых взносов.
6.5. Оценка организацией риска должна проводиться организацией при помощи методов математической статистики и (или) на основе профессионального суждения. Выбор метода должен производиться организацией самостоятельно.
6.6. Оценка организацией каждого выявленного риска должна проводиться с целью определения его уровня.