ЗАКОН

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 4 ноября 2004 года N 136/2004-ОЗ

О депутатском расследовании

(с изменениями на 31 января 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Московской области от 14 декабря 2005 года N 261/2005-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 242, 21.12.2005);

Законом Московской области от 14 декабря 2018 года N 221/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 18.12.2018);

Законом Московской области от 31 января 2023 года N 4/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 01.02.2023).

____________________________________________________________________


Принят постановлением
Московской областной Думы
от 7 июля 2004 года N 21/105-П

Настоящий Закон определяет основания и порядок проведения депутатами Московской областной Думы депутатского расследования, права и обязанности лиц, замещающих государственные должности Московской области, занимающих государственные должности государственной службы Московской области, выборных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления в Московской области, должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность на территории Московской области в связи с проведением депутатского расследования.

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Основные понятия


В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

депутатское расследование - форма осуществления контрольной деятельности Московской областной Думы, совокупность процедур и действий, осуществляемых органом Московской областной Думы, уполномоченным для проведения депутатского расследования;

воспрепятствование проведению депутатского расследования - противоправные действия (бездействие) должностных лиц и граждан, направленные на создание препятствий в осуществлении законных процедур и действий органом Московской областной Думы, уполномоченным проводить депутатское расследование;

должностное лицо - лицо, замещающее должность с определенным кругом полномочий либо занимающее должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий определенного государственного органа, либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в организациях;

лицо, привлекаемое к депутатскому расследованию - должностное лицо или гражданин, предоставляющие органу Московской областной Думы, уполномоченному проводить депутатское расследование, информацию, необходимую для проведения депутатского расследования, и (или) приглашенные органом Московской областной Думы, уполномоченным проводить депутатское расследование, для участия в заседаниях и слушаниях, проводимых органом Московской областной Думы, уполномоченным проводить депутатское расследование;

организации, осуществляющие деятельность на территории Московской области - юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Московской области, а равно осуществляющие деятельность на территории Московской области посредством открытия филиалов, представительств и в иных формах;

предмет депутатского расследования - соблюдение и исполнение должностными лицами законов Московской области, обоснованность принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления Московской области, государственными и муниципальными органами (организациями), осуществляющими деятельность на территории Московской области и (или) их должностными лицами;

форма работы органа Московской областной Думы, уполномоченного проводить депутатское расследование - способ получения Московской областной Думой информации для осуществления контрольной деятельности, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 2. Правовая основа проведения депутатского расследования


Правовую основу проведения депутатского расследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав Московской области, Закон Московской области N 135/2018-ОЗ "О Московской областной Думе", Закон Московской области N 191/2007-ОЗ "О статусе депутата Московской областной Думы" и иные законы Московской области.

(Статья в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2018 года Законом Московской области от 14 декабря 2018 года N 221/2018-ОЗ; в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2023 года Законом Московской области от 31 января 2023 года N 4/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)



Статья 3. Основания для проведения депутатского расследования


Основанием для проведения депутатского расследования является поступившая к депутату Московской областной Думы (далее - Дума) информация о случаях нарушений должностными лицами Устава Московской области, законов Московской области, в том числе:

а) прав и свобод человека и гражданина;

б) бюджетного процесса в Московской области;

в) установленного порядка формирования и исполнения государственных программ и планов социально-экономического развития Московской области;

г) установленного порядка распоряжения собственностью Московской области и федеральной собственностью, в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения которой участвует Московская область.

Статья 4. Орган Думы, уполномоченный проводить депутатское расследование


Органом Думы, уполномоченным проводить депутатское расследование, является Комиссия для проведения депутатского расследования (далее - Комиссия). Комиссия формируется постановлением Думы для проведения определенного депутатского расследования из числа депутатов Думы в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 5. Инициатива проведения депутатского расследования

1. Право осуществления инициативы проведения депутатского расследования принадлежит депутатам Думы.

2. Группа депутатов Думы численностью не менее пяти человек вправе внести на рассмотрение Думы проект постановления Думы о проведении депутатского расследования, в котором указываются:

а) предмет данного депутатского расследования;

б) персональный состав Комиссии;

в) число работников аппарата Думы, обеспечивающих деятельность Комиссии;

г) срок проведения депутатского расследования;

д) иные положения, необходимые для проведения депутатского расследования.

3. К проекту постановления Думы прилагается пояснительная записка с изложением оснований проведения депутатского расследования, разъяснением общественной значимости предмета депутатского расследования, указанием источника получения информации, обоснованием необходимого обеспечения деятельности Комиссии.

4. Численный состав Комиссии не может быть менее пяти и более девяти депутатов Думы.

5. Постановление Думы о проведении депутатского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.

Статья 6. Период депутатского расследования

1. Днем начала депутатского расследования является день принятия Думой постановления о проведении депутатского расследования.

2. Днем завершения депутатского расследования является день принятия Думой постановления о завершении депутатского расследования.

Статья 7. Права и обязанности лиц, привлекаемых к проведению депутатского расследования

1. Лица, привлекаемые к проведению депутатского расследования, вправе знакомиться с протоколом заседания Комиссии, в котором они принимали участие, а также приобщать к нему свои пояснения и возражения в письменном виде.

2. Должностные лица обязаны выполнять требования Комиссии, предусмотренные настоящим Законом, в том числе представлять в установленные сроки достоверную и объективную информацию, являться на заседания и слушания Комиссии, отвечать на поставленные вопросы по существу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также соблюдать установленный порядок деятельности Комиссии.

Статья 8. Самостоятельность работы Комиссии


Комиссия самостоятельна в своей работе. Вмешательство в работу Комиссии со стороны депутатов Думы, не входящих в состав Комиссии, должностных лиц и граждан не допускается.

Статья 9. Задачи Комиссии


Комиссия в ходе проведения депутатского расследования:

а) оценивает достоверность информации по предмету депутатского расследования, поступившей в Комиссию;

б) делает выводы о наличии нарушений Устава Московской области, законов Московской области;

в) устанавливает должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие), по мнению Комиссии, повлекли нарушение Устава Московской области, законов Московской области;

г) подготавливает мотивированное заключение по итогам депутатского расследования.

Глава 2. Обеспечение деятельности Комиссии

     

Статья 10. Обеспечение деятельности Комиссии

1. В течение 15 рабочих дней со дня принятия постановления Думы о проведении депутатского расследования Председатель Думы издает на его основании распоряжение, в котором указываются:

а) персональный состав работников аппарата Думы, обеспечивающих деятельность Комиссии;

б) порядок исполнения работниками аппарата Думы обязанностей по обеспечению деятельности Комиссии;

в) порядок обеспечения деятельности Комиссии;

г) иные положения по обеспечению деятельности Комиссии.

2. Председатель Думы на основании решения Комиссии о привлечении к работе Комиссии специалистов-экспертов заключает в установленном порядке договоры на выполнение работ (услуг) специалистами-экспертами.

3. На основании распоряжения Председателя Думы, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и по письменной заявке председателя Комиссии соответствующие структурные подразделения аппарата Думы обеспечивают Комиссию помещением, транспортом, канцелярскими принадлежностями и оргтехникой.

4. Комиссия регулярно информирует Думу о расходах, произведенных на обеспечение деятельности Комиссии.

Статья 11. Финансирование деятельности Комиссии

1. Финансирование деятельности Комиссии осуществляется за счет средств, предусмотренных в Смете расходов Думы на соответствующий финансовый год.

2. Денежные средства используются для оплаты:

а) работ (услуг) специалистов-экспертов, привлеченных к работе Комиссии на основании договоров, заключенных в установленном порядке;

б) командировочных расходов членов Комиссии, специалистов-экспертов, привлеченных к работе Комиссии, работников аппарата Думы, обеспечивающих деятельность Комиссии;

в) иных расходов, необходимых для проведения депутатского расследования.

Глава 3. Компетенция Комиссии

     

Статья 12. Права Комиссии


В целях полноты и объективности депутатского расследования Комиссия вправе:

а) приглашать должностных лиц и граждан на заседания и слушания Комиссии;

б) запрашивать информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;

в) собирать и систематизировать информацию, имеющую отношение к предмету депутатского расследования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

г) принимать решения о привлечении к работе Комиссии специалистов-экспертов;

д) поручать членам Комиссии, специалистам-экспертам, привлеченным к работе Комиссии, работникам аппарата Думы, обеспечивающим деятельность Комиссии, проведение сбора информации, необходимой для проведения депутатского расследования;

е) использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, фотоаппаратуру;

ж) производить фотографирование, звукозапись, видеосъемку информации, имеющей отношение к предмету депутатского расследования, заседаний и слушаний Комиссии;

з) осуществлять иные действия, необходимые для проведения депутатского расследования.

Статья 13. Ограничения деятельности Комиссии


Комиссия не вправе:

а) проводить депутатское расследование в отношении должностного лица, которое является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным по уголовному делу, возбужденному по тем же основаниям, по которым проводится депутатское расследование;

б) запрашивать материалы предварительного расследования по уголовному делу, а также материалы уголовного дела, находящиеся в производстве суда;

в) вмешиваться в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам.

Статья 14. Обязанности и ответственность члена Комиссии, специалиста-эксперта, привлеченного к работе Комиссии, работника аппарата Думы, обеспечивающего деятельность Комиссии

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»