МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 4 ноября 2004 года N 136/2004-ОЗ
О депутатском расследовании
(с изменениями на 31 января 2023 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Московской области от 14 декабря 2005 года N 261/2005-ОЗ (Ежедневные новости. Подмосковье, N 242, 21.12.2005);
Законом Московской области от 14 декабря 2018 года N 221/2018-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 18.12.2018);
Законом Московской области от 31 января 2023 года N 4/2023-ОЗ (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 01.02.2023).
____________________________________________________________________
Принят постановлением
Московской областной Думы
от 7 июля 2004 года N 21/105-П
Настоящий Закон определяет основания и порядок проведения депутатами Московской областной Думы депутатского расследования, права и обязанности лиц, замещающих государственные должности Московской области, занимающих государственные должности государственной службы Московской области, выборных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления в Московской области, должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность на территории Московской области в связи с проведением депутатского расследования.
В целях настоящего Закона используются следующие понятия:
депутатское расследование - форма осуществления контрольной деятельности Московской областной Думы, совокупность процедур и действий, осуществляемых органом Московской областной Думы, уполномоченным для проведения депутатского расследования;
воспрепятствование проведению депутатского расследования - противоправные действия (бездействие) должностных лиц и граждан, направленные на создание препятствий в осуществлении законных процедур и действий органом Московской областной Думы, уполномоченным проводить депутатское расследование;
должностное лицо - лицо, замещающее должность с определенным кругом полномочий либо занимающее должность с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий определенного государственного органа, либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в организациях;
лицо, привлекаемое к депутатскому расследованию - должностное лицо или гражданин, предоставляющие органу Московской областной Думы, уполномоченному проводить депутатское расследование, информацию, необходимую для проведения депутатского расследования, и (или) приглашенные органом Московской областной Думы, уполномоченным проводить депутатское расследование, для участия в заседаниях и слушаниях, проводимых органом Московской областной Думы, уполномоченным проводить депутатское расследование;
организации, осуществляющие деятельность на территории Московской области - юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Московской области, а равно осуществляющие деятельность на территории Московской области посредством открытия филиалов, представительств и в иных формах;
предмет депутатского расследования - соблюдение и исполнение должностными лицами законов Московской области, обоснованность принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления Московской области, государственными и муниципальными органами (организациями), осуществляющими деятельность на территории Московской области и (или) их должностными лицами;
форма работы органа Московской областной Думы, уполномоченного проводить депутатское расследование - способ получения Московской областной Думой информации для осуществления контрольной деятельности, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Правовую основу проведения депутатского расследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав Московской области, Закон Московской области N 135/2018-ОЗ "О Московской областной Думе", Закон Московской области N 191/2007-ОЗ "О статусе депутата Московской областной Думы" и иные законы Московской области.
(Статья в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2018 года Законом Московской области от 14 декабря 2018 года N 221/2018-ОЗ; в редакции, введенной в действие со 2 февраля 2023 года Законом Московской области от 31 января 2023 года N 4/2023-ОЗ. - См. предыдущую редакцию)
Основанием для проведения депутатского расследования является поступившая к депутату Московской областной Думы (далее - Дума) информация о случаях нарушений должностными лицами Устава Московской области, законов Московской области, в том числе:
а) прав и свобод человека и гражданина;
б) бюджетного процесса в Московской области;
в) установленного порядка формирования и исполнения государственных программ и планов социально-экономического развития Московской области;
г) установленного порядка распоряжения собственностью Московской области и федеральной собственностью, в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения которой участвует Московская область.
Органом Думы, уполномоченным проводить депутатское расследование, является Комиссия для проведения депутатского расследования (далее - Комиссия). Комиссия формируется постановлением Думы для проведения определенного депутатского расследования из числа депутатов Думы в порядке, установленном настоящим Законом.
1. Право осуществления инициативы проведения депутатского расследования принадлежит депутатам Думы.
2. Группа депутатов Думы численностью не менее пяти человек вправе внести на рассмотрение Думы проект постановления Думы о проведении депутатского расследования, в котором указываются:
а) предмет данного депутатского расследования;
б) персональный состав Комиссии;
в) число работников аппарата Думы, обеспечивающих деятельность Комиссии;
г) срок проведения депутатского расследования;
д) иные положения, необходимые для проведения депутатского расследования.
3. К проекту постановления Думы прилагается пояснительная записка с изложением оснований проведения депутатского расследования, разъяснением общественной значимости предмета депутатского расследования, указанием источника получения информации, обоснованием необходимого обеспечения деятельности Комиссии.
4. Численный состав Комиссии не может быть менее пяти и более девяти депутатов Думы.
5. Постановление Думы о проведении депутатского расследования принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.
1. Днем начала депутатского расследования является день принятия Думой постановления о проведении депутатского расследования.
2. Днем завершения депутатского расследования является день принятия Думой постановления о завершении депутатского расследования.
1. Лица, привлекаемые к проведению депутатского расследования, вправе знакомиться с протоколом заседания Комиссии, в котором они принимали участие, а также приобщать к нему свои пояснения и возражения в письменном виде.
2. Должностные лица обязаны выполнять требования Комиссии, предусмотренные настоящим Законом, в том числе представлять в установленные сроки достоверную и объективную информацию, являться на заседания и слушания Комиссии, отвечать на поставленные вопросы по существу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также соблюдать установленный порядок деятельности Комиссии.
Комиссия самостоятельна в своей работе. Вмешательство в работу Комиссии со стороны депутатов Думы, не входящих в состав Комиссии, должностных лиц и граждан не допускается.
Комиссия в ходе проведения депутатского расследования:
а) оценивает достоверность информации по предмету депутатского расследования, поступившей в Комиссию;
б) делает выводы о наличии нарушений Устава Московской области, законов Московской области;
в) устанавливает должностных лиц, чьи решения, действия (бездействие), по мнению Комиссии, повлекли нарушение Устава Московской области, законов Московской области;
г) подготавливает мотивированное заключение по итогам депутатского расследования.
1. В течение 15 рабочих дней со дня принятия постановления Думы о проведении депутатского расследования Председатель Думы издает на его основании распоряжение, в котором указываются:
а) персональный состав работников аппарата Думы, обеспечивающих деятельность Комиссии;
б) порядок исполнения работниками аппарата Думы обязанностей по обеспечению деятельности Комиссии;
в) порядок обеспечения деятельности Комиссии;
г) иные положения по обеспечению деятельности Комиссии.
2. Председатель Думы на основании решения Комиссии о привлечении к работе Комиссии специалистов-экспертов заключает в установленном порядке договоры на выполнение работ (услуг) специалистами-экспертами.
3. На основании распоряжения Председателя Думы, указанного в пункте 1 настоящей статьи, и по письменной заявке председателя Комиссии соответствующие структурные подразделения аппарата Думы обеспечивают Комиссию помещением, транспортом, канцелярскими принадлежностями и оргтехникой.
4. Комиссия регулярно информирует Думу о расходах, произведенных на обеспечение деятельности Комиссии.
1. Финансирование деятельности Комиссии осуществляется за счет средств, предусмотренных в Смете расходов Думы на соответствующий финансовый год.
2. Денежные средства используются для оплаты:
а) работ (услуг) специалистов-экспертов, привлеченных к работе Комиссии на основании договоров, заключенных в установленном порядке;
б) командировочных расходов членов Комиссии, специалистов-экспертов, привлеченных к работе Комиссии, работников аппарата Думы, обеспечивающих деятельность Комиссии;
в) иных расходов, необходимых для проведения депутатского расследования.
В целях полноты и объективности депутатского расследования Комиссия вправе:
а) приглашать должностных лиц и граждан на заседания и слушания Комиссии;
б) запрашивать информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;
в) собирать и систематизировать информацию, имеющую отношение к предмету депутатского расследования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;
г) принимать решения о привлечении к работе Комиссии специалистов-экспертов;
д) поручать членам Комиссии, специалистам-экспертам, привлеченным к работе Комиссии, работникам аппарата Думы, обеспечивающим деятельность Комиссии, проведение сбора информации, необходимой для проведения депутатского расследования;
е) использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, фотоаппаратуру;
ж) производить фотографирование, звукозапись, видеосъемку информации, имеющей отношение к предмету депутатского расследования, заседаний и слушаний Комиссии;
з) осуществлять иные действия, необходимые для проведения депутатского расследования.
Комиссия не вправе:
а) проводить депутатское расследование в отношении должностного лица, которое является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным по уголовному делу, возбужденному по тем же основаниям, по которым проводится депутатское расследование;
б) запрашивать материалы предварительного расследования по уголовному делу, а также материалы уголовного дела, находящиеся в производстве суда;
в) вмешиваться в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам.