(с изменениями на 8 ноября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Севастополя от 26.05.2022 N 208-ПП, от 05.07.2022 N 288-ПП, от 13.12.2022 N 648-ПП, от 23.03.2023 N 132-ПП, от 06.04.2023 N 167-ПП, от 17.08.2023 N 386-ПП, от 27.11.2023 N 536-ПП, от 06.12.2023 N 579-ПП, от 29.12.2023 N 687-ПП, от 20.05.2024 N 223-ПП, от 24.05.2024 N 236-ПП, от 08.11.2024 N 513-ПП)
В соответствии с Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 30.12.2022 N 737-ЗС "О Правительстве Севастополя", постановлениями Правительства Севастополя от 06.04.2017 N 284-ПП "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя", от 20.09.2021 N 453-ПП "Об утверждении Перечня государственных программ города Севастополя, реализация которых планируется с 2022 года" Правительство Севастополя постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Севастополя от 23.03.2023 N 132-ПП)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу города Севастополя "Жилище".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора города Севастополя, координирующего работу по вопросам формирования и реализации государственной политики в сфере капитального строительства и жилищной сфере.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Севастополя от 23.03.2023 N 132-ПП)
Губернатор города Севастополя
М.В.РАЗВОЖАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ "ЖИЛИЩЕ"
(в ред. Постановлений Правительства Севастополя от 29.12.2023 N 687-ПП, от 20.05.2024 N 223-ПП, от 24.05.2024 N 236-ПП, от 08.11.2024 N 513-ПП)
Одной из наиболее острых социальных проблем является проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Севастополя.
В 2023 году по результатам реализации Программы, направленной на предоставление мер социальной поддержки гражданам в улучшении жилищных условий, свои жилищные условия улучшил 261 гражданин.
По состоянию на 01.10.2023 в городе Севастополе на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят 5075 семей (13924 человека), из них по категориям, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Севастополя:
- инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, - 37 семей (37 человек);
- ветеранов боевых действий, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005, - 22 семьи (22 человека);
- многодетных семей - 746 (3650 человек);
- реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в городе Севастополе в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, - 86 семей (86 человек);
- граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Севастополя, установленных в подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 г. N 116 "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя", - 61 семья (120 человек).
Оказание бюджетной поддержки в решении жилищных вопросов молодых семей является важным фактором стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в городе Севастополе.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без государственной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, молодые семьи не могут уплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же чаще всего молодые семьи еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства.
Однако, такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Так, по состоянию на 01.06.2023 в Сводный список молодых семей - участников Программы включены 74 семьи (231 человек).
В случае превышения количества молодых семей, включенных в список участников, над количеством молодых семей, которым может быть предоставлена социальная выплата с учетом объема финансового обеспечения, предусмотренного Законом города Севастополя о бюджете на текущий финансовый год и плановый период, прием документов на участие в Программе приостанавливается.
Особо остро на территории города Севастополя обстоит вопрос с обеспечением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.
Так, по состоянию на 01.12.2023 в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включены 593 гражданина указанной категории, из которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло на 01.12.2023, - 425 человек.
Мероприятия государственной программы города Севастополя "Жилище" позволят на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем по сокращению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приоритетом региональной государственной политики является сокращение аварийного жилищного фонда города Севастополя, создающего угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в таких объектах.
Аварийный жилищный фонд на территории города Севастополя, признанный таковым в порядке, определенном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, представляет угрозу жизни и здоровью граждан и подлежит обязательному расселению.
На территории города Севастополя в настоящее время подлежат расселению 37 многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в которых проживают 434 гражданина в 142 жилых помещениях общей площадью 5954,47 кв. м.
Основными факторами, препятствующими устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, являются ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования (около 0,5 тыс. кв. м в год).
В целях реализации прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда необходимо создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда путем создания новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 г.
Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования в России сыграл единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество "ДОМ.РФ". Благодаря деятельности этого акционерного общества банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.
Город Севастополь будет участвовать в оказании дополнительных мер поддержки гражданам, которые приобретают доступное жилье на территории города Севастополя.
Такие граждане при приобретении доступного жилья на территории города Севастополя смогут получать льготные ипотечные кредиты со сниженной ставкой на 4,5 процентных пункта в кредитных организациях - участниках реализуемой АО "ДОМ.РФ" программы в качестве оператора.
Это позволит в значительной мере снизить размер ежемесячных платежей при приобретении доступного жилья в случае необходимости привлечения гражданами кредитных (заемных) средств.
Источником финансирования АО "ДОМ.РФ" с 2023 по 2025 годы будут являться средства бюджета города Севастополя.
При этом так как ипотечные кредиты будут выдаваться в целях приобретения доступного жилья (право на приобретение доступного жилья имеют отдельные категории граждан, определенные Законом города Севастополя от 20.07.2022 N 708-ЗС "О доступном жилье в городе Севастополе"), риск необоснованного получения данной меры поддержки полностью исключен.
В настоящее время АО "ДОМ.РФ" подтверждено намерение участвовать и быть получателем средств региональной субсидии с 2024 года.
Планируемое количество льготных жилищных (ипотечных) кредитов (займов), предоставляемых гражданам на приобретение доступного жилья, по которым кредитными и иными организациями будет получено возмещение недополученных доходов, всего в 2024 - 2030 годах - 62 ед.
Одним из наиболее важных вопросов является организация строительства социального жилья на территории города Севастополя, которое будет реализовываться отдельным категориям граждан, а также исполнительным органам города Севастополя и подведомственным им организациям, иным государственным органам города Севастополя, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти в городе Севастополе, федеральным государственным органам по договору купли-продажи, в том числе с целью реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями в рамках Программы.
Строительство объектов с социальным жильем будет вестись с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) с размещением таких средств на счетах эскроу.
Во исполнение требований Закона N 214-ФЗ, а также в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией "Фонд развития жилищного строительства и ипотечного кредитования города Севастополя" учреждаются хозяйственные общества (далее - Специализированный застройщик), которые выступают заказчиком строительства объекта с социальным жильем.
Специализированному застройщику, которому по договору безвозмездного пользования предоставляется земельный участок для строительства объекта с доступным жильем, выделяются средства в размере, достаточном для проведения проектно-изыскательских работ, а также прохождения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.
Строительство объекта с доступным жильем планируется вести за счет средств целевого кредита (в полном объеме), полученного Специализированным застройщиком в уполномоченном банке, включенном в перечень банков, соответствующих критериям (требованиям), установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2018 N 697 "Об утверждении критериев (требований), которым в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" должны соответствовать уполномоченные банки и банки, которые имеют право на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве".
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 24.05.2024 N 236-ПП)
Общая площадь доступного жилья на территории города Севастополя, всего в 2024 - 2030 годах - 19538,78 кв. м (накопительным итогом), итоговая площадь доступного жилья может изменяться по результатам проектирования и строительства объектов с доступным жильем.