(с изменениями на 19 февраля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.02.2023 N 23-ПП, от 19.02.2024 N 25-ПП)
В соответствии с пунктом 4 статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 24-1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2011 г. N 11-РЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики:
от 30 марта 2016 г. N 45-ПП "Об утверждении бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2016, N 12);
от 31 марта 2017 г. N 57-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 г. N 45-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2017, N 13);
от 29 марта 2018 г. N 56-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 г. N 45-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2018, N 13);
от 27 февраля 2019 г. N 22-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 г. N 45-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2019, N 9);
от 2 марта 2020 г. N 29-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 марта 2016 г. N 45-ПП" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2020, N 10);
от 1 марта 2021 г. N 23-ПП "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к бюджетному прогнозу Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2021, N 8).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2040 ГОДА
(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.02.2024 N 25-ПП)
Бюджетный прогноз Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года (далее - долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2015 г. N 205-ПП.
При подготовке долгосрочного бюджетного прогноза учтены стратегические цели, сформулированные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., от 15 января 2020 г., от 21 апреля 2021 г., в постановлении Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 17 мая 2021 г. N 312-П-П "О Послании Главы Кабардино-Балкарской Республики Парламенту Кабардино-Балкарской Республики", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента N 474), Прогнозе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года, утвержденном распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 апреля 2019 г. N 250-рп, государственных программах Кабардино-Балкарской Республики.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Долгосрочный бюджетный прогноз сформирован в соответствии с базовым вариантом Прогноза социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на долгосрочный период до 2040 года. Базовый вариант характеризует параметры развития экономики республики при сохранении основных тенденций социально-экономического развития.
Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности должно служить реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - республиканский бюджет), выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности республиканского бюджета и качества бюджетной политики на республиканском и муниципальном уровнях.
Реализация бюджетной и налоговой политики в 2020 и 2021 годах происходила с учетом сложившейся экономической ситуации и была направлена главным образом на преодоление последствий пандемии, социальную защиту граждан, а также на создание условий для восстановления и дальнейшего роста экономики республики.
Основные направления налоговой политики Кабардино-Балкарской Республики основывались на ключевых изменениях налогового законодательства, принимаемых на федеральном уровне, которые направлены на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса посредством улучшения администрирования доходов, включая создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей, в том числе внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования, позволяющего без увеличения налоговой нагрузки повысить собираемость доходов бюджетов.
Для сокращения издержек и создания комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей были приняты следующие меры:
отмена с 2021 года налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам;
введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам;
отмена налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН-доходы, использующих контрольно-кассовую технику;
введение предварительного информирования о предстоящем приостановлении операций по счетам и переводов (за непредставление налоговой декларации);
развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
Результатом проводимой работы является положительная динамика исполнения доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики (далее - консолидированный бюджет) за счет всех источников (таблица 1).
Динамика и структура исполнения доходов консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики за 2017 - 2021 годы
(млн руб.)
Годы | Доходы, всего | Налоговые и неналоговые доходы | Удельный вес в доходах, % | В том числе: | Безвозмездные поступления | Удельный вес в доходах, % | Дотационность | |
налоговые доходы | неналоговые доходы | |||||||
2017 | 29390,43 | 14038,64 | 47,77 | 12295,23 | 1743,41 | 15351,80 | 52,23 | 37,1 |
2018 | 35996,64 | 16552,27 | 45,98 | 13771,46 | 2780,81 | 19444,38 | 54,02 | 39,2 |
2019 | 41206,63 | 16927,98 | 41,08 | 14637,38 | 2290,60 | 24278,65 | 58,92 | 37,2 |
2020 | 55722,59 | 16971,82 | 30,46 | 14739,00 | 2232,82 | 38750,77 | 69,54 | 32,2 |
2021 | 57219,11 | 19012,66 | 33,23 | 16180,18 | 2832,48 | 38206,45 | 66,77 | 29,6 |
Объем налоговых и неналоговых доходов за указанный период увеличился на 35,4%, или с 14038,64 млн рублей в 2017 году до 19012,66 млн рублей в 2021 году, из них налоговые доходы - на 31,6%, или с 12295,23 млн рублей до 16180,18 млн рублей.
Особую роль в обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета занимают межбюджетные трансферты - дотации, субсидии, субвенции, которые способствуют росту экономического потенциала. На протяжении последних 4 лет объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета вырос более чем в два раза, или с 15351,8 млн рублей в 2017 году до 38206,45 млн рублей в 2021 году. При этом основная часть поступлений носит целевой характер, дотационность республики сокращается.
Планомерная реализация бюджетной и налоговой политики в 2020 - 2021 годах, основанная на ключевых изменениях налогового и бюджетного законодательства, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, позволила сохранить устойчивость экономики республики и достичь значительных результатов по следующим основным направлениям:
1) мероприятия, направленные на бюджетную консолидацию, увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета и снижение уровня дотационности республики, осуществлялись в рамках Программы оздоровления финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики на 2018 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2018 г. N 573-рп.
Бюджетный эффект от реализации Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов (оптимизации расходов) Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 сентября 2018 г. N 573-рп, за 2021 год составил 214,5 млн рублей при плановом показателе 97,8 млн рублей, или 219,3%, по оптимизации расходов - 252,4 млн рублей при плановом показателе 163,9 млн рублей, или 154%;
2) в соответствии с созданной на федеральном уровне системой учета, контроля и оценки налоговых расходов в Кабардино-Балкарской Республике ежегодно проводится оценка эффективности налоговых льгот и пониженных ставок по налогам в рамках общих требований к оценке их эффективности в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. N 1204 "Об оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации в 2020 году и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам оценки налоговых расходов субъектов Российской Федерации", постановлениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 ноября 2019 г. N 198-ПП "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Кабардино-Балкарской Республики", от 25 декабря 2019 г. N 239-ПП "Об утверждении Порядка оценки налоговых расходов Кабардино-Балкарской Республики".
По итогам межведомственной работы, проведенной Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике, Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики, по оценке эффективности действующих налоговых льгот за 2019 и 2020 годы количество получателей налоговых льгот в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики составило 39415, что на 1441 получателя больше предшествующего периода;
3) органами местного самоуправления в 2019 и 2020 годах приняты решения об утверждении правил формирования перечня налоговых расходов и порядок оценки налоговых расходов муниципальных образований. Проведена оценка эффективности действующих налоговых льгот за 2019 и 2020 годы;
4) по итогам проведенных оценок неэффективных налоговых льгот не выявлено. В рамках актуализированного Плана по устранению в Кабардино-Балкарской Республике неэффективных льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательством Кабардино-Балкарской Республики о налогах и сборах, на 2021 - 2023 годы, утвержденного распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2020 г. N 618-рп, принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2021 г. N 36-РЗ "О признании утратившими силу отдельных положений Закона Кабардино-Балкарской Республики "О налоге на имущество организаций", отменяющий с 1 января 2022 г. действие невостребованной налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении законсервированных основных средств;