____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 25.12.2023 N 738.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 11 декабря 2023 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 13.06.2023 N 272, от 11.12.2023 N 674)
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить государственную программу "Сохранение и развитие национальной культуры, государственных языков Республики Мордовия и других языков в Республике Мордовия" (далее - государственная программа).
2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия.
3. Установить, что объемы финансирования мероприятий государственной программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СИДОРОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ И ДРУГИХ ЯЗЫКОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 13.06.2023 N 272, от 11.12.2023 N 674)
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия |
Соисполнители государственной программы | Министерство образования Республики Мордовия |
Участники государственной программы | Администрация Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия; Министерство спорта Республики Мордовия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия; Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия; Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту и дорожному хозяйству; Администрация городского округа Саранск (по согласованию); Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия"; Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Научный центр социально-экономического мониторинга"; Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Мордовия "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру"; Государственное бюджетное учреждение культуры "Мордовская государственная филармония - Республиканский Дворец культуры"; Государственное бюджетное учреждение культуры "Мордовский государственный национальный драматический театр"; Государственное бюджетное учреждение культуры "Национальная библиотека им. А.С.Пушкина Республики Мордовия"; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева" (по согласованию); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева" (по согласованию); Межрегиональная общественная организация мордовского (мокшанского и эрзянского) народа (по согласованию); Общественная организация - Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия "Якташлар" ("Земляки") (по согласованию); Некоммерческая ассоциация "Поволжский центр культур финно-угорских народов" (по согласованию) Государственный комитет по делам молодежи Республики Мордовия |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 13.06.2023 N 272) | |
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма "Развитие целостной системы изучения языков народов Республики Мордовия" Подпрограмма "Сохранение и популяризация языков, культурного наследия народов Республики Мордовия" Подпрограмма "Расширение сферы использования языков народов Республики Мордовия" |
Цель государственной программы | Создание условий для сохранения, изучения и развития национальной культуры, государственных языков Республики Мордовия и других языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Мордовия, мордовских (мокшанского и эрзянского) языков в местах компактного проживания мордовского народа в субъектах Российской Федерации |
Задачи государственной программы | - развитие и поддержка целостной системы изучения мордовских (мокшанского и эрзянского) и русского языков, других языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Мордовия; - сохранение и популяризация культурного наследия народов, проживающих в Республике Мордовия, мордовских (мокшанского и эрзянского) языков в республике и в местах компактного проживания мордовского народа в субъектах Российской Федерации; - расширение сферы использования мордовских (мокшанского и эрзянского) языков как государственных языков Республики Мордовия, в том числе в информационно-коммуникационном пространстве |
Целевые показатели государственной программы | 1) количество мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, государственных языков Республики Мордовия и других языков в Республике Мордовия, с нарастающим итогом (единиц); 2) численность участников мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, государственных языков Республики Мордовия и других языков в Республике Мордовия, (тыс. человек); 3) численность участников мероприятий, направленных на приобщение подрастающего поколения Республики Мордовия к ценностям национальных культур и родных языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Мордовия (тыс. человек); 4) доля граждан, положительно оценивающих ситуацию с соблюдением в Республике Мордовия прав и свобод граждан по признакам национальности, языка, религии, от общего числа опрошенных граждан в год (проценты) |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2022 - 2026 гг. без деления на этапы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы | Общий объем финансового обеспечения государственной программы составит 16096,6 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2022 году - 3026,6 тыс. рублей; в 2023 году - 4970,0 тыс. рублей; в 2024 году - 5170,0 тыс. рублей; в 2025 году - 670,0 тыс. рублей; в 2026 году - 2260,0 тыс. рублей. Финансирование государственной программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников. Объем средств федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей, из них: в 2022 году - 0,0 тыс. рублей; в 2023 году - 0,0 тыс. рублей; в 2024 году - 0,0 тыс. рублей; в 2025 году - 0,0 тыс. рублей; в 2026 году - 0,0 тыс. рублей. Объем средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 9890,0 тыс. рублей, из них: в 2022 году - 0,0 тыс. рублей; в 2023 году - 4250,0 тыс. рублей; в 2024 году - 4250,0 тыс. рублей; в 2025 году - 0,0 тыс. рублей; в 2026 году - 1390,0 тыс. рублей. Объем средств муниципальных бюджетов - 0,0 тыс. рублей, из них: в 2022 году - 0,0 тыс. рублей; в 2023 году - 0,0 тыс. рублей; в 2024 году - 0,0 тыс. рублей; в 2025 году - 0,0 тыс. рублей; в 2026 году - 0,0 тыс. рублей. Объем средств внебюджетных источников - 6206,6 тыс. рублей, из них: в 2022 году - 3026,6 тыс. рублей; в 2023 году - 720,0 тыс. рублей; в 2024 году - 920,0 тыс. рублей; в 2025 году - 670,0 тыс. рублей; в 2026 году - 870,0 тыс. рублей. Общий объем финансового обеспечения по подпрограмме "Развитие целостной системы изучения языков народов Республики Мордовия" составляет 5806,6 тыс. рублей. Общий объем финансового обеспечения по подпрограмме "Сохранение и популяризация языков, культурного наследия народов Республики Мордовия" составляет 8900,0 тыс. рублей. Общий объем финансового обеспечения по подпрограмме "Расширение сферы использования языков народов Республики Мордовия" составляет 1390,0 тыс. рублей. Приведенные объемы финансирования государственной программы являются прогнозными |
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 11.12.2023 N 674) | |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1) количество мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, государственных языков Республики Мордовия и других языков в Республике Мордовия, составит 370 единиц; 2) численность участников мероприятий, направленных на сохранение и развитие национальной культуры, государственных языков Республики Мордовия и других языков в Республике Мордовия, достигнет 128,5 тыс. человек; 3) мероприятиями, проведенными с целью приобщения подрастающего поколения Республики Мордовия к ценностям национальных культур и родных языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Мордовия, будет охвачено 9,8 тыс. человек; 4) доля граждан, положительно оценивающих ситуацию с соблюдением в Республике Мордовия прав и свобод граждан по признакам национальности, языка, религии, от общего числа опрошенных достигнет 80,5% |
Справочно: объем налоговых расходов Республики Мордовия в рамках реализации государственной программы (всего) | 0 |
Одним из приоритетов государственной национальной политики в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. N 1532, является сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации.
Для реализации цели сохранения языков народов Российской Федерации в регионах страны принимаются и реализуются государственные программы, направленные на сохранение, изучение и развитие государственных языков субъекта Федерации и других языков народов, населяющих регион.
Республика Мордовия - многонациональный и поликонфессиональный регион. В республике проживают представители 122 национальностей. На долю трех основных национальностей (мордва, русские, татары) приходится 98,3% всего населения. В общей численности населения республики мордва составляет 39,9%, русские - 53,2%, татары - 5,2%.
Государственными языками Республики Мордовия являются русский и мордовский (мокшанский, эрзянский) языки. Республика обеспечивает создание условий для использования, сохранения и равноправного развития государственных языков Республики Мордовия, а также право граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Мордовия, на пользование родным языком, его сохранение и развитие.
В Мордовии на регулярной основе проводятся мероприятия, направленные на сохранение и развитие родных языков и национальных культур народов, населяющих Республику Мордовия, формирование общероссийской и этнокультурной идентичности.
Органы государственной власти Республики Мордовия обеспечивают на территории республики создание системы образовательных учреждений с изучением родных языков.
Во всех образовательных организациях Республики Мордовия обучение осуществляется на русском языке.
В дошкольных образовательных организациях республики реализуется региональный модуль "Мы в Мордовии живем". В 141 дошкольной образовательной организации (57,3%) организована работа по изучению мокшанского и эрзянского языка в форме кружковой деятельности.
Для системы школьного образования ежегодно перед началом учебного года ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру" формируются методические рекомендации к учебному плану, которые направляются в государственные общеобразовательные организации, подведомственные Министерству образования Республики Мордовия, а также органы местного самоуправления. Учебные планы образовательных организаций учитывают изменения, внесенные в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286 и от 31 мая 2021 г. N 287 соответственно, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка (включая русский язык) из числа языков народов Российской Федерации.
В рамках предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература" в Республике Мордовия изучается родной (русский, мокшанский, эрзянский, татарский) язык и литература.
Русский язык изучается в 189 школах (более 53,5 тыс. обучающихся). Мокшанский и эрзянский языки в общеобразовательных организациях республики изучаются по заявлению родителей (законных представителей): мокшанский язык в 34 школах (более 1,6 тыс. обучающихся); эрзянский язык в 27 школах (около 2 тыс. обучающихся). В 16 школах изучается татарский язык - около 1,2 тыс. обучающихся. Обучают мокшанскому, эрзянскому языку 101 учитель, из них 98 с высшим образованием, 24 - имеют высшую квалификационную категорию.
Результатом освоения мокшанского и эрзянского языков является ежегодное участие обучающихся, изучающих родной и государственные языки Республики Мордовия, в Межрегиональной олимпиаде по родному (мокшанскому, эрзянскому) языку, в которой участвуют не только обучающиеся из Мордовии, но и из других регионов с компактным проживанием мордовского народа. В летний период для победителей и призеров олимпиад по родным языкам и конкурсов этнокультурной направленности функционирует межрегиональный образовательно-оздоровительный этнокультурный лагерь "Живи, родной язык!".
Ежегодно проводится Всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся "Живая культура: традиции и современность", в которой принимают участие около 150 учащихся из образовательных организаций Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения. Также в Мордовии ежегодно проводится Всероссийская педагогическая конференция "Поликультурное образование: опыт и перспективы".
Большую роль в повышении качества преподавания мордовского (мокшанского, эрзянского) языка играют курсы повышения квалификации учителей, которые ежегодно проходят на площадке Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру".
Центр "Педагог13.ру" также выступил организатором республиканского конкурса "Лучший учитель мордовского (мокшанского, эрзянского) языка Республики Мордовия".
Подготовка специалистов по мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) государственному языку осуществляется в ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева", ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е.Евсевьева" по двухуровневой образовательной системе - бакалавриат и магистратура, а также в ГБПОУ РМ "Зубово-Полянский педагогический колледж" и ГБПОУ РМ "Ичалковский педагогический колледж им. С.М.Кирова". Подготовку педагогов для преподавания родного (мокшанского, эрзянского) языка и литературы ведут ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е.Евсевьева" и ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева" по двухуровневой образовательной системе - бакалавриат и магистратура. Организована подготовка кадров высшей квалификации.
Научные исследованиями в области мордовской филологии и национальной культуры помимо ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е.Евсевьева" и ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева" занимается ГКУ Республики Мордовия "Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия".
Республиканские средства массовой информации (радио, телевидение, печать) обеспечивают использование государственных языков Республики Мордовия, а также учитывают информационные потребности представителей других национальностей, проживающих в республике. Вместе с тем, абсолютное большинство масс-медиа представляют собой русскоязычный контент.
В то же время в республике есть периодические издания, которые полностью или частично выходят на национальных языках: на мокшанском (газета "Мокшень правда", журналы "Мокша" и "Якстерь Тештеня"), эрзянском (газеты "Эрзянь правда" и "Эрзянь Мастор", журналы "Сятко" и "Чилисема"), татарском (газета "Юлдаш"). Однако тираж печатных СМИ на национальных языках в Республике Мордовия неуклонно сокращается: в 2007 - 2021 гг. более чем в 2 раза уменьшилось количество печатных экземпляров по всем периодическим изданиям на родных языках народов, проживающих в Мордовии. Кроме того, Мордовское книжное издательство выпускает художественную и публицистическую литературу на мордовских языках. Важным показателем развития государственного мордовского (мокшанского, эрзянского) языка является перевод на мокшанский и эрзянский языки энциклопедии "Мордовия", издание мордовского эпоса "Масторава".
На региональном телевидении и радио выпускаются программы на мокшанском, эрзянском, татарском языках (татарская "Туган тел" на радио, эрзянская "Сияжар" на ТВ), но они занимают незначительную часть эфирного времени. Например, в телеэфире программы на мордовских языках занимают ежедневно от 45 до 60 минут. Отчасти этот недостаток восполняет Интернет, в котором создаются и развиваются порталы и блогосфера на национальных языках республики, особенно активно - на эрзянском.
Решение вопросов сохранения, изучения и развития родных языков и национальных культур народов, проживающих в Республике Мордовия, осложняется целым рядом проблем объективного и субъективного характера.
Усиление процессов глобализации создает угрозу утраты самобытности и национальных традиций, базовым условием и транслятором которых является язык. В последние годы в Республике Мордовия наблюдается тенденция уменьшения численности представителей коренных национальностей (мордва, татары), владеющих родным языком, сокращение сферы его использования не только в профессиональной деятельности, но и в быту. В целом, несмотря на заявленный равный правовой статус русского и мордовских (мокшанского и эрзянского) языков, при использовании их как государственных приоритет в основном отдается русскому языку. Данное положение, с одной стороны, соответствует современным реалиям, в которых русский язык является языком межнационального общения. Однако, с другой стороны, чтобы не усугублять несбалансированность существующего в Республике Мордовия билингвизма, требуется активное укрепление статуса мордовских языков.
Не решена проблема повышения престижа национальных языков, а также тесно связанная с ней проблема мотивации учащихся, так как необязательность их изучения в сочетании с обязательной сдачей ЕГЭ по русскому языку, а также тот факт, что знание национальных языков не является значимым условием социально-экономического успеха, подталкивает родителей и детей к выбору русского языка.
Также существует потребность в продолжении работ по выявлению и сохранению памятников письменной культуры, оцифровке рукописей и старопечатных книг из библиотек и архивохранилищ Республики Мордовия. Необходимо также продолжить практику выявления и возвращения письменных памятников мордовского (мокшанского, эрзянского) языка, хранящихся в зарубежных архивах, обеспечению доступа к данным материалам исследователей и широкой общественности.
Кроме того, сохранение интереса к национальной культуре и языкам мордовского народа у детей и подростков невозможно без создания интерактивных проектов на родных языках, локализации современных операционных систем, создания электронных корпусов мордовских (мокшанского и эрзянского) языков, виртуальных клавиатур, а также словарей для мобильных операционных систем, что будет способствовать повышению функциональности мордовских языков.
Решение обозначенных и других проблем осложняется разрывами, возникающими на границах ведомственной компетенции, преодолеть которые позволяет программно-целевой подход, позволяющий осуществить полный цикл управления - от постановки задач до оценки результата и эффективности произведенных затрат. Применение данного подхода к решению проблем сохранения, изучения, развития и расширения функциональности государственных языков Республики Мордовия и других языков народов Российской Федерации, проживающих в Республике Мордовия, позволит объединить усилия и средства, скоординировать деятельность участников, что будет способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на эти цели.