В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", Законом Республики Крым от 22 декабря 2020 года N 139-ЗРК/2020 "О бюджете Республики Крым на 2021 года и на плановый период 2022 и 2023 годов", распоряжением Совета министров Республики Крым от 11 октября 2021 года N 1327-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым, действующего с 1 января 2022 года, и признании утратившими силу некоторых распоряжений Совета министров Республики Крым" Совет министров Республики Крым постановляет:
1. Внести изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 15 декабря 2020 года N 790 "Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Доступная среда", изложив приложение к нему в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Председатель Совета министров
Республики Крым
Ю.ГОЦАНЮК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство труда и социальной защиты Республики Крым |
Соисполнители государственной программы | Министерство здравоохранения Республики Крым |
Участники государственной программы | Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым; Министерство транспорта Республики Крым; Министерство культуры Республики Крым; Министерство спорта Республики Крым; Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым; Министерство курортов и туризма Республики Крым; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым |
Подпрограммы государственной программы | Подпрограмма 1 "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"; Подпрограмма 2 "Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" |
Государственные программы Российской Федерации и/или федеральные целевые программы, на реализацию которых направлены мероприятия государственной программы | Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 |
Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия государственной программы | Отсутствуют |
Программно-целевые инструменты государственной программы | Ведомственная целевая программа "Доступная среда", утвержденная приказом Министерства здравоохранения Республики Крым от 22 июня 2018 года N 1157 |
Цели государственной программы | Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, сопровождаемым проживанием, профессиональным развитием и занятостью |
Задачи государственной программы | Формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта, пляжей и жилых помещений в Республике Крым. Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания и профессионального развития и занятости инвалидов в Республике Крым |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | 1. Доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Крым по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в Республике Крым. 2. Доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Крым. 3. Доля приоритетных объектов учреждений службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов учреждений службы занятости в Республике Крым. 4. Доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Крым. 5. Доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Крым. 6. Доля приоритетных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в Республике Крым. 7. Доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры. 8. Доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Крым. 9. Численность объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в сфере социальной защиты и занятости населения Республики Крым без учета приоритетных объектов. 10. Количество адаптированных (приспособленных) жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых постоянно проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, с учетом их потребностей, с целью обеспечения условий доступности для инвалидов, от общего количества жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых постоянно проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, требующих адаптации (приспособления), с учетом потребностей инвалидов. 11. Количество пунктов проката технических и других средств реабилитации в Республике Крым. 12. Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Крым, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые). 13. Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Крым, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети). 14. Доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов. 15. Доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей Республики Крым, нуждающихся в получении таких услуг. 16. Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Республике Крым. 17. Доля инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости. 18. Доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Крым. 19. Доля семей Республики Крым, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи. 20. Доля специалистов Республики Крым, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий (услуг), прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов. 21. Количество инвалидов, получающих услуги по сопровождаемому проживанию |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2021 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований государственной программы | Общий объем финансирования реализации государственной программы составляет - 176476,714 тыс. рублей, из них: 2021 год - 64052,542 тыс. рублей; 2022 год - 63674,152 тыс. рублей; 2023 год - 48671,470 тыс. рублей; 2024 год - 78,550 тыс. рублей; - объем средств федерального бюджета - 32960,800 тыс. рублей: 2021 год - 16397,700 тыс. рублей; 2022 год - 16563,100 тыс. рублей; 2023 год - 0,000 тыс. рублей; 2024 год - 0,000 тыс. рублей; - объем средств бюджета Республики Крым - 143429,079 тыс. рублей, из них: 2021 год - 47568,007 тыс. рублей; 2022 год - 47111,052 тыс. рублей; 2023 год - 48671,470 тыс. рублей; 2024 год - 78,550 тыс. рублей; - объем средств местных бюджетов - 86,835 тыс. рублей, из них: 2021 год - 86,835 тыс. рублей; 2022 год - 0,000 тыс. рублей; 2023 год - 0,000 тыс. рублей; 2024 год - 0,000 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1. Увеличение доли приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Крым по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в Республике Крым до 100%. 2. Увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Крым до 84,0%. 3. Увеличение доли приоритетных объектов учреждений службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов учреждений службы занятости в Республике Крым до 69,0%. 4. Увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Крым до 74,0%. 5. Увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Крым до 20,5%. 6. Увеличение доли приоритетных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в Республике Крым до 85,2%. 7. Увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры до 66,0%. 8. Увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Крым до 76,0%. 9. Увеличение численности объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в сфере социальной защиты и занятости населения Республики Крым без учета приоритетных объектов до 28 объектов. 10. Увеличение количества адаптированных (приспособленных) жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых постоянно проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, с учетом их потребностей, с целью обеспечения условий доступности для инвалидов, от общего количества жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых постоянно проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, требующих адаптации (приспособления), с учетом потребностей инвалидов до 7 жилых помещений. 11. Увеличение количества пунктов проката технических и других средств реабилитации в Республике Крым до 13 пунктов проката. 12. Увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Крым, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые), до 90,0%. 13. Увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Крым, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети), до 94,0%. 14. Увеличение доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов до 100%. 15. Увеличение доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей Республики Крым, нуждающихся в получении таких услуг, до 70,0%. 16. Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Республике Крым до 28,0%. 17. Увеличение доли инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости, до 60,0%. 18. Увеличение доли реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Крым, до 88%. 19. Увеличение доли семей Республики Крым, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи, до 100%. 20. Увеличение доли специалистов Республики Крым, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий (услуг), прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов до 81%. 21. Увеличение количества инвалидов, получающих услуги по сопровождаемому проживанию, до 54 инвалидов |
Государственная программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363, с учетом положений Конвенции ООН "О правах инвалидов" и федеральных законов от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией 61/106 13 декабря 2006 года приняла Конвенцию о правах инвалидов (далее - Конвенция), которая подписана Российской Федерацией в 2008 году и ратифицирована в 2012 году.
Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения как в городских, так и в сельских регионах. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
- на здания, дороги, транспорт, а также школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что органы государственной власти обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугороднем сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Таким образом, основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, доступность реабилитации и абилитации для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Вместе с тем Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания таким образом, чтобы эти услуги и программы:
а) начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида;
б) способствовали вовлечению и включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества, имели добровольный характер и были доступны для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том числе в сельских районах.
Следовательно, еще одним из основных требований к государственной политике субъектов Российской Федерации является обеспечение на территории субъектов Российской Федерации реализации мероприятий, направленных на осуществление системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также устранение существующих препятствий и барьеров для интеграции инвалидов в общество.
Проблема социальной защиты инвалидов остается одной из самых сложных. Она требует участия в этом процессе многих специализированных учреждений и структур, деятельность которых направлена на формирование у инвалида максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе.
Формирование доступной для инвалидов и маломобильных групп населения среды жизнедеятельности и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Крым.
Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного числа лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности.
В Республике Крым отмечается тенденция к увеличению уровня инвалидизации населения: по состоянию на 1 января 2018 года - 130285 инвалидов, в том числе 6469 детей-инвалидов, на 1 января 2019 года - 130188 инвалидов, в том числе 6530 детей-инвалидов, на 1 января 2020 года - 130917 инвалидов, в том числе 6469 детей-инвалидов, на 1 января 2021 года - 123078 инвалидов, в том числе 7194 ребенка-инвалида.
Посредством реализации государственной программы повысится уровень качества жизни инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Крым.
Целью государственной программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, сопровождаемым проживанием, профессиональным развитием и занятостью.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач:
- формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта, пляжей и жилых помещений в Республике Крым;
- формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания и профессионального развития, и занятости инвалидов в Республике Крым.
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы, применяемые для оценки результатов достижения поставленной цели и решения задач государственной программы, представлены в приложении 1 к государственной программе.
Ожидаемыми результатами реализации государственной программы являются:
- увеличение доли приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Республики Крым по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг в Республике Крым до 100%;
- увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в Республике Крым до 84,0%;
- увеличение доли приоритетных объектов учреждений службы занятости, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве объектов учреждений службы занятости в Республике Крым до 69,0%;
- увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Республике Крым до 74,0%;
- увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Республике Крым до 20,5%;
- увеличение доли приоритетных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в Республике Крым до 85,2%;
- увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры до 66%;
- увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Республике Крым до 76,0%;
- увеличение численности объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, в сфере социальной защиты и занятости населения Республики Крым без учета приоритетных объектов до 28 объектов;
- увеличение количества адаптированных (приспособленных) жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых постоянно проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, с учетом их потребностей, с целью обеспечения условий доступности для инвалидов, от общего количества жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых постоянно проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, требующих адаптации (приспособления), с учетом потребностей инвалидов до 7 жилых помещений;
- увеличение количества пунктов проката технических и других средств реабилитации в Республике Крым до 13 пунктов проката;