В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения", статьей 103 Устава Красноярского края постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 15.12.2020 N 855-п "Об утверждении региональной программы Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края" следующее изменение:
региональную программу Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края" изложить в новой редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Ю.А.ЛАПШИН
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"
Наименование региональной программы | региональная программа Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края" (далее - региональная программа) |
Сроки реализации региональной программы | 2021 - 2025 годы |
Разработчик региональной программы | Правительство Красноярского края |
Участники региональной программы | министерство здравоохранения Красноярского края (далее - министерство), министерство строительства Красноярского края, министерство транспорта Красноярского края |
Наименование государственной программы Красноярского края | государственная программа Красноярского края "Развитие здравоохранения", утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 516-п |
Реквизиты документа, которым утверждена региональная программа | |
Цели региональной программы | 1. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек. 2. Обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. 3. Обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. 4. Обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи гражданам |
Задачи региональной программы | 1. Организация оказания медицинской помощи гражданам с приближением к месту жительства, месту обучения или работы граждан исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи; 2. Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций, подведомственных министерству (далее - краевые учреждения), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее - краевые учреждения первичного звена), для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; 3. Оснащение краевых учреждений первичного звена оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; 4. Устранение дефицита кадров в краевых учреждениях первичного звена и повышение уровня квалификации кадров, в том числе в целях обеспечения возможности выбора пациентом медицинской организации и врача; 5. Обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических медицинских исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи; 6. Введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для краевых учреждений первичного звена, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах; 7. Создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников краевых учреждений первичного звена с учетом степени соответствия краевого учреждения первичного звена статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи; 8. Разработка и утверждение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы; 9. Профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высоко риска путем обеспечения граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также граждан, которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаторных условиях в течение одного года в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации |
Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы | Всего (консолидированный бюджет - 13463423,9 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 10695315,4 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 708108,5 тыс. рублей; средства юридических лиц - 2060000,0 тыс. рублей; В 2021 году - 2121905,9 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1933158,9 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 128747,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 60000,0 тыс. рублей; В 2022 году - 2677892,9 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1947145,9 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 128747,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 602000,0 тыс. рублей; В 2023 году - 2531892,9 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1947145,9 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 128747,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 456000,0 тыс. рублей; В 2024 году - 3050866,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 2433932,4 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 160933,7 тыс. рублей; средства юридических лиц - 456000,0 тыс. рублей; В 2025 году - 3080866,1 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 2433932,4 тыс. рублей; средства краевого бюджета - 160933,7 тыс. рублей; средства юридических лиц - 486000,0 тыс. рублей |
Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. Административным центром Красноярского края является г. Красноярск.
Общая площадь территории Красноярского края составляет 2366797 км2. Красноярский край включает в себя 17 городских округов, 3 муниципальных округа и 41 муниципальный район.
Плотность населения Красноярского края является одной из наиболее низких в Российской Федерации, самой низкой среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, и составляет 1,21 человека на 1 кв. км. Вместе с тем Красноярский край высоко урбанизирован: три четверти его населения живут в городах, сельское население составляет 33% от общей численности.
По данным Росстата численность населения Красноярского края на 01.01.2020 составляет 2866255 чел., в том числе численность взрослого населения - 2233091 чел., численность детского населения - 633164 чел., городское население - 2222227 чел., сельское население - 644028 чел. Трудоспособная часть населения составляет 1612338 чел. Согласно среднему прогнозу Росстата численность населения Красноярского края в 2025 году составит 2875203 чел.
По данным Росстата на территории Красноярского края расположен 1761 населенный пункт, в том числе 129 населенных пунктов с нулевой численностью населения. В Красноярском крае отсутствуют населенные пункты, население которых не прикреплено к краевому учреждению первичного звена.
Общий коэффициент рождаемости за 2019 год в Красноярском крае составил 10,5 случая на 1000 человек, а коэффициент общей смертности - 12,2 случая на 1000 человек. Структура основных причин смерти практически не претерпевает изменений: основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения - 48,2%, новообразования - 19,3% и внешние причины - 10,1% от числа умерших.
Показатель младенческой смертности в Красноярском крае в 2019 году составил 6,4 умершего до 1 года на 1000 родившихся живыми.
Показатель смертности детей от 0 лет до 17 лет в 2019 году составил 62,3 случая на 100 тыс. человек соответствующего возраста с учетом регистрации рождений с массой тела 500 граммов.
Смертность сельского населения выше городского и составляет 15,2 случая на 1000 человек сельского населения (городское население - 11,4 случая на 1000 человек). Наиболее высокие показатели смертности населения с тенденцией к росту отмечены в Каратузском районе - 19,7 (2018 г. - 19,6), г. Боготоле - 18,5 (2018 г. - 17,0), Большемуртинском районе - 18,4 (2018 г. - 17,4), Балахтинском районе - 18,1 (2018 г. - 17,8), Шушенском районе - 18,6 (2018 г. - 16,8), Манском районе - 18,1 (2018 г. - 14,8), Партизанском районе - 18,3 (2018 г. - 15,9), Сухобузимском районе - 18,2 (2018 г. - 16,8), Ермаковском районе - 17,9 (2018 г. - 17,6), Краснотуранском районе - 17,2 (2018 г. - 15,7).
Для повышения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению, на территории Красноярского края функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи.
Первый уровень - медицинские организации оказывают первичную медико-санитарную помощь и/или специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по 4 профилям, включая терапевтический, хирургический и педиатрический, и/или паллиативную медицинскую помощь, и/или скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
Основные задачи медицинской организации первого уровня: организация и проведение мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению самых распространенных заболеваний (в том числе в период беременности и родов и послеродовый период), наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни, в том числе снижение уровня факторов риска заболеваний, санитарно-гигиеническое просвещение, динамическое диспансерное наблюдение за пациентами, определение медицинских показаний для направления пациентов в иные медицинские организации (межрайонные центры, медицинские организации клинического уровня).
Второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и/или центры, оказывающие, в том числе специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по 5 и более профилям медицинской помощи, специализированные больницы, больницы скорой медицинской помощи, диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические).
Основные задачи медицинской организации второго уровня: диагностика и лечение заболеваний и состояний, требующих применения специальных методов исследований, обеспечение консультативной и диагностической помощи по профилю заболевания, детализация и стадирование диагноза, определение возможности лечебных мероприятий на данном уровне либо определение медицинских показаний для направления пациентов в медицинские организации третьего уровня.
Третий уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
Основные задачи медицинской организации третьего уровня: оказание высокозатратной технологичной медицинской помощи с использованием современной диагностической техники и высокотехнологичных методов исследования и лечения, консультативно-диагностическая помощь с применением ресурсоемких диагностических технологий.
В государственной системе здравоохранения Красноярского края функционируют 137 краевых учреждений, из них первичную медико-санитарную помощь гражданам оказывают 100 краевых учреждений. Первичную медико-санитарную помощь жителям в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа оказывают структурные подразделения краевых учреждений первичного звена: 860 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), 32 центра общей врачебной (семейной) практики (далее - ОВП), 81 врачебная амбулатория, 4 городские больницы, 62 участковые больницы.
В поселениях с численностью населения менее 100 человек сформированы домовые хозяйства с возможностью оказания первой помощи.
Анализ расстояний от населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек до ближайших краевых учреждений показал, что в Красноярском крае имеются населенные пункты вне зоны доступности медицинской помощи:
более 6 км согласно требованиям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" - 8 населенных пунктов;
два населенных пункта с численностью населения от 301 до 1000 человек, в которых отсутствует структурное подразделение медицинской организации согласно требованиям пункта 19.3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";
более 30 минут доезда (с использованием транспорта) согласно требованиям пункта 10.4 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденных Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр - 88 населенных пунктов с численностью населения более 100 человек.
С целью обеспечения доступности медицинской помощи, учитывая климато-географические особенности Красноярского края (большая протяженность территории, редко-очаговый тип расселения), организована выездная работа врачебных бригад, в том числе осуществляет работу передвижной консультативно-диагностический центр "Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)"; с 2013 года краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Краевая клиническая больница" организована работа передвижного консультативно-диагностического центра на колесах "Мобильная поликлиника" для работы в малонаселенных пунктах; организована выездная работа краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн" для повышения доступности медицинской помощи сельским жителям пожилого возраста; используются как постоянно действующие, так и оперативно формируемые выездные медицинские бригады; с 2020 года организована работа передвижного автопоезда Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю; в некоторых отдаленных труднодоступных территориях (Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский муниципальные районы, Туруханский район) оказание медицинской помощи осуществляется с использованием воздушного транспорта.
Для медицинского обеспечения жителей малонаселенных пунктов с 2019 года функционируют мобильные комплексы, приобретенные в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи Красноярского края" (18 мобильных диагностических комплексов (маммографы, флюорографы), 17 мобильных ФАП).
Основной проблемой в оказании первичной медико-санитарной помощи остается кадровый вопрос. Общая укомплектованность врачебных должностей в подразделениях краевых учреждений первичного звена, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, физическими лицами составляет 87,8% (при коэффициенте совместительства 1,2), укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях краевых учреждений первичного звена, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, физическими лицами - 91,2% (при коэффициенте совместительства 1,2), плановый показатель составляет к 2024 году 95,0% по врачам и среднему медицинскому персоналу при коэффициенте совместительства не более 1,2.
Укомплектованность врачами терапевтических участков составляет 91,5%, педиатрических участков - 94,9%. Укомплектованность средними медицинскими работниками терапевтических участков составляет 92,3%, педиатрических участков - 94,2%. Укомплектованность ФАП составляет 81,2%.
Для устранения дефицита кадров в настоящее время реализуется комплекс мероприятий в рамках национального проекта "Здравоохранение". Вместе с тем предполагается реализация дополнительного комплекса мер, включая совершенствование кадрового планирования на основе создания регистров лиц, обучающихся по медицинским и фармацевтическим специальностям, подготовка специалистов с высшим медицинским образованием в рамках целевой подготовки за счет средств федерального бюджета, подготовка специалистов за счет средств краевого бюджета с применением образовательных сертификатов, расширение функциональных обязанностей медицинских сестер, введение наставничества для молодых специалистов на срок не менее двух лет после завершения обучения и аккредитации, повышение эффективности трудоустройства, расширение мер социальной поддержки медицинских работников, в том числе за счет реализации программ "Земский фельдшер", "Земский доктор".
Особо значимым направлением поддержки медицинских работников является обеспечение достойной и справедливой заработной платы. В рамках внедрения единых подходов к отраслевой системе оплаты труда планируется поэтапное увеличение в структуре заработной платы окладной части к 2025 году до уровня не менее 50%. Дополнительное повышение окладов будет произведено за счет перераспределения финансовых средств фонда оплаты труда.
В настоящее время проведен комплексный анализ применяемой системы оплаты труда, включая размеры окладов, их долю в структуре заработной платы, применяемые выплаты компенсационного и стимулирующего характера и условия их осуществления работникам, связь выплат стимулирующего характера с показателями эффективности деятельности медицинских организаций и работников в соответствии с установленными нормативными правовыми актами на федеральном, краевом, локальном уровнях.
В результате реализации региональной программы показатель коэффициента совместительства медицинских работников в амбулаторно-поликлинической службе должен составить не более 1,2, коэффициент укомплектованности должностей - не менее 95,0%.