ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2020 года N 855-п


Об утверждении региональной программы Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края"

(с изменениями на 25 декабря 2023 года)

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 12.08.2021 N 550-п, от 03.12.2021 N 852-п, от 21.12.2021 N 906-п, от 20.09.2022 N 784-п, от 10.11.2022 N 976-п, от 18.07.2023 N 588-п, от 07.12.2023 N 957-п, от 25.12.2023 N 1036-п)




В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения", статьей 103 Устава Красноярского края постановляю:


1. Утвердить региональную программу Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края" согласно приложению.


(п. 1 в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 12.08.2021 N 550-п)


2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.



Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
Ю.А.ЛАПШИН



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 15 декабря 2020 г. N 855-п



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 07.12.2023 N 957-п, от 25.12.2023 N 1036-п)




1. ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ"

Наименование региональной программы

региональная программа Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края" (далее - региональная программа)

Сроки реализации региональной программы

2021 - 2025 годы

Разработчик региональной программы

Правительство Красноярского края

Участники региональной программы

министерство здравоохранения Красноярского края (далее - министерство);

министерство строительства Красноярского края;

министерство транспорта Красноярского края

Наименование государственной программы Красноярского края

государственная программа Красноярского края "Развитие здравоохранения", утвержденная Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 516-п

Реквизиты документа, которым утверждена региональная программа

Постановление Правительства Красноярского края от 15.12.2020 N 855-п "Об утверждении региональной программы Красноярского края "Модернизация первичного звена государственной системы здравоохранения Красноярского края"

Цели региональной программы

1. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек.

2. Обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи.

3. Обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

4. Обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи гражданам

Задачи региональной программы

1. Организация оказания медицинской помощи гражданам с приближением к месту жительства, месту обучения или работы граждан исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи.

2. Обеспечение транспортной доступности медицинских организаций, подведомственных министерству (далее - краевые учреждения), оказывающих первичную медико-санитарную помощь (далее - краевые учреждения первичного звена), для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

3. Оснащение краевых учреждений первичного звена оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

4. Устранение дефицита кадров в краевых учреждениях первичного звена и повышение уровня квалификации кадров, в том числе в целях обеспечения возможности выбора пациентом медицинской организации и врача.

5. Обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических медицинских исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи.

6. Введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для краевых учреждений первичного звена, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах.

7. Создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников краевых учреждений первичного звена с учетом степени соответствия краевого учреждения первичного звена статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи.

8. Разработка и утверждение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Красноярском крае с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы.

9. Профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также граждан, которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний лекарственными препаратами для медицинского применения в амбулаторных условиях в течение одного года в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации

Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы

Всего (консолидированный бюджет) - 13319270,9 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 10359986,3 тыс. рублей;

средства краевого бюджета - 899284,6 тыс. рублей; средства юридических лиц - 2060000,0 тыс. рублей;

В 2021 году - 2121905,9 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 1933158,9 тыс. рублей;

средства краевого бюджета - 128747,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 60000,0 тыс. рублей;

В 2022 году - 2890547,9 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 2146616,2 тыс. рублей;

средства краевого бюджета - 141931,7 тыс. рублей; средства юридических лиц - 602000,0 тыс. рублей;

В 2023 году - 2526729,7 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1942303,9 тыс. рублей;

средства краевого бюджета - 128425,8 тыс. рублей; средства юридических лиц - 456000,0 тыс. рублей;

В 2024 году - 2503717,0 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1740657,4 тыс. рублей;

средства краевого бюджета - 307059,6 тыс. рублей; средства юридических лиц - 456000,0 тыс. рублей;

В 2025 году - 3276370,4 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 2597249,9 тыс. рублей;

средства краевого бюджета - 193120,5 тыс. рублей;

средства юридических лиц - 486000,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 25.12.2023 N 1036-п)



2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. Административным центром Красноярского края является г. Красноярск.


Общая площадь территории Красноярского края составляет 2366797 км2. Красноярский край включает в себя 17 городских округов, 3 муниципальных округа и 41 муниципальный район.


Плотность населения Красноярского края является одной из наиболее низких в Российской Федерации и самой низкой среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа, и составляет 1,21 человека на 1 кв. км. Вместе с тем Красноярский край высоко урбанизирован: три четверти его населения живут в городах, сельское население составляет 33% от общей численности.


По данным Росстата, численность населения Красноярского края на 01.01.2022 составляет 2849169 человек, в том числе численность взрослого населения - 2217520 человек, численность детского населения - 631649 человек, городское население - 2219359 человек, сельское население - 629810 человек. Трудоспособная часть населения составляет 1663028 человек Согласно среднему прогнозу Росстата, численность населения Красноярского края в 2025 году составит 2875203 человека.


По данным Росстата, на территории Красноярского края расположен 1761 населенный пункт, в том числе 129 населенных пунктов с нулевой численностью населения. В Красноярском крае отсутствуют населенные пункты, население которых не прикреплено к краевому учреждению первичного звена.


Общий коэффициент рождаемости за 2022 год в Красноярском крае составил 9,3 случая на 1000 человек, а коэффициент общей смертности - 13,5 случая на 1000 человек. Структура основных причин смерти практически не претерпевает изменений: основной причиной смертности являются болезни системы кровообращения - 44,6%, новообразования - 13,5% и Covid-19 - 8,3% от числа умерших.


Показатель младенческой смертности в Красноярском крае в 2022 году составил 5,1 умершего до 1 года на 1000 родившихся живыми.


Показатель смертности детей от 0 лет до 17 лет в 2022 году составил 46,5 случая на 100 тыс. человек соответствующего возраста.


В 2022 году смертность сельского населения выше городского и составляет 16,1 случая на 1000 человек сельского населения (городское население - 12,8 случая на 1000 человек). Наиболее высокие показатели смертности населения отмечены в Сухобузимском районе - 21,6 (2021 г. - 23,0), Казачинском районе - 21,6 (2021 г. - 19,5), Шарыповском районе - 20,9 (2021 г. - 22,4), Новоселовском районе - 20,7 (2021 г. - 23,9), Уярском районе - 20,5 (2021 г. - 21,8), Ермаковском районе - 19,8 (2021 г. - 23,8), Тасеевском районе - 19,4 (2021 г. - 22,4), Абанском районе - 19,2 (2021 г. - 22,2), Партизанском районе - 19,2 (2021 г. - 20,9), Боготольском районе - 19,1 (2021 г. - 19,5).


Для повышения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой населению, на территории Красноярского края функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи.


Первый уровень - медицинские организации оказывают первичную медико-санитарную помощь и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по 4 профилям, включая терапевтический, хирургический и педиатрический, и (или) паллиативную медицинскую помощь, и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.


Основные задачи медицинской организации первого уровня: организация и проведение мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению самых распространенных заболеваний (в том числе в период беременности и родов и послеродовый период), наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни, в том числе снижение уровня факторов риска заболеваний, санитарно-гигиеническое просвещение, динамическое диспансерное наблюдение за пациентами, определение медицинских показаний для направления пациентов в иные медицинские организации (межрайонные центры, медицинские организации клинического уровня).


Второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие в том числе специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь по 5 и более профилям медицинской помощи, специализированные больницы, больницы скорой медицинской помощи, диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические).


Основные задачи медицинской организации второго уровня: диагностика и лечение заболеваний и состояний, требующих применения специальных методов исследований, обеспечение консультативной и диагностической помощи по профилю заболевания, детализация и стадирование диагноза, определение возможности лечебных мероприятий на данном уровне либо определение медицинских показаний для направления пациентов в медицинские организации третьего уровня.


Третий уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.


Основные задачи медицинской организации третьего уровня: оказание высокозатратной технологичной медицинской помощи с использованием современной диагностической техники и высокотехнологичных методов исследования и лечения, консультативно-диагностическая помощь с применением ресурсоемких диагностических технологий.


В государственной системе здравоохранения Красноярского края функционируют 128 краевых учреждений, из них первичную медико-санитарную помощь гражданам оказывают 94 краевых учреждения. Сельскому населению Красноярского края медицинская помощь оказывается в 44 районных больницах и 8 межрайонных больницах, в том числе в их структурных подразделениях - 881 фельдшерско-акушерском пункте (далее - ФАП), из них: 20 передвижных мобильных комплексов, 61 участковая больница, 83 амбулатории, 4 центра общей врачебной (семейной) практики (далее - ОВП) и 35 кабинетов и отделений ОВП, кроме того во всех краевых специализированных учреждениях здравоохранения.


В поселениях с численностью населения менее 100 человек сформированы домовые хозяйства с возможностью оказания первой помощи.


Анализ расстояний от населенных пунктов с численностью населения от 101 до 2000 человек до ближайших краевых учреждений показал, что в Красноярском крае имеются населенные пункты вне зоны доступности медицинской помощи:


более 6 км согласно требованиям Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" - 8 населенных пунктов;


два населенных пункта с численностью населения от 301 до 1000 человек, в которых отсутствует структурное подразделение медицинской организации согласно требованиям пункта 19.3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";


более 30 минут доезда (с использованием транспорта) согласно требованиям пункта 10.4 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденного Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 30.12.2016 N 1034/пр, - 88 населенных пунктов с численностью населения более 100 человек.


С целью обеспечения доступности медицинской помощи, учитывая климато-географические особенности Красноярского края (большая протяженность территории, редко-очаговый тип расселения) организована выездная работа врачебных бригад, в том числе осуществляет работу передвижной консультативно-диагностический центр "Доктор Войно-Ясенецкий (Св. Лука)"; с 2013 года краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Краевая клиническая больница" организована работа передвижного консультативно-диагностического центра на колесах "Мобильная поликлиника" для работы в малонаселенных пунктах; организована выездная работа краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн" для повышения доступности медицинской помощи сельским жителям пожилого возраста; используются как постоянно действующие, так и оперативно формируемые выездные медицинские бригады; с 2020 года организована работа передвижного автопоезда Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю; в некоторых отдаленных труднодоступных территориях (Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский муниципальные районы, Туруханский район) оказание медицинской помощи осуществляется с использованием воздушного транспорта.


Для медицинского обеспечения жителей малонаселенных пунктов с 2019 года функционируют мобильные комплексы, приобретенные в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи Красноярского края" (18 мобильных диагностических комплексов (маммографы, флюорографы), 17 мобильных ФАП).


Основной проблемой в оказании первичной медико-санитарной помощи остается кадровый вопрос. Укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2), 88,2%, должностей среднего медицинского персонала - 86,8%, плановый показатель составляет к 2024 году 95,0% по врачам и среднему медицинскому персоналу при коэффициенте совместительства не более 1,2.


Укомплектованность врачами терапевтических участков составляет 88,5%, педиатрических участков - 94,6%, средними медицинскими работниками терапевтических участков составляет 90,2%, педиатрических участков - 94,5%, фельдшерско-акушерских пунктов составляет 82,4%.


Для устранения дефицита кадров в настоящее время реализуется комплекс мероприятий в рамках национального проекта "Здравоохранение". Вместе с тем предполагается реализация дополнительного комплекса мер, включая совершенствование кадрового планирования на основе создания регистров лиц, обучающихся по медицинским и фармацевтическим специальностям, подготовка специалистов с высшим медицинским образованием в рамках целевой подготовки за счет средств федерального бюджета, подготовка специалистов за счет средств краевого бюджета с применением образовательных сертификатов, расширение функциональных обязанностей медицинских сестер, введение наставничества для молодых специалистов на срок не менее двух лет после завершения обучения и аккредитации, повышение эффективности трудоустройства, расширение мер социальной поддержки медицинских работников, в том числе за счет реализации программ "Земский фельдшер", "Земский доктор".


Особо значимым направлением поддержки медицинских работников является обеспечение достойной и справедливой заработной платы. В рамках внедрения единых подходов к отраслевой системе оплаты труда планируется поэтапное увеличение гарантированной части в структуре заработной платы за счет увеличения доли окладов. Дополнительное повышение окладов будет произведено в рамках плановой индексации заработной платы работников бюджетной сферы Красноярского края, а также за счет перераспределения финансовых средств в пределах фонда оплаты труда.


В настоящее время проведен комплексный анализ применяемой системы оплаты труда, включая размеры окладов, их долю в структуре заработной платы, применяемые выплаты компенсационного и стимулирующего характера и условия их осуществления работникам, связь выплат стимулирующего характера с показателями эффективности деятельности медицинских организаций и работников в соответствии с установленными нормативными правовыми актами на федеральном, краевом, локальном уровнях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»