ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2021 года N 687-п


О внесении изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 520-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:


1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 520-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" следующее изменение:


государственную программу Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" изложить в редакции согласно приложению.


2. Опубликовать Постановление в газете "Наш Красноярский край" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.



Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
В.В.БАХАРЬ



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 29 сентября 2021 г. N 687-п
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 520-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ"



1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование государственной программы Красноярского края

"Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" (далее - программа)

Основания для разработки государственной программы Красноярского края

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации";

Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р

Ответственный исполнитель государственной программы Красноярского края

агентство по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - агентство)

Соисполнители государственной программы Красноярского края

-

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы Красноярского края

подпрограммы:

1. "Поддержка лиц из числа коренных малочисленных народов и лиц, ведущих традиционный образ жизни".

2. "Развитие домашнего северного оленеводства".

3. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия"

Цель государственной программы Красноярского края

создание условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации

Задачи государственной программы Красноярского края

1. Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

2. Создание условий для комплексного развития домашнего северного оленеводства и сохранения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

3. Создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках установленных функций и полномочий агентства

Этапы и сроки реализации государственной программы Красноярского края

2014 - 2030 годы, этапы не выделяются

Перечень целевых показателей государственной программы Красноярского края с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы Красноярского края

1) удельный вес лиц, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, которым оказано содействие в адаптации ведения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации к экологическим, экономическим и социальным негативным последствиям, от общей численности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации;

2) количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которым оказано содействие в развитии видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе через создание и модернизацию цехов по первичной и глубокой переработке продукции и стимулирование сбыта продукции;

3) уровень доходов населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

4) количество участников мероприятий, направленных на сохранение культур и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Российской Федерации (с 2019 года);

5) доля граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, из общего числа опрошенных лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (с 2019 года).

Перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы

Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации программы

общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 6728365,4 тыс. рублей, в том числе:

6406712,4 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 321653,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета, в том числе по годам:

2014 год - 360818,8 тыс. рублей, из них:

348401,3 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 12417,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2015 год - 415717,9 тыс. рублей, из них:

387783,3 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 27934,6 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2016 год - 435745,8 тыс. рублей, из них:

409243,8 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 26502,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2017 год - 444346,3 тыс. рублей, из них:

415122,0 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 29224,3 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2018 год - 618537,1 тыс. рублей, из них:

585140,0 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 33397,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2019 год - 677224,0 тыс. рублей, из них:

638711,5 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 38512,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2020 год - 696855,6 тыс. рублей, из них:

658469,7 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 38385,9 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2021 год - 824126,2 тыс. рублей, из них:

785153,6 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 38972,6 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2022 год - 806554,4 тыс. рублей, из них:

768346,2 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 38208,2 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2023 год - 743268,8 тыс. рублей, из них:

705170,5 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 38098,3 тыс. рублей - средства федерального бюджета;

2024 год - 705170,5 тыс. рублей, из них:

705170,5 тыс. рублей - средства краевого бюджета



2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ


Перспективы развития Красноярского края в значительной мере связаны с освоением северных территорий Красноярского края.


В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 к районам Крайнего Севера на территории Красноярского края относятся Туруханский, Северо-Енисейский районы, города Норильск, Игарка, а также две административно-территориальные единицы с особым статусом, к которым относятся Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский муниципальные районы.


Промышленное освоение северных территорий Красноярского края ведется в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - малочисленные народы).


К местам традиционного проживания согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р (далее - Распоряжение N 631-р) относятся:


Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район;


Эвенкийский муниципальный район;


Туруханский район;


Енисейский район (сельское поселение Сымский сельсовет);


Северо-Енисейский район;


Тюхтетский муниципальный округ (село Чиндат, деревня Пасечное, деревня Усть-Чульск).


В результате многовековой "народной селекции" малочисленные народы вывели породы домашних северных оленей (далее - олени), соответствующие суровым климатическим и территориальным особенностям. В 1993 году 4 породы оленей (ненецкая, чукотская, эвенкийская, эвенская) включены в государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.


В силу естественных климатических условий сельское хозяйство и промыслы ориентированы, в первую очередь, на традиционные для Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края (далее - Таймырский, Эвенкийский районы) и Туруханского района Красноярского края (далее - Туруханский район) виды деятельности: домашнее северное оленеводство (далее - оленеводство), рыболовство, промысловая охота, являющиеся основным источником жизнеобеспечения населения, проживающего на территории данных районов.


Оленеводство России в историческом плане развивалось как комплексный источник жизнеобеспечивающей основы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.


Наряду с охотничьим промыслом и рыболовством оленеводство является основной традиционной отраслью хозяйственной деятельности малочисленных народов, проживающих на территории Таймырского, Эвенкийского и Туруханского районов. Оно создает сферу приложения исторически сложившихся навыков малочисленных народов, обеспечивает условия для сохранения их самобытной культуры и является основным и почти единственным источником существования малочисленных народов. Оленеводство носит этнообразующий характер для сохранения культуры и быта малочисленных народов: более 500 семей ведут кочевой образ жизни, занимаясь оленеводством.


Общее поголовье оленей в Красноярском крае на 01.01.2021 составляет 121967 голов, в том числе: в Таймырском районе - 119991 голова, в Эвенкийском районе - 1276 голов, в Туруханском районе - 700 голов.


Основой развития оленеводства является естественная кормовая растительность, произрастающая в арктических широтах. Ошибки и просчеты в вопросах рационального использования и охраны оленьих пастбищ приводят к снижению их оленеемкости, общему снижению уровня развития данной отрасли хозяйства.


Территория Красноярского края обладает самыми большими оленьими пастбищами для разведения оленей - 124285 тысяч га с ориентировочной оленеемкостью 560,8 тысячи голов. В Республике Саха (Якутия), к примеру, 61200 тысяч га пастбищ с оленеемкостью на 412,0 тысячи голов, в Тюменской области - 70000 тыс. га пастбищ, оленеемкость - 532,0 тысячи голов (данные на 1967 год).


Большая доля оленьих пастбищ предоставляется из земель сельскохозяйственного назначения (более 26268,6 тысячи га), а также земель лесного фонда (24903,5 тысячи га) (таблица N 1).



Таблица N 1



Экспликация оленьих пастбищ и оленеемкости Красноярского края

Муниципальное образование

Оленьи пастбища, тыс. га

Оленеемкость, гол.

Поголовье оленей, гол. на 01.01.2021

Резерв пастбищ (+)/перевыпас (-), оленей

Фактическое наличие пастбищ на 1 оленя, га <**>

1

2

3

4

5

6

Сельское поселение Караул <*>

6518,7

24419

116586

-90828

56,56

Сельское поселение Хатанга <*>

14436,7

74556

3405

70825

3869,39

Итого: Таймырский район <*>

37753,9

150432

119991

х

х

Итого: Туруханский район

данных нет

данных нет

700

данных нет

данных нет

Итого: Эвенкийский район

12150,8

65000

1276

63440

7788,97


________________


* Расчеты пастбищ и оленеемкости по состоянию на 1975 год.


** Норма на одного оленя зимних и летних пастбищ 80 - 120 га на 1 год.


В настоящее время отсутствуют актуальные геоботанические карты, карты территориального землеустройства, что вызывает тревогу о перевыпасе оленей на левобережье реки Енисей, где сосредоточено поголовье более чем 105,0 тысячи оленей.


В Таймырском районе значительный ущерб пастбищам, преимущественно в редкостойных лесотундровых лесах и вблизи населенных пунктов, приносят пожары, а также строительство и эксплуатация ряда объектов газопромышленного комплекса, приводящие к засорению и разрушению растительного покрова пастбищ. Отмечены механические нарушения почвенно-растительного покрова, связанные с прокладкой газопровода и движением транспорта, локальное загрязнение участков пастбищных угодий буровыми растворами и горюче-смазочными материалами.


Важной проблемой в освоении оленьих пастбищ является наличие на территории Таймырского района 39 зарегистрированных участков, где были эпизоотии сибирской язвы. Общая их площадь составляет свыше 4,5 тыс. кв. км. Впервые в Таймырском районе массовый падеж оленей от сибирской язвы был официально зарегистрирован в 1899 году. Позднее эпизоотии данного заболевания в Таймырском районе повторялись в 1920 и 1931 годах. Многие старые очаги сибиреязвенной инфекции являются потенциально опасными. Это нашло подтверждение в эпизоотиях сибирской язвы среди оленей в совхозах "Попигайский" в 1969 году и "Октябрьский" в 1977 году. Стада оленей данных совхозов выпасались на местах старых очагов сибиреязвенной инфекции.


Бруцеллез - еще одно распространенное заболевание оленей. В настоящее время на территории Таймырского района площадь, превышающая 1,2 млн кв. км, является неблагополучной по данному заболеванию. В 2015 году Приказом службы по ветеринарному надзору Красноярского края (далее - служба) от 27.05.2015 N 144 был введен карантин по бруцеллезу на территории Таймырского района вблизи поселка Потапово городского поселения Дудинка. Приказом службы от 26.05.2017 N 88 карантин на данной территории снят, но Приказом службы от 05.05.2017 N 77 карантин по бруцеллезу введен на территории района реки Большая Хета и буровой базы "Сузун", расположенной в 120 километрах южнее поселка Тухард Таймырского района, принадлежащей оленеводческому сельскохозяйственному производственному кооперативу "Сузун".


Наличие ряда природно-очаговых заболеваний обуславливает необходимость укомплектования оленеводческих хозяйств Красноярского края штатными зооветеринарными специалистами. Проблема нехватки кадров в оленеводстве стоит очень остро. Молодежь стремится к более комфортным условиям и переезжает в города и крупные населенные пункты муниципальных районов, а взрослое поколение этому активно способствует, поскольку многие родители не желают, чтобы их дети оставались в тундре. Есть опасение, что даже те дети, которые намерены стать оленеводами, оценив в период получения специального образования блага цивилизации, не захотят снова возвращаться домой. Основная тому причина - низкий уровень жизни оленеводов. При этом оленеводы живут в полевых условиях, в тундре нет ни медицинского, ни социально-бытового, ни торгового обслуживания на должном уровне.


В настоящее время квалифицированные оленеводы имеются только в муниципальном предприятии Эвенкийского района "Оленеводческо-племенное хозяйство "Суриндинский". Ввиду того, что оленеводческие хозяйства Таймырского и Туруханского районов имеют статус частного хозяйства, в трудоустройстве специалистов, не имеющих в собственности оленепоголовья, они не заинтересованы, поскольку возникают дополнительные расходы на обеспечение их деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Традиционный образ хозяйствования малочисленных народов осложнен неприспособленностью к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объемами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов. Нестабильное состояние традиционных видов хозяйственной деятельности приводит к обострению социальных проблем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»