____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 25.02.2022 N 142-р.
____________________________________________________________________
Одобрить прилагаемые изменения Бюджетного прогноза Удмуртской Республики на долгосрочный период, утвержденного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 20 февраля 2017 года N 159-р, и представить его в Государственный Совет Удмуртской Республики одновременно с проектом закона Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Я.В.СЕМЕНОВ
ИЗМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД
Бюджетный прогноз Удмуртской Республики на долгосрочный период до 2028 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 594 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения Бюджетного прогноза Удмуртской Республики на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 12 лет (с 2017 по 2028 год) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года") (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204), Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ, Указа Главы Удмуртской Республики от 28 августа 2021 года N 148 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Удмуртской Республики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", положений государственных программ Удмуртской Республики, на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
В условиях продолжающейся санкционной политики западных стран по отношению к России, складывающейся конъюнктуры цен на сырьевых и валютных рынках, а также эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики приобретает особое значение, позволяя путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить сбалансированность бюджета и достижение стратегических целей социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Основной целью Бюджетного прогноза является определение финансовых возможностей консолидированного бюджета Удмуртской Республики для исполнения принятых и принимаемых расходных обязательств, тенденций изменения доходной и расходной частей бюджета, условий привлечения и обслуживания заимствований. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики региона для потенциальных инвесторов и повышению эффективности действий органов управления в целом.
Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики за предыдущие годы.
Анализ показателей исполнения консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2017 - 2019 годы отражает:
1) обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
2) положительную динамику налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
3) увеличение объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики за счет увеличения объема поступлений дотаций из федерального бюджета и целевых межбюджетных трансфертов;
4) социально ориентированный подход в бюджетной политике Удмуртской Республики. Доля средств консолидированного бюджета, ежегодно направляемых на социальную сферу, составляет более 70 процентов от общего объема расходов бюджета;
5) сдержанную политику в области бюджетных расходов, базирующуюся на оптимизации расходных обязательств, их приоритизации на значимых направлениях социально-экономического развития региона;
6) достижение и сохранение достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в регионе;
7) обеспечение реализации региональной составляющей федеральных проектов, ориентированных на достижение целей, задач и целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации N 204;
8) снижение объема государственного долга Удмуртской Республики и долга муниципальных образований, входящих в ее состав, долговой нагрузки и процентных расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы, реализация системных мер по наращиванию доходного потенциала, корректировка системы планирования, расходования и контроля за использованием бюджетных средств, так и реализуемая политика бюджетной консолидации, направленная на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
В целях увеличения имущественных налогов актуализирована кадастровая стоимость помещений и объектов незавершенного строительства, в том числе помещений в крупных торговых центрах. Внесены изменения в Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" в части отмены неэффективных налоговых льгот и расширения перечня объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости. С 1 января 2019 года налоговая база по налогу на имущество организаций расширена за счет отмены ограничений общей площади (свыше 1000 кв. м) административно-деловых и торговых центров, облагаемых по кадастровой стоимости, а также включения товарных квартир и нежилых помещений в перечень объектов налогообложения от кадастровой стоимости. Пересмотрены ставки по транспортному налогу, реализованы мероприятия по приватизации государственного имущества, а также по легализации теневой занятости.
В рамках финансового оздоровления региональных финансов проведены оптимизационные мероприятия, направленные на укрупнение сети учреждений, сокращение административно-управленческого персонала, повышение эффективности функционирования государственных учреждений.
С 2017 года с 36 до 30 единиц сокращено количество органов государственной власти Удмуртской Республики. При этом численность работников государственных органов Удмуртской Республики снизилась на 255 штатных единиц, или на 8,0%.
Ежегодная экономия от централизации информационных систем и функций по их обслуживанию составляет 46,9 млн. рублей.
В 2019 году начата работа по консолидации информационных систем и переводу бюджетных организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти Удмуртской Республики и муниципальных образований на единую централизованную бухгалтерию. В 2019 - 2020 годах централизован бухгалтерский (бюджетный) учет 96 учреждений, подведомственных государственным органам Удмуртской Республики (охват централизованным учетом составил 23 процента, до начала проекта - 6 процентов). В рамках реализации проекта сокращено 149,5 штатной единицы бухгалтерских служб (годовой эффект 40,9 млн. рублей). В резерв Министерства финансов Удмуртской Республики в 2020 году за счет сокращения ставок направлено 13 млн. рублей, средства использованы на покрытие дефицита бюджета. В муниципальных образованиях в Удмуртской Республике количество централизованных бухгалтерий уменьшилось на 11 учреждений (составило 57), при централизации учета сокращено 110 штатных единиц (годовой эффект 33,4 млн. рублей).
Утверждены и реализуются планы мероприятий ("дорожные карты") по совершенствованию управлением расходами 21 органа государственной власти Удмуртской Республики. За период 2017 - 2020 годов количество государственных и муниципальных учреждений сокращено на 199 единиц.
Общий бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики по итогам 2017 года составил 3,03 млрд. рублей, по итогам 2018 года - 3,09 млрд. рублей, 2019 года - 1,96 млрд. рублей, 2020 года - 2,21 млрд. рублей.
В 2019 году в Удмуртской Республике завершены мероприятия по централизации закупок регионального и муниципального уровней в ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики". Создана эффективно функционирующая Единая система закупок Удмуртской Республики, которая позволяет управлять расходами и осуществлять предупреждающий контроль. Общая экономия по результатам централизации закупок за 2018 год составила 1,18 млрд. рублей, 2019 год - 3,1 млрд. рублей, 2020 год - 3,8 млрд. рублей.
По результатам рейтинга эффективности и прозрачности закупочных систем регионов Российской Федерации, проводимого Общероссийской общественной организацией "Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам" (далее - Гильдия), Удмуртская Республика три года подряд признавалась лидером Рейтинга по показателю "Исполнение требований законодательства о закупках для муниципальных нужд", в 2019 году - лидером Рейтинга по показателю "Исполнение требований законодательства" на уровне региона.
По итогам 2020 года республика сохранила лидерство в двух номинациях, а также признана лидером еще в трех номинациях: "Нормативная база закупок региона", "Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе закупок" и "Оценка информационной инфраструктуры закупок региона". Показатели деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок получили высокую оценку еще в десяти номинациях.
В сентябре 2021 года решением Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы Гильдии практика Удмуртской Республики "Централизация закупок на региональном уровне по принципу "одного окна" включена в Реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок.
Республикой реализуется проект "Эффективный Муниципалитет". За 2018 - 2020 годы количество работников органов местного самоуправления сократилось на 1740 штатных единиц (из них переведены в муниципальные учреждения 856 штатных единиц).
Общий бюджетный эффект от реализации проекта "Эффективный Муниципалитет" за 2018 - 2020 годы по данным муниципальных образований в Удмуртской Республике составил 454,6 млн. рублей.
В 2021 году планируется дальнейшее сокращение численности работников органов местного самоуправления в количестве 301 штатной единицы с ожидаемым бюджетным эффектом 162,3 млн. рублей. В первом полугодии 2021 года сокращено 186 штатных единиц, из них 136 штатных единиц переведено в муниципальные учреждения.
Проводится работа по изменению территориального устройства местного самоуправления в Удмуртской Республике посредством укрупнения (объединения) сельских поселений и создания муниципальных округов в Удмуртской Республике. Процесс объединения поселений позволит обеспечить повышение финансовой и экономической самодостаточности поселений за счет мультипликативного эффекта путем сложения ресурсных потенциалов территорий.
В 2018 году Удмуртская Республика стала участником федерального проекта "Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2018 - 2020 годах". Являясь одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств, проект инициативного бюджетирования "Наша инициатива" позволяет вовлечь граждан в процессы решения вопросов и проблем местного значения, повысить финансовую грамотность граждан и обеспечить высокий уровень общественного контроля за расходованием бюджетных средств.
В целом реализованные за 2017 - 2019 годы меры по обеспечению сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики, а также по ограничению уровня долговой нагрузки принесли положительные результаты.
По итогам инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, проводимой Министерством финансов Российской Федерации, за 2017 - 2019 годы фактические расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики не превышают расчетный объем расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований ("модельный бюджет").
В 2020 году бюджет исполнялся в условиях экономического кризиса, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции. Объем поступивших в 2020 году налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики составил 61,9 млрд. рублей, что на 9,2 млрд. рублей ниже уровня "докризисного" 2019 года.
На фоне снижения доходных источников произошел объективный рост расходов бюджета, связанный с выполнением целевых показателей "дорожных карт" по повышению фонда оплаты "указных" категорий работников, индексацией заработной платы прочих категорий работников бюджетной сферы, повышением МРОТ, с устранением последствий, а также с профилактикой и лечением новой коронавирусной инфекции, увеличением мер социальной поддержки населения.
В сложившихся условиях Удмуртской Республике была оказана финансовая поддержка из федерального бюджета, которая частично позволила обеспечить исполнение первоочередных расходов. В результате для выполнения социальных обязательств перед жителями республики в полном объеме были привлечены кредитные заимствования, государственный долг Удмуртии увеличился на 18,2 млрд. рублей и составил на 1 января 2021 года 64,2 млрд. рублей, в том числе задолженность по кредитам кредитных организаций и государственным ценным бумагам составила 39,9 млрд. рублей. Увеличение объема коммерческих кредитов привело к существенной нагрузке на бюджет республики в части роста расходов на выплату процентов.
2021 год является годом адаптации бюджетной системы к преодолению последствий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.
За первое полугодие 2021 года поступление доходов составило 50658,0 млн. рублей с ростом на 21,4% к уровню первого полугодия прошлого года. Налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет республики в сумме 36519,2 млн. рублей, темп роста к первому полугодию 2020 года - 133,6%.
Расходы консолидированного бюджета республики исполнены в сумме 54119,6 млн. рублей, темп роста к первому полугодию 2020 года - 115,8%.
В июне 2021 года была проведена реструктуризация бюджетного кредита, полученного в декабре 2020 года в размере 4,8 млрд. рублей. Срок погашения кредита перенесен с 1 июля 2021 года на 30 ноября 2029 года. Экономия бюджетных средств в 2021 году составит 156 млн. рублей.