Правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в государственную программу Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.11.2020 N 433-пп "О государственной программе Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы", изменение, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Заместитель председателя правительства области
Г.В.СОКОЛОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2021 - 2027 ГОДЫ
Наименование государственной программы | Государственная программа Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы |
Основания разработки государственной программы | Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ); Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; |
Ответственный исполнитель государственной программы | Департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области |
Соисполнители государственной программы | Департамент образования Еврейской автономной области. Департамент по физической культуре и спорту правительства Еврейской автономной области. Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области. Департамент культуры правительства Еврейской автономной области. Департамент автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области. Департамент по труду и занятости населения правительства Еврейской автономной области |
Цель государственной программы | Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Еврейской автономной области (далее - область) |
Задачи государственной программы | 1) совершенствование нормативной правовой и организационной основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области; 2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области; 3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в области; 4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в области; 5) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в области |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы (в соответствии с показателями государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363) | 1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в области; 2) доля приоритетных объектов, нанесенных на карты доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов в области; 3) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов в области; 4) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в области; 5) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости в области; 6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в области; 7) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в области; 8) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в области; 9) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в области; 10) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в области; 11) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан; 12) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в области; 13) доля парка подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава; 14) доля инвалидов, воспользовавшихся специализированными транспортными услугами, в общей численности граждан с инвалидностью в области; 15) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения; 16) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста; 17) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста; 18) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста; 19) доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности граждан с инвалидностью в области; 20) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в области |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2021 - 2027 годы; I этап - 2021 - 2027 годы |
Объемы и источники обеспечения государственной программы | Общий объем затрат на реализацию программы составляет 28443,9 тыс. рублей, из них: - в 2021 году - 4560,0 тыс. рублей; - в 2022 году - 1722,6 тыс. рублей; - в 2023 году - 1871,1 тыс. рублей; - в 2024 году - 1960,2 тыс. рублей; - в 2025 году - 6110,0 тыс. рублей; - в 2026 году - 6110,0 тыс. рублей; - в 2027 году - 6110,0 тыс. рублей. В том числе 28443,9 тыс. рублей из средств бюджета области, из них: - в 2021 году - 4560,0 тыс. рублей; - в 2022 году - 1722,6 тыс. рублей; - в 2023 году - 1871,1 тыс. рублей; - в 2024 году - 1960,2 тыс. рублей; - в 2025 году - 6110,0 тыс. рублей; - в 2026 году - 6110,0 тыс. рублей; - в 2027 году - 6110,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | 1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в области; 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, органов местного самоуправления муниципальных образований области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области; 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежегодно; 4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 5) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного, автотранспорта, формирование условий доступности для инвалидов и других МГН; 6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в области (привлечение к участию в мероприятиях до 15 процентов от общей численности инвалидов); 7) создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышение квалификации и аттестации не менее 30 специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов; 8) повышение индивидуальной мобильности инвалидов (до 5 процентов от общей численности инвалидов); 9) создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов (предоставление 1000 информационных услуг и интернет-услуг инвалидам в год); 10) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
Настоящая государственная программа Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2025 годы";
Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН и повышение качества их жизни являются одними из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и интересы десятков тысяч человек, проживающих на территории области. Необходимость решения существующих в данной сфере проблем вытекает из ратифицированной Конвенции ООН о правах инвалидов, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" и требований законодательства Российской Федерации.
Проведенный департаментом социальной защиты населения правительства области по данным Отделения Пенсионного фонда России по Еврейской автономной области и Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы в ЕАО" анализ статистических данных показывает, что динамика численности инвалидов постоянно меняется.
По состоянию на 01.01.2021 численность инвалидов в области - 12943 человека, в том числе:
Инвалиды 1 группы - 1558 чел.;
Инвалиды 2 группы - 5180 чел.;
Инвалиды 3 группы - 5453 чел.
Численность детей-инвалидов - 752 чел.
Удельный вес инвалидов (по группам инвалидности), проживающих на территории области, составляет:
- инвалиды 1 группы - 12,0 процента;
- инвалиды 2 группы - 40,1 процента;
- инвалиды 3 группы - 42,1 процента;
- дети-инвалиды - 5,8 процента.
Отсутствие должного внимания к созданию доступной среды является общенациональной проблемой, имеющей серьезные социально-экономические последствия:
- препятствует трудовой и социальной активности инвалидов и негативно отражается на их образовательном, культурном уровне и качестве их жизни;
- усиливает социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- порождает равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальную разобщенность общества.
На территории области проблемы социальной адаптации инвалидов, повышения качества их жизни и вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки решаются в рамках государственной программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области" на 2020 - 2024 годы, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 N 367-пп.
Реализация вышеуказанной программы позволила обеспечить доступность интеграции инвалидов в общество, укрепить материально-техническую базу областных государственных учреждений социального обслуживания для инвалидов, общественных организаций, организовать транспортное обслуживание инвалидов, создать условия для социальной реабилитации инвалидов методами привлечения их к культуре, искусству, спорту, обеспечить информационное сопровождение социальной реабилитации инвалидов, а также развить уровень социального партнерства органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, с общественными организациями инвалидов в области.
Основными проблемами в области социальной защиты инвалидов на территории региона остаются:
1. Недоступность объектов высокой социальной значимости.
Проведенный по собственной методике в 2012 году комитетом социальной защиты населения правительства области совместно с представителями регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов в ЕАО" мониторинг доступности объектов социальной инфраструктуры, территорий высокой социальной активности, расположенных на территории области, в рамках реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина (по итогам встречи с представителями общественных организаций и обществ инвалидов Российской Федерации) показал, что администрациями муниципальных образований области разработаны и реализуются мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа МГН к объектам социальной инфраструктуры и территориям высокой социальной активности. Однако в настоящее время проблемным остается вопрос обеспечения доступности в административные здания и служебные помещения для МГН.
Из 100 обследованных объектов социальной инфраструктуры только 9 процентов имеют пандусы снаружи помещения, 5 процентов - пандусы внутри помещений, 2 процента оборудованы лифтом. В тех учреждениях, которые оборудованы для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, доступны только первые этажи. Ни одно учреждение не оборудовано световым и звуковым оборудованием для доступности объектов для инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, а также нет доступа в санитарно-гигиенические заведения.
В настоящее время паспортизация проводится по методике, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627.
В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.03.2013 N 81-пп "Об организации проведения паспортизации доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Еврейской автономной области" и приказом комитета социальной защиты населения правительства области от 01.04.2013 N 85 "Методические рекомендации по проведению паспортизации доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Еврейской автономной области" деятельность по проведению паспортизации подразделяется на несколько этапов:
1) создание комиссии по паспортизации при органе исполнительной власти области, формируемом правительством области, с привлечением представителей общественных организаций инвалидов;
2) проведение анкетирования руководителей учреждений социальной инфраструктуры;
3) составление реестра объектов, подлежащих паспортизации;
4) проведение обследования объектов, включенных в реестр, и составление акта обследования;
5) составление паспорта объекта и принятие управленческого решения по организации доступности данного объекта;
6) размещение паспорта на официальном портале органов исполнительной власти области, формируемых правительством области.
Для комплексного решения вышеуказанных проблем Программа предусматривает реализацию мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом.
Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы здравоохранения, социальной защиты, образования, физической культуры и спорта, культуры, транспорта, информации и связи, жилищного фонда, потребительского рынка, сферы услуг. Также под приоритетными объектами следует понимать здания и учреждения высокой социальной значимости, куда граждане с инвалидностью и другие МГН обращаются за получением необходимых государственных и муниципальных услуг.
В рамках Программы планируется к 2027 году увеличить количество областных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, до 99 процентов от общего количества приоритетных объектов области.