ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2021 года N 430-пп


О внесении изменения в государственную программу Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.11.2020 N 433-пп



Правительство Еврейской автономной области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в государственную программу Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 16.11.2020 N 433-пп "О государственной программе Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы", изменение, изложив ее в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Заместитель председателя правительства области
Г.В.СОКОЛОВА



Приложение
к постановлению правительства
Еврейской автономной области
от 26.10.2021 N 430-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2021 - 2027 ГОДЫ



Паспорт государственной программы Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы

Основания разработки государственной программы

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006 (ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ);

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда";

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

постановление правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года"

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области

Соисполнители государственной программы

Департамент образования Еврейской автономной области.

Департамент по физической культуре и спорту правительства Еврейской автономной области.

Департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области.

Департамент культуры правительства Еврейской автономной области.

Департамент автомобильных дорог и транспорта правительства Еврейской автономной области.

Департамент по труду и занятости населения правительства Еврейской автономной области

Цель государственной программы

Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Еврейской автономной области (далее - область)

Задачи государственной программы

1) совершенствование нормативной правовой и организационной основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области;

2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области;

3) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в области;

4) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в области;

5) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в области

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы (в соответствии с показателями государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363)

1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в области;

2) доля приоритетных объектов, нанесенных на карты доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов в области;

3) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов в области;

4) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты в области;

5) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости в области;

6) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в области;

7) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций в области;

8) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в области;

9) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в области;

10) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в области;

11) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан;

12) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в области;

13) доля парка подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава;

14) доля инвалидов, воспользовавшихся специализированными транспортными услугами, в общей численности граждан с инвалидностью в области;

15) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;

16) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста;

17) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

18) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста;

19) доля инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности граждан с инвалидностью в области;

20) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в области

Сроки и этапы реализации государственной программы

2021 - 2027 годы;

I этап - 2021 - 2027 годы

Объемы и источники обеспечения государственной программы

Общий объем затрат на реализацию программы составляет 28443,9 тыс. рублей, из них:

- в 2021 году - 4560,0 тыс. рублей;

- в 2022 году - 1722,6 тыс. рублей;

- в 2023 году - 1871,1 тыс. рублей;

- в 2024 году - 1960,2 тыс. рублей;

- в 2025 году - 6110,0 тыс. рублей;

- в 2026 году - 6110,0 тыс. рублей;

- в 2027 году - 6110,0 тыс. рублей.

В том числе 28443,9 тыс. рублей из средств бюджета области, из них:

- в 2021 году - 4560,0 тыс. рублей;

- в 2022 году - 1722,6 тыс. рублей;

- в 2023 году - 1871,1 тыс. рублей;

- в 2024 году - 1960,2 тыс. рублей;

- в 2025 году - 6110,0 тыс. рублей;

- в 2026 году - 6110,0 тыс. рублей;

- в 2027 году - 6110,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в области;

2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, органов местного самоуправления муниципальных образований области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области;

3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежегодно;

4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

5) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного, автотранспорта, формирование условий доступности для инвалидов и других МГН;

6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в области (привлечение к участию в мероприятиях до 15 процентов от общей численности инвалидов);

7) создание системы должного информационно-методического обеспечения, повышение квалификации и аттестации не менее 30 специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

8) повышение индивидуальной мобильности инвалидов (до 5 процентов от общей численности инвалидов);

9) создание эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов (предоставление 1000 информационных услуг и интернет-услуг инвалидам в год);

10) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе



I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Настоящая государственная программа Еврейской автономной области "Доступная среда в Еврейской автономной области" на 2021 - 2027 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:


- Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2025 годы";


- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";


- постановлением правительства Еврейской автономной области от 15.11.2018 N 419-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2030 года".


Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН и повышение качества их жизни являются одними из важнейших социально-экономических задач, затрагивающих права и интересы десятков тысяч человек, проживающих на территории области. Необходимость решения существующих в данной сфере проблем вытекает из ратифицированной Конвенции ООН о правах инвалидов, государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" и требований законодательства Российской Федерации.


Проведенный департаментом социальной защиты населения правительства области по данным Отделения Пенсионного фонда России по Еврейской автономной области и Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы в ЕАО" анализ статистических данных показывает, что динамика численности инвалидов постоянно меняется.


По состоянию на 01.01.2021 численность инвалидов в области - 12943 человека, в том числе:


Инвалиды 1 группы - 1558 чел.;


Инвалиды 2 группы - 5180 чел.;


Инвалиды 3 группы - 5453 чел.


Численность детей-инвалидов - 752 чел.


Удельный вес инвалидов (по группам инвалидности), проживающих на территории области, составляет:


- инвалиды 1 группы - 12,0 процента;


- инвалиды 2 группы - 40,1 процента;


- инвалиды 3 группы - 42,1 процента;


- дети-инвалиды - 5,8 процента.


Отсутствие должного внимания к созданию доступной среды является общенациональной проблемой, имеющей серьезные социально-экономические последствия:


- препятствует трудовой и социальной активности инвалидов и негативно отражается на их образовательном, культурном уровне и качестве их жизни;


- усиливает социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов, выступающую в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющую возрастание спроса на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;


- порождает равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальную разобщенность общества.


На территории области проблемы социальной адаптации инвалидов, повышения качества их жизни и вопросы предоставления дополнительных мер социальной поддержки решаются в рамках государственной программы Еврейской автономной области "Социальная поддержка населения Еврейской автономной области" на 2020 - 2024 годы, утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 29.10.2019 N 367-пп.


Реализация вышеуказанной программы позволила обеспечить доступность интеграции инвалидов в общество, укрепить материально-техническую базу областных государственных учреждений социального обслуживания для инвалидов, общественных организаций, организовать транспортное обслуживание инвалидов, создать условия для социальной реабилитации инвалидов методами привлечения их к культуре, искусству, спорту, обеспечить информационное сопровождение социальной реабилитации инвалидов, а также развить уровень социального партнерства органов исполнительной власти области, формируемых правительством области, с общественными организациями инвалидов в области.


Основными проблемами в области социальной защиты инвалидов на территории региона остаются:


1. Недоступность объектов высокой социальной значимости.


Проведенный по собственной методике в 2012 году комитетом социальной защиты населения правительства области совместно с представителями регионального отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов в ЕАО" мониторинг доступности объектов социальной инфраструктуры, территорий высокой социальной активности, расположенных на территории области, в рамках реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина (по итогам встречи с представителями общественных организаций и обществ инвалидов Российской Федерации) показал, что администрациями муниципальных образований области разработаны и реализуются мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа МГН к объектам социальной инфраструктуры и территориям высокой социальной активности. Однако в настоящее время проблемным остается вопрос обеспечения доступности в административные здания и служебные помещения для МГН.


Из 100 обследованных объектов социальной инфраструктуры только 9 процентов имеют пандусы снаружи помещения, 5 процентов - пандусы внутри помещений, 2 процента оборудованы лифтом. В тех учреждениях, которые оборудованы для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, доступны только первые этажи. Ни одно учреждение не оборудовано световым и звуковым оборудованием для доступности объектов для инвалидов по слуху и инвалидов по зрению, а также нет доступа в санитарно-гигиенические заведения.


В настоящее время паспортизация проводится по методике, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627.


В соответствии с постановлением правительства Еврейской автономной области от 05.03.2013 N 81-пп "Об организации проведения паспортизации доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Еврейской автономной области" и приказом комитета социальной защиты населения правительства области от 01.04.2013 N 85 "Методические рекомендации по проведению паспортизации доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Еврейской автономной области" деятельность по проведению паспортизации подразделяется на несколько этапов:


1) создание комиссии по паспортизации при органе исполнительной власти области, формируемом правительством области, с привлечением представителей общественных организаций инвалидов;


2) проведение анкетирования руководителей учреждений социальной инфраструктуры;


3) составление реестра объектов, подлежащих паспортизации;


4) проведение обследования объектов, включенных в реестр, и составление акта обследования;


5) составление паспорта объекта и принятие управленческого решения по организации доступности данного объекта;


6) размещение паспорта на официальном портале органов исполнительной власти области, формируемых правительством области.


Для комплексного решения вышеуказанных проблем Программа предусматривает реализацию мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом.


Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы здравоохранения, социальной защиты, образования, физической культуры и спорта, культуры, транспорта, информации и связи, жилищного фонда, потребительского рынка, сферы услуг. Также под приоритетными объектами следует понимать здания и учреждения высокой социальной значимости, куда граждане с инвалидностью и другие МГН обращаются за получением необходимых государственных и муниципальных услуг.


В рамках Программы планируется к 2027 году увеличить количество областных учреждений, отвечающих соответствующим требованиям по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов, до 99 процентов от общего количества приоритетных объектов области.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»