В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, направляемых на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда на территории Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 703 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014 - 2024 годы" следующие изменения:
в государственной программе Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014 - 2024 годы (далее - Программа):
в тексте Программы:
раздел 1 "Характеристика текущего состояния в сфере ликвидации накопленного экологического ущерба и рекультивации бывших промышленных площадок на территории Самарской области. Основные проблемы в сфере реализации Программы, включая анализ причин их возникновения, показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы" изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния в сфере ликвидации накопленного экологического ущерба и рекультивации бывших промышленных площадок на территории Самарской области. Основные проблемы в сфере реализации Программы, включая анализ причин их возникновения, показатели и анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации Программы
1.1. Анализ возникновения накопленного вреда окружающей среде в Самарской области
Начиная с 20 - 30-х годов XX века в СССР осуществлялось интенсивное развитие промышленного производства, негативной стороной которого явилось образование больших объемов различных отходов. За десятилетия промышленного производства на территории СССР и затем в Российской Федерации были образованы многочисленные места скопления отходов: в шламонакопителях и шламоотстойниках, прудах-отстойниках, отвалах горных пород, на загрязненных и деградированных участках земель. К ним добавлялись скотомогильники, заброшенные хранилища горюче-смазочных материалов, пестицидов, ядохимикатов и другие подобные объекты, содержащие токсичные вещества. Как указано в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности в Российской Федерации накоплено свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления.
В Куйбышевской области (в настоящее время Самарская область) в результате интенсивного промышленного развития региона, особенно нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, машиностроительной, авиакосмической, химической отраслей промышленности, было накоплено значительное количество отходов. Основными видами отходов являются отходы кислот и щелочей, нефтешламы и прочие отходы нефтепродуктов, твердые минеральные отходы, лом и отходы черных металлов, металлические и гальванические шламы, отходы содержания животных и птиц, уличный смет, отходы от жилищ, отходы (осадки) сточных вод.
После прекращения существования СССР в 1991 году и проведения приватизации промышленных предприятий частными собственниками, новыми владельцами предприятий не планировалась деятельность по ликвидации накопленных отходов и причиненного окружающей среде вреда. Проблемные объекты накопленного вреда окружающей среде (далее - объекты НВОС) передавались в государственную собственность или оставались бесхозными.
В настоящее время, согласно официальным данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в Российской Федерации насчитывается 340 объектов НВОС. В государственный реестр объектов НВОС, который размещен на сайте ФГБУ ВНИИ "Экология", включено 193 объекта. В государственный реестр объектов НВОС, размещенный на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, по состоянию на 07.05.2021 включено 327 объектов НВОС. По информации Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлова А.А., в Российской Федерации по состоянию на июнь 2021 года выявлено около 29 тысяч объектов НВОС.
1.2. Реализация государственной политики в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде в Российской Федерации и Самарской области и ее влияние на ход реализации Программы
Попытки решения проблемы ликвидации объектов НВОС, образованных в период существования СССР, предпринимались еще в 90-е годы прошлого века, когда началась приватизация государственного имущества. В совместном распоряжении Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 08.06.1995 N 791-р/1 "Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций" предлагалось учитывать потребность в экологической санации предприятий и организаций. В ходе приватизации новые владельцы старались избавиться от объектов природоохранного назначения, изначально входивших в производственные комплексы, то есть перенести всю ответственность за их существование на государство. В первую очередь это относилось к объектам НВОС, включающим накопители отходов производства (и потребления) и загрязненные (деградированные) участки земель. В связи с этим Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) подготовил письмо от 22.12.1999 N 03-22/24-321 "О применении рекомендаций по определению размера прошлого экологического ущерба и степени ответственности продавца и покупателя объектов, намечаемых к приватизации", но это не принесло ожидаемого результата.
Начиная с 2000-х годов Правительство Российской Федерации стало уделять повышенное внимание решению проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 38-р была утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 - 2008 годы, в которой отмечалось, что к важнейшим задачам государственной экологической политики относится реализация мер, направленных на реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая оказание государственной поддержки проведению работ по сокращению накопленного экологического ущерба. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направлений которой являлось обеспечение экологической безопасности экономического развития и улучшение экологической среды жизни человека, ликвидация накопленного загрязнения, восстановление эродированных земель, захламленных территорий. В апреле 2012 года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, в числе основных задач государственной политики в области экологического развития отмечается восстановление нарушенных естественных экологических систем, в том числе ликвидация объектов НВОС.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2552-р была утверждена государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы. В 2014 году в нее был внесен ряд дополнений и изменений, и новая редакция указанной государственной программы была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326.
В феврале 2013 года Президентом Российской Федерации была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, предусматривающая ликвидацию экологического ущерба, причиненного в результате прошлой хозяйственной, военной и иной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, включая оценку причиненного экологического ущерба и реализацию мероприятий по очистке арктических морей и территорий от загрязнения.
Согласно Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, к внутренним вызовам экологической безопасности относится наличие значительного количества объектов НВОС, в том числе территорий, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. Отмечалось, что обеспечение необходимого уровня экологической безопасности в стране возможно, в частности, при ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Также проблема ликвидации накопленного вреда обсуждалась на заседаниях Правительства Российской Федерации, по результатам которых формировались поручения органам исполнительной власти о разработке нормативной правовой базы и реализации практических мер по ликвидации объектов НВОС.
Так, по итогам рассмотрения вопроса "О мерах по обеспечению экологической безопасности в Российской Федерации" на заседании Совета безопасности Российской Федерации, состоявшемся 30.01.2008, было дано поручение Правительству Российской Федерации о разработке и утверждении в I квартале 2008 года комплекса мер по обеспечению экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации, а также реализации мероприятий по устранению последствий экологического вреда, нанесенного ранее (накопленного) в результате хозяйственной и военной деятельности, ужесточении санкций за негативное воздействие предприятий на окружающую среду. На заседании Правительства Российской Федерации 21.02.2008 был рассмотрен вопрос "О создании правовых и инвестиционных механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с хозяйственной деятельностью". Решение этой проблемы затем было включено в План действий Правительства Российской Федерации на 2008 год.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 N 2063-р был утвержден план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 год, предусматривающий разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)". Исполнителями были определены Минприроды России, Минэнерго России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минпромторг России и ГК "Росатом".
На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 27.05.2010 по вопросу совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды Президентом Российской Федерации был дан ряд поручений, в том числе о проведении инвентаризации и учета объектов накопленного экологического ущерба и разработке комплекса мер по его ликвидации с определением механизмов и объемов финансирования этих мер, включая пилотные проекты отработки технологии ликвидации накопленного ущерба. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации был издан приказ Минприроды России от 25.06.2010 N 221 о подготовке проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих разработку комплекса мер по ликвидации накопленного экологического ущерба. В итоге был разработан проект закона Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования вопросов ликвидации экологического ущерба, в том числе связанного с прошлой хозяйственной деятельностью)", который не был согласован Правительством Российской Федерации.
Проблемные вопросы относительно ликвидации объектов НВОС рассматривались на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 09.06.2011 в городе Дзержинске Новгородской области, в том числе вопрос "О мерах по обеспечению экологической безопасности при реализации крупных инвестиционных проектов и ликвидации накопленного экологического ущерба". По итогам этого заседания было подготовлено поручение Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N ВП-П9-4594 о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба окружающей среде, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.
В 2013 году по поручению Председателя Правительства Российской Федерации началась работа над проектом федеральной целевой программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба" на 2015 - 2026 годы. Федеральная целевая программа не была принята как самостоятельный документ, однако на ее основе была сформирована подпрограмма, которая вошла в новую редакцию государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 N 2462-р был утвержден комплекс первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности. В документе были указаны 24 объекта НВОС, подлежащие ликвидации (реабилитации) в 2015 - 2016 годах.
В период 2012 - 2015 годов Правительством Российской Федерации разрабатывались проекты нормативных актов о внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Многолетняя законотворческая работа завершилась принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 254 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в том числе в части включения в него новой главы XIV.1 "Ликвидация накопленного вреда окружающей среде", содержащей статьи 80.1 "Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде" и 80.2 "Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде". Новые нормы предусматривают необходимость выявления объекта НВОС путем инвентаризации и обследования акваторий и территорий, оценку объекта НВОС, учет объектов НВОС посредством их включения в государственный реестр объектов НВОС, категорирование объектов НВОС, состав работ, предусматривающих ликвидацию объектов НВОС, и определяют органы, уполномоченные на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления). Также было принято постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 445 "Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде".
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека Правительством Российской Федерации было разработано 12 национальных проектов со сроком реализации до 2024 года, одним из которых является национальный проект "Экология".
Национальный проект "Экология" предусматривает решение ряда задач, в том числе:
формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
создание и эффективное функционирование во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;
создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидация наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.
Указанные задачи предусматривается решать в рамках реализации федеральных проектов "Оздоровление Волги", "Чистая страна" и "Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности".
Кроме того, с 01.01.2011 введен в действие ГОСТ Р 54003-2010 "Экологический менеджмент. Оценка прошлого, накопленного в местах дислокации организаций, экологического ущерба. Общие положения".
В Самарской области деятельность по ликвидации накопленного вреда окружающей среде получила новое развитие после ликвидации двух крупнейших предприятий Самарского региона - бывшего ОАО "Средневолжский завод химикатов" в г.о. Чапаевск (далее - ОАО "СВЗХ") в 2005 году и бывшего ОАО "Фосфор" в г.о. Тольятти в 2008 году. Правительством Самарской области начиная с 2007 года ведется работа по ликвидации накопленного вреда на данных площадках.
Территория бывшего ОАО "СВЗХ" площадью 263 га в г. Чапаевске является крупнейшим объектом НВОС в Самарской области, начиная с 1912 года на ней осуществлялось производство различных химических веществ. За такой длительный период работы предприятия на его территории накопилось большое количество отходов химического производства.
В 2011 - 2012 годах федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологий" проведены инженерно-экологические изыскания, определены классы опасности токсичных веществ в грунте, в строительных конструкциях, в отстойниках и шламоотстойниках, разработаны исходные данные для проектирования работ по рекультивации территории бывшего ОАО "СВЗХ". В результате проведенных исследований установлено, что содержание отдельных групп высокотоксичных веществ в грунте превышает предельно допустимые концентрации в сотни тысяч раз. Объем накопленных отходов составляет 3,5 млн. тонн. Состав отходов включает диоксины, хлорорганические пестициды, ПХБ, соли тяжелых металлов (свинец, никель, медь, кадмий, кобальт, цинк), мышьяк, иприт и токсичные продукты его разложения, люизит и токсичные продукты его разложения, ртуть. Накопленные отходы на территории ОАО "СВЗХ" размещаются в 13 очагах загрязнения грунта высокотоксичными веществами, в 230 зданиях, в том числе разрушенных и полуразрушенных зданиях, а также в крупных хранилищах токсичных веществ: шламоотстойнике, шламонакопителе, отстойно-регулирующей емкости и отстойнике промышленных минеральных сточных вод.
Территория бывшего ОАО "Фосфор" в г. Тольятти площадью 162 га также является одной из крупнейших бывших промышленных площадок Самарской области, на которой с 1963 года производились фосфор и соединения на его основе.
В 2009 году мэрией г.о. Тольятти в рамках муниципального контракта, заключенного с ООО "ЛЕННИИГИПРОХИМ" (г. Санкт-Петербург), были проведены обследование территории бывшего ОАО "Фосфор", инвентаризация отходов, а также подготовлен предварительный расчет полного комплекса затрат на ликвидацию накопленного вреда. В ходе инвентаризации отходов выявлено наличие химических веществ I - IV классов опасности в объеме около 8 тыс. тонн, включающих фосфор и фосфорсодержащий шлам, органические и неорганические вещества. В период возникновения благоприятных метеорологических условий фосфорсодержащий шлам способен к самовозгоранию, что приводит к возникновению чрезвычайных ситуаций и неблагоприятно сказывается на состоянии окружающей среды и здоровье жителей г.о. Тольятти.
Принимая во внимание реализуемые в 2010 - 2013 годах меры Правительства Российской Федерации в области государственной экологической политики, направленные на ликвидацию объектов НВОС в Российской Федерации, постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 703 утверждена государственная программа Самарской области "Ликвидация накопленного экологического вреда и рекультивация бывших промышленных площадок на территории Самарской области" на 2014 - 2024 годы (далее - Программа), предусматривающая решение задач по ликвидации (обезвреживанию) источников и очагов химической опасности, рекультивации территорий бывших промышленных площадок, выявлению и предупреждению возникновения объектов накопленного экологического ущерба на территории промышленных предприятий и бывших промышленных площадок.