ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2021 года N 334


О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2022 - 2024 годы

(с изменениями на 12 апреля 2022 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.11.2021 N 484, от 28.03.2022 N 169, от 12.04.2022 N 219)




В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", статьей 41 Закона Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:


1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2022 - 2024 годы.


2. Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2022 - 2024 годы принять за основу для составления проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.


3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Бычкова К.Е.


4. Опубликовать настоящее постановление в десятидневный срок со дня его одобрения на официальном сайте Правительства Республики Саха (Якутия) в сети Интернет.


5. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.



Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
А.ТАРАСЕНКО



Одобрен
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 15 сентября 2021 г. N 334



ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2022 - 2024 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.11.2021 N 484, от 28.03.2022 N 169, от 12.04.2022 N 219)




Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2022 - 2024 годы (далее - прогноз) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", законами Республики Саха (Якутия) от 5 февраля 2014 г. 1280-З N 111-V (ред. от 21.03.2019) "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)" и от 26 октября 2016 г. 1742-З N 1041-V (ред. от 30.01.2019) "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2015 г. N 223 "О Порядке разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочный и долгосрочный период".


Оценка социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2021 год и прогнозных показателей на 2022 - 2024 годы осуществлена на основе анализа социально-экономической ситуации в секторах экономики, рисков изменения положения в мировой экономике и в экономике Российской Федерации, сценариев реализации инвестиционных проектов и соглашений на территории республики. Прогноз учитывает сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (письмо Минэкономразвития РФ от 08.07.2021 N 21786-СГ/Д14и) и сформирован совместно с министерствами и ведомствами, организациями, муниципальными районами и городскими округами Республики Саха (Якутия).


Основные показатели прогноза базируются на положениях:


Указа Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока";


Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474);


Указа Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года";


Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 года (Протокол N 36) (далее - Общенациональный план);


Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года, принятой Законом Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI;


долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2016 г. N 422;


государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 г. N 757;


федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочную перспективу.


В расчетах учитывались результаты социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2020 год, оценка на 2021 год и видение перспективного развития финансово-хозяйственной деятельности крупных и средних предприятий республики, муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на 2022 - 2024 годы.



1. ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ И УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ



1.1. Внешние условия социально-экономического развития


Мировая экономика


Снижение мирового ВВП по итогам 2020 года составило - 3,8 процента. ВВП США в 2020 г. снизился на - 3,5 процента, Японии - на - 4,8 процента, еврозоны - на - 6,6 процента. Китай оказался единственной крупной страной с положительным темпом роста ВВП в 2020 г. + 2,3 процента.


В 2021 году восстановление мировой экономики после глубокой рецессии, вызванной новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) приобретает все более устойчивый характер. Темпы вакцинации и постепенное улучшение эпидемической обстановки позволяют разным странам снимать введенные ранее ограничения на мобильность населения. В совокупности с влиянием масштабных антикризисных мер во всех сферах, обусловлен стремительный характер возвращения деловой и потребительской активности к докризисным уровням в ряде крупных экономик. Вместе с тем, восстановление будет носить неоднородный характер по странам: более активный рост ожидается в США и Китае, в то время как в европейских странах экономическая активность достигнет докризисных показателей не ранее 2022 года.


Быстрое восстановление мировой экономики сопровождается существенным ускорением темпов роста цен. Цены на алюминий, медь, сталь, к июлю текущего года в среднем показывали рост на 50-60 процентов по отношению к уровню 2019 г., на железную руду - на 80 процентов, на уголь - более чем на 100 процентов, на газ - в 3,2 раза. Рост цен на драгоценные металлы за январь - июль текущего года в среднем составлял от 30 процентов (золото, платина) до 80 процентов (палладий) к уровню 2019 года.


На рынке нефти рост цен превысил ожидания. На среднесрочном горизонте ожидается нисходящая динамика цен на нефть.


В результате темпы роста мировой экономики ожидаются на уровне около 2,5 процента - 3,0 процента в среднесрочной перспективе под воздействием накопленных структурных дисбалансов (в том числе по мере сворачивания экстренных мер экономического стимулирования и "охлаждения" финансовых рынков).


Ситуация в российской экономике в первой половине 2021 года и прогноз на 2022 - 2024 годы


В первом полугодии 2021 года экономика страны вновь начала набирать обороты на фоне отмены сопутствующих ограничений и смягчения параметров сокращения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. По предварительным оценкам Минэкономразвития РФ в первом полугодии 2021 года ВВП зарегистрировал рост в размере + 4,6 процента (к аналогичному периоду прошлого года) и достиг допандемийного уровня конца 2019 года. В январе-июне рост промышленного производства составил 104,4 процента. Некоторое ослабление ограничений по добыче нефти в рамках соглашения ОПЕК+ способствовало улучшению динамики показателей добычи полезных ископаемых. Рост производства обрабатывающей промышленности ускорился в начале 2021 года, и в марте выпуск превысил уровень, отмечавшийся до начала пандемии. Данные ежемесячной статистики также указывают на возобновление роста в секторе услуг. Рост импорта оборудования и положительные показатели строительной отрасли свидетельствуют о сохранении положительной динамики инвестиционного спроса, рост которого возобновился в четвертом квартале 2020 года. Показатели, относящиеся к потреблению (оборот розничной торговли), также демонстрировали положительную динамику в январе-июне 2021 года (110,2 процента).


При этом на годовые показатели по-прежнему влияет низкая база прошлого года, когда действовали карантинные ограничения на экономическую деятельность.


К концу 2021 года предполагается выход экономики на траекторию устойчивого роста. В рамках базового сценария прогнозируется рост ВВП России в 2021 году на 3,8 процента.


Инфляция


Денежно-кредитная политика Банка России осуществляется в соответствии с режимом таргетирования инфляции на фоне усиления проинфляционных факторов, особенно ускорения продовольственной инфляции. Проинфляционные факторы со стороны спроса и предложения подстегнули рост общего индекса потребительских цен (ИПЦ): в январе-июне текущего года он достиг 5,8 процента.


Высокие темпы роста цен обусловлены как временными, так и устойчивыми факторами. Они связаны с тем, что во многих секторах расширение спроса превышает возможности по наращиванию производства и импорта, что вызывает дополнительный рост цен.


С учетом принятых Правительством Российской Федерации мер по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары ожидается сохранение инфляции в годовом выражении до 5,8 процента г/г на конец текущего года. В среднесрочной перспективе инфляция ожидается на целевом уровне в 4 процента.


Рынок труда и доходы населения


В 2021 году ожидается опережающий рост численности занятых за счет восстановления уровня участия в рабочей силе, снижение уровня безработицы до 0,3 процента в среднем за год.


В условиях восстановления рынка труда ожидается активный компенсационный рост реальных располагаемых денежных доходов населения (+3,0 процента после падения на -3,5 процента в 2020 году), главным образом за счет доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности и "прочих" доходов, которые продемонстрировали существенный спад в 2020 году.


В среднесрочной перспективе как реальные заработные платы, так и реальные располагаемые доходы продолжат устойчиво расти темпом около 2,5 процента, что соответствует прогнозной динамике производительности труда.


Экономическая активность


Согласно базовому прогнозу рост ВВП в 2022, 2023 и 2024 годах составит 3,2 процента, 3,0 процента и 3,0 процента соответственно. Базовый сценарий предполагает постепенное сокращение числа новых случаев заболевания COVID-19. Оживлению экономики России, опирающемуся на рост потребления домохозяйств и инвестиции, будут способствовать восстановление мировой экономики, повышение цен на нефть и мягкие денежно-кредитные условия на внутреннем рынке в 2021 году. Динамике роста валовых инвестиций в основной капитал будут способствовать повышение предпринимательской уверенности и государственные инвестиционные проекты.


Риски для российской экономики: экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции в России и в мире до конца не преодолены. В связи с этим сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития.


При этом в сценарных условиях планируется реализация в полном объеме мероприятий, предусмотренных Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения в экономике.



1.2. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в январе - июле и оценка до конца 2021 года


Принятые в республике антикризисные меры в 2020 году позволили стабилизировать ситуацию в экономике и социальной сфере, выйти на позитивную динамику макроэкономических показателей за январе - июль текущего года. Так, ВРП оценочно вырос на 14,4 процента в сопоставимых ценах к январю - июлю 2020 года (за январь - июль 2020 года - 88,2 процента), что выше, чем в среднем по России (104,6 процента за январь - июнь).


Начиная с апреля 2021 года, на годовую динамику основных макроэкономических показателей оказывает влияние низкая база соответствующих месяцев прошлого года.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»