КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 августа 2021 года N 748


Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан

(с изменениями на 26 февраля 2024 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 04.06.2022 N 520, от 09.07.2022 N 661, от 16.05.2023 N 597, от 22.06.2023 N 736, от 26.02.2024 N 96)



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан (далее - Стратегия).


2. Республиканским органам исполнительной власти:


(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597)


абзац утратил силу. - Постановление КМ РТ от 22.06.2023 N 736;


обеспечить реализацию Стратегии в курируемых отраслях.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан и Министерство экономики Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 18 августа 2021 г. N 748



СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(в ред. Постановлений КМ РТ от 04.06.2022 N 520, от 09.07.2022 N 661, от 16.05.2023 N 597, от 22.06.2023 N 736, от 26.02.2024 N 96)



1. Основные положения


1.1. Основаниями разработки Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан (далее - Стратегия) являются:


Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915";


(в ред. Постановления КМ РТ от 22.06.2023 N 736)


Приказ Минцифры России от 18 ноября 2020 года N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация";


Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.;


(в ред. Постановления КМ РТ от 22.06.2023 N 736)


национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года N 7;


Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года";


постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.01.2021 N 35 "Об утверждении Концепции цифровой трансформации Республики Татарстан на 2021 - 2024 годы";


постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.11.2019 N 997 "Вопросы Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан";


распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.04.2020 N 759-р "Об утверждении рабочей группы по реализации проектов в области цифровой трансформации Республики Татарстан".


1.2. В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации будут внедрены следующие технологии:


искусственный интеллект. Будут разработаны и внедрены стандарты, регламентирующие правила использования алгоритмов и безопасность систем искусственного интеллекта;


платформенные решения. В частности, внедрение цифровых платформ позволит существенно повысить скорость и снизить стоимость процессов взаимодействия как в системе государственного управления, так и в экономике. Одним из важнейших преимуществ платформ является возможность пользователя получать услуги круглосуточно, с помощью разнообразных устройств и вне географических границ;


большие данные. Использование больших объемов данных на основе платформенных решений и технологий искусственного интеллекта позволит пользователям создавать новые продукты и услуги, а государству повысить эффективность системы управления. Ценность государства в цифровом будущем во многом будет определяться объемом и качеством данных, которые оно производит и на основе анализа которых будут приниматься соответствующие решения: выбор места проживания и осуществление экономической деятельности;


интернет вещей. Технология позволит собирать данные, обрабатывать и передавать с помощью устройств без участия человека;


цифровые двойники. Технология позволит иметь виртуальный прототип реальных производственных активов - скважины, турбины, ветроэлектрические установки и т.д. Цифровая модель поможет менять параметры работы оборудования и улучшать их гораздо быстрее и безопаснее, чем при экспериментах на реальных объектах.


Указанные технологии будут применены в рамках цифровой трансформации основных и дополнительных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления.


1.3. Срок реализации Стратегии - до 2024 года включительно.


Стратегия утверждается один раз в три года, в году, предшествующему трехлетнему циклу бюджетного планирования Республики Татарстан, с учетом приоритетов федерального, регионального и муниципального уровней. Актуализация Стратегии возможна ежегодно, но не более одного раза в год.


В Республике Татарстан созданы государственное казенное учреждение "Центр цифровой трансформации Республики Татарстан" как центр компетенций по реализации проектов цифровой трансформации и Ассоциация содействия цифровому развитию для системного взаимодействия государственных структур и частного бизнеса в сфере цифровой трансформации, а также для формирования единой методологии при выборе и создании цифровых решений.


Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе 6 Стратегии, декомпозируются с указанием конкретных проектов, реализуемых Республикой Татарстан, в программе цифровой трансформации Республики Татарстан, которая утверждается нормативным правовым актом Кабинета Министров Республики Татарстан в году утверждения Стратегии.



2. Карточка Стратегии (краткое содержание)

Наименование Стратегии

Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан

Срок реализации

2022 - 2024 годы

Направления реализации Стратегии

1. Сохранение и укрепление Республикой Татарстан лидерских позиций в Российской Федерации;

2. Повышение уровня жизни граждан Республики Татарстан;

3. Повышение инвестиционной привлекательности и международной конкурентоспособности Республики Татарстан;

4. Улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания и комфортности городских агломераций в Республике Татарстан;

5. Улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Республике Татарстан;

6. Повышение качества государственного управления

Задачи

1. Создание условий для развития человеческого капитала, жизни и работы в цифровую эпоху.

2. Формирование условий для устойчивого развития экономики на основе использования цифровых технологий.

3. Использование цифровых технологий для трансформации основных отраслей экономики, социальной сферы и городской среды.

4. Развитие безопасной информационной инфраструктуры для отраслей экономики и социальной сферы.

5. Увеличение доли цифрового бизнеса в общей доле экономики Республики Татарстан

Исполнитель

Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан

Результаты реализации Стратегии до 2024 года

1. В рамках решения задач направления по сохранению и укреплению Республикой Татарстан лидерских позиций в Российской Федерации:

созданы условия для развития человеческого капитала, жизни и работы в цифровую эпоху;

увеличена доля цифрового бизнеса в общей доле экономики Республики Татарстан;

использованы цифровые технологии для трансформации основных отраслей экономики, социальной сферы и городской среды;

осуществлен запуск Региональной платформы государственного и муниципального управления с реализацией "цифрового профиля" жителя и предприятий республики;

достигнуты лидерские позиции по уровню цифровой зрелости органов государственной и муниципальной власти;

разработаны и реализуются отраслевые программы цифровой трансформации республиканских органов исполнительной власти, которые синхронизированы с федеральными ведомственными программами;

созданы сервисы, обеспечивающие проактивное оказание государственных и муниципальных услуг для жителей и бизнеса;

принятые решения в государственном и муниципальном управлении осуществлены с использованием единства данных и цифровых технологий на базе Единой цифровой платформы Республики Татарстан.

2. В рамках решения задачи направления повышения уровня жизни граждан Республики Татарстан:

обеспечен рост уровня цифровой грамотности жителей республики и предпринимателей с помощью системы образовательных онлайн-платформ и программ "цифровых сертификатов";

достигнута доля домохозяйств (в городской и сельской местности) с возможностью широкополосного доступа в сеть "Интернет" - 91 процент;

участие граждан в разработке и реализации государственных и муниципальных услуг и сервисов осуществлено в сервисах системы "Открытое Правительство";

обеспечен рост доли жителей республики, удовлетворенных качеством государственных и муниципальных услуг.

3. В рамках решения задачи направления повышения инвестиционной привлекательности и международной конкурентоспособности Республики Татарстан:

обеспечено привлечение российских и иностранных инвестиций для реализации приоритетных проектов в области информационных и коммуникационных технологий;

обеспечено достижение прогнозных показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";

созданы возможности развития инфраструктуры для подключения экономических субъектов к высокоскоростной сети "Интернет";

обеспечен рост доли предприятий ИТ-сектора в экономике региона;

объем инвестиций в разработку и использование ИТ-технологий предприятий Республики Татарстан увеличен в четыре раза;

реализованы меры поддержки проектов в сфере цифровых "сквозных технологий" ИТ-компаний Республики Татарстан.

4. В рамках решения задачи направления улучшения экологической ситуации, повышения качества среды обитания и комфортности городских агломераций в Республике Татарстан:

создана система управления качеством окружающей среды и снижения техногенной нагрузки;

созданы сервисы для детей дошкольного, школьного возраста и студентов, которые мотивируют к формированию экологического поведения;

создана система комплексного мониторинга и управления процессами, связанными с деятельностью по распоряжению природными ресурсами, находящимися в собственности республики, и обеспечения рационального использования природных ресурсов, а также контроля их движения.

5. В рамках решения задачи направления улучшения здоровья населения и повышения уровня его образования в Республике Татарстан:

используются технологии телемедицины и медицинских роботов;

повышено качество системы здравоохранения за счет развития предиктивной медицины и повышения эффективности клинических исследований;

созданы цифровые сервисы ранней диагностики, лечения и реабилитации, которые способствуют увеличению средней продолжительности жизни жителей республики до более чем 80 лет и увеличению активного и трудоспособного возраста граждан после достижения ими пенсионного возраста;

разработаны и реализованы мероприятия по обучению высвобождаемых трудовых ресурсов навыкам цифровых технологий;

обеспечен рост уровня цифровой грамотности жителей республики и предпринимателей с помощью системы образовательных онлайн-платформ и программ "цифровых сертификатов".

6. В рамках решения задачи направления повышения качества государственного управления в Республике Татарстан:

осуществлен запуск Единой платформы государственного и муниципального управления с реализацией единого "цифрового профиля" жителя и предприятий республики;

индекс цифровой зрелости органов государственной и муниципальной власти республики достиг уровня регионов-лидеров Российской Федерации;

разработаны и реализуются отраслевые программы цифровой трансформации республиканских республиканских органов исполнительной власти, которые синхронизированы с федеральными ведомственными программами;

созданы сервисы, обеспечивающие проактивное оказание государственных и муниципальных услуг для жителей и бизнеса;

принятие решений в сфере нормотворчества, администрирования бюджетов, управления имуществом и контрольно-надзорной деятельности осуществляется с использованием единства данных и цифровых технологий на базе Единой цифровой платформы Республики Татарстан государственного и муниципального управления;

75 процентов специалистов органов государственной и муниципальной власти, участвующих в реализации программ цифровой трансформации, прошли переподготовку с целью развития компетенций и навыков в области цифровых технологий;

к 2023 году 95 процентов наиболее востребованных социально значимых услуг переведены в цифровой вид

(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597)

Бенефициары Стратегии

1. Граждане Российской Федерации;

2. Родители;

3. Школьники;

4. Молодежь;

5. Рабочие и служащие;

6. Ученые и исследователи;

7. Государственные и муниципальные служащие;

8. Занятые в сфере образования;

9. Занятые в сфере здравоохранения;

10. Занятые в сфере государственного управления;

11. Занятые сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности;

12. Занятые в сфере социального обеспечения;

13. Занятые в сфере сельского хозяйства и охоты;

14. Самозанятые граждане;

15. Индивидуальные предприниматели;

16. Малый и средний бизнес;

17. Крупный бизнес (публичные и частные компании);

18. Инвесторы;

19. Некоммерческие организации;

20. Государственные компании и организации;

21. республиканские органы исполнительной власти;

22. Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

22. Организации, ведущие деятельность в сфере культуры;

23. Организации, ведущие деятельность в сфере сельского хозяйства и охоты;

24. Организации, ведущие деятельность в сфере образования;

25. Организации, ведущие деятельность в сфере здравоохранения;

26. Организации, ведущие деятельность в сфере социального обеспечения;

27. Организации, ведущие деятельность в сфере спорта, организации досуга и развлечений

(в ред. Постановления КМ РТ от 16.05.2023 N 597)

Ресурсы

1. Федеральный бюджет;

2. Бюджет Республики Татарстан;

3. Внебюджетные источники

Долгосрочные социально-экономические эффекты

Цифровая трансформация системы государственного и муниципального управления;

поддержка развития цифровой экономики;

рост цифровой грамотности жителей Республики Татарстан;

повышение качества жизни жителей Республики Татарстан;

повышение инвестиционной привлекательности Республики Татарстан

Связь с показателями национальных целей

1. Цифровая трансформация, в том числе:

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97%;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года.

2. Сохранение численности населения, здоровья и благополучия людей, в том числе:

увеличение общего прироста численности населения;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

снижение уровня бедности;

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

3. Возможности для самореализации и развития талантов, в том числе:

повышение уровня образования;

увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования;

увеличение доли детей и молодежи в возрасте от 7 до 30 лет, у которых выявлены незаурядные способности и таланты;

повышение индекса вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

увеличение общей численности граждан Российской Федерации, вовлеченных центрами (сообществами, объединениями) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, в добровольческую (волонтерскую) деятельность;

увеличение числа посещений культурных мероприятий.

4. Комфортная и безопасная среда для жизни, в том числе:

увеличение количества семей, улучшивших жилищные условия;

увеличение объема жилищного строительства;

увеличение прироста среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году;

увеличение доли дорожной сети городских агломераций, находящейся в нормативном состоянии;

увеличение сводного индекса обработки (сортировки), утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов;

увеличение отношения площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений;

увеличение количества ликвидированных наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.

5. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, в том числе:

увеличение индекса реальной среднемесячной заработной платы;

увеличение индекса реального среднедушевого денежного дохода населения;

увеличение индекса физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета;

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальное предпринимательство



3. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации


3.1. Целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан является радикальное повышение результативности и создание новых возможностей для взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и бизнеса с потребителями, более активное вовлечение граждан в сферу публичного управления и значительное повышение уровня удовлетворения их потребностей. В качестве интегрального показателя достижения цели определяется показатель "Место Республики Татарстан в национальном индексе развития цифровой экономики Российской Федерации (рейтинг цифрового развития регионов в первой тройке ведущих регионов)".


3.2. Задачи цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Татарстан:


обеспечение формирования единой комплексной организационно-технической экосистемы, предполагающей эффективное решение вопросов межведомственного взаимодействия, интеграцию действующих государственных информационных систем на базе единства данных, реинжиниринга процессов государственного и муниципального управления и предоставления государственных и муниципальных услуг;


переход на проактивное оказание государственных и муниципальных услуг за счет расширения спектра услуг (сервисов), оказываемых в цифровом виде, их комплексности и реализации клиент-центрированного подхода;


применение цифровых технологий для обеспечения и повышения эффективности при планировании, мониторинге и оценке результатов деятельности органов власти;


регулярная переподготовка кадров с целью развития их компетенций и навыков в области цифровых технологий;


увеличение доли цифрового бизнеса в общей доле экономики Республики Татарстан;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»