ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 14 июля 2021 года N 187-уг



О требованиях к порядку подготовки и оформления правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области, и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Иркутской области

(с изменениями на 30 марта 2023 года)

(в ред. Указов Губернатора Иркутской области от 28.06.2022 N 131-уг, от 30.03.2023 N 93-уг)




В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области, постановляю:


1. Установить Правила юридической техники подготовки и оформления правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области (прилагаются).


2. Утвердить Методические рекомендации по подготовке и оформлению правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области (прилагаются).


3. Признать утратившими силу:


1) указ Губернатора Иркутской области от 15 апреля 2016 года N 82-уг "Об установлении Правил юридической техники подготовки и оформления правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области";


2) указ Губернатора Иркутской области от 12 февраля 2018 года N 24-уг "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Иркутской области".


4. Настоящий указ подлежит официальному опубликованию в сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).



И.И.КОБЗЕВ



Установлены
указом Губернатора
Иркутской области
от 14 июля 2021 г. N 187-уг



ПРАВИЛА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Указов Губернатора Иркутской области от 28.06.2022 N 131-уг, от 30.03.2023 N 93-уг)




Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила юридической техники подготовки и оформления правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области (далее - Правила), содержат юридико-технические требования, предъявляемые к правовым актам Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, первого заместителя Губернатора Иркутской области, Председателя Правительства Иркутской области, первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области, министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области и их руководителей, территориальных подразделений министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области (далее - правовые акты).


(п. 1 в ред. Указа Губернатора Иркутской области от 30.03.2023 N 93-уг)


2. Настоящие Правила направлены на обеспечение надлежащего качества правовых актов путем соблюдения единообразия в использовании средств, правил и приемов юридической техники при подготовке правовых актов и в оформлении правовых актов.


3. К правовым актам, вносящим изменения в правовые акты, принятые (изданные) до вступления в силу настоящих Правил, или признающим указанные правовые акты утратившими силу, настоящие Правила применяются с учетом правил юридико-технического оформления правовых актов, примененных при принятии (издании) указанных правовых актов.


При ссылках на структурные элементы правовых актов, принятых (изданных) до вступления в силу настоящих Правил, внесении в них изменений или признании их утратившими силу применяются обозначения структурных элементов, примененные в указанных правовых актах.



Глава 2. ТРЕБОВАНИЯ К ЯЗЫКУ И СТИЛЮ ТЕКСТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ


4. Текст правового акта должен соответствовать правилам современного русского литературного языка и составляться в соответствии с нормами официально-делового стиля, с применением простых и ясных, доступных и точных лексических формулировок. При этом должны соблюдаться требования экономии и лаконичности текста, лексической и синтаксической унификации, логической целостности, полноты и взаимосвязанности, а также устойчивости способов выражения правовых предписаний, обеспечивающих доступность их понимания и исключающих их неоднозначное толкование.


5. Текст правового акта излагается в утвердительной форме.


6. В тексте правового акта используются позитивные термины и формулировки.


Использование отрицательных формулировок, содержащих частицу "не" либо двойное отрицание, допускается в случаях, когда правовое предписание не может быть сформулировано без применения указанных формулировок.


7. Правовое предписание должно быть выражено максимально ограниченным числом фраз и терминов. Не допускается использование необоснованных повторений, многословий.


8. В тексте правового акта не допускается наличие логических ошибок (нарушение причинно-следственных отношений, сопоставление несопоставимых понятий и другие ошибки), а также использование тавтологических конструкций.


9. В тексте правового акта должны использоваться глаголы регламентирующего характера, преимущественно возвратные глаголы (с частицей "-ся") в форме третьего лица настоящего времени (например, "осуществляется", "устанавливается", "производится", "формируются", "не допускается", "подлежит" и так далее). В тексте правового акта также должны использоваться глаголы в начальной форме для указания соответствующих действий (например, "внести изменения"; "изложить в следующей редакции"; "дополнить статью"; "утвердить отчет" и так далее).


10. Слова и выражения в текстах правовых актов используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных федеральных нормативных правовых актах, Уставе Иркутской области, законах Иркутской области и иных правовых актах Иркутской области.


11. Не допускается употребление:


1) форм разговорной речи;


2) неоднозначных словосочетаний, рассуждений, восклицаний, устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;


3) разных, хотя и равнозначных, терминов для обозначения одного и того же понятия;


4) в нормативных правовых актах - употребление аббревиатур и сокращений (за исключением общепринятых или специально введенных нормативными правовыми актами или учредительными документами организаций для целей использования наравне с полным наименованием). Например, вместо "ОГРН" следует писать "основной государственный регистрационный номер", вместо "ЕГРЮЛ" - "Единый государственный реестр юридических лиц".


12. Допускается использование новых терминов иностранного происхождения в случаях, если:


1) в русском языке отсутствуют имеющие тот же смысл термины и выражения;


2) термины иностранного происхождения являются общеупотребительными.


13. В правовом акте приводятся определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов в случае, если без этого невозможно или затруднено понимание правового акта.


Определения юридических, технических и других специальных терминов могут приводиться, в том числе, когда данные определения содержатся в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу.


Определение понятия должно полностью раскрывать его содержание. Не допускается определение понятия через это же понятие. Не рекомендуется использование в определении понятий, которые нуждаются в определении.


Неологизмы (новые слова или фразеологические сочетания, появившиеся в языке) и профессионализмы (понятия, применяемые в узких сферах деятельности человека) используются без их определения в правовом акте в случае, если они являются общеупотребительными.


14. Если в тексте правового акта многократно применяется понятие, то при первом применении такого понятия оно приводится полностью, а в скобках дается сокращенная форма: "(далее - ...)", при этом указывается соответствующая сокращенная форма в именительном падеже. В дальнейшем последовательно употребляется только сокращенная форма.


Сокращение, введенное в постановляющей и распорядительной частях правового акта, применяется в постановляющей и распорядительной частях правового акта. В случае необходимости применения в приложении к данному правовому акту понятия, сокращенного в постановляющей и распорядительной частях правового акта, оно приводится полностью при первом его применении, а в скобках повторно дается сокращенная форма: "(далее - ...)".


В индивидуализированном заголовке правового акта, в преамбуле правового акта, в индивидуализированном заголовке приложения к правовому акту, в индивидуализированном заголовке приложения к приложению к правовому акту введенная сокращенная форма не употребляется.


Введенная сокращенная форма не носит нормативного характера.


Не допускается сокращение официальных наименований государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наименований должностей. В случае сокращения словосочетания, входящего в состав наименования государственного органа, органа местного самоуправления, организации (например, словосочетание "Иркутская область" сокращено до слова "область"), наименования указанных органов, организаций не сокращаются, если в тексте правового акта не указано иное.


Наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов государственной власти и иных государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, географических объектов, административно-территориальных образований, организаций указываются в соответствии с правовыми актами, учредительными документами организаций, устанавливающими данные наименования.


В нормативных правовых актах слова, обозначающие структурные элементы правовых актов, употребляются только в полной форме.


15. С прописной буквы пишется слово "Закон" - в названиях конкретных законов Иркутской области.


Со строчной буквы пишется словосочетание "закон Иркутской области", употребляемое как обозначение вида правового акта.


Со строчной буквы пишутся слова "указ", "постановление", "приказ", "распоряжение" в названиях конкретных правовых актов и при обозначении вида правового акта.


16. При указании срока вступления правового акта в силу используется словесный способ, за исключением случаев, когда при его определении используется конкретная дата.


Даты в тексте и реквизитах нормативного правового акта оформляются словесно-цифровым способом. Даты указываются в следующей последовательности: число (одной или двумя цифрами), месяц (словом), год (обозначенный четырьмя цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже без сокращения.



Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ


17. Структурные элементы правового акта должны обеспечивать единство, логическую последовательность и согласованность правовых предписаний.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»