ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
УКАЗ
от 15 апреля 2016 года N 82-уг
Об установлении Правил юридической техники подготовки и оформления правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области
____________________________________________________________________
Утратил силу с 14.07.2021 на основании Указа Губернатора Иркутской области от 14.07.2021 N 187-уг.
____________________________________________________________________
(в редакции Указа Губернатора Иркутской области от 12.02.2018 N 24-уг)
В соответствии с частью 4 статьи 19 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области, постановляю:
1. Установить Правила юридической техники подготовки и оформления правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области (прилагаются).
2. Настоящий указ вступает в силу через десять календарных дней после дня его официального опубликования.
С.Г.ЛЕВЧЕНКО
ПРАВИЛА ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Указа Губернатора Иркутской области от 12.02.2018 N 24-уг)
1. Настоящие Правила юридической техники подготовки и оформления правовых актов исполнительных органов государственной власти Иркутской области и лиц, замещающих государственные должности в системе исполнительных органов государственной власти Иркутской области (далее - Правила), содержат юридико-технические требования, предъявляемые к правовым актам Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, первого заместителя Губернатора Иркутской области, первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области, первого заместителя Председателя Правительства Иркутской области, заместителей Губернатора Иркутской области, заместителей Председателя Правительства Иркутской области, министерств и иных исполнительных органов государственной власти Иркутской области, их территориальных подразделений (далее - правовые акты).
(в ред. Указа Губернатора Иркутской области от 12.02.2018 N 24-уг)
2. Настоящие Правила направлены на обеспечение надлежащего качества правовых актов путем соблюдения единообразия в использовании средств, правил и приемов юридической техники при подготовке правовых актов и в оформлении правовых актов.
3. К правовым актам, вносящим изменения в правовые акты, принятые (изданные) до вступления в силу настоящих Правил, или признающим указанные правовые акты утратившими силу, настоящие Правила применяются с учетом правил юридико-технического оформления правовых актов, примененных при подготовке и принятии (издании) указанных правовых актов.
При ссылках на структурные элементы правовых актов, принятых (изданных) до вступления в силу настоящих Правил, внесении в них изменений или признании их утратившими силу применяются обозначения структурных элементов, примененные в указанных правовых актах.
4. Текст правового акта должен соответствовать правилам современного русского литературного языка и составляться в соответствии с нормами официально-делового стиля, с применением простых и ясных, доступных и точных лексических формулировок. При этом должны соблюдаться требования экономии и лаконичности текста, лексической и синтаксической унификации, логической целостности, полноты и взаимосвязанности, а также устойчивости способов выражения правовых предписаний, обеспечивающих доступность их понимания и исключающих их неоднозначное толкование.
5. Текст правового акта излагается в утвердительной форме.
Язык правового акта должен иметь нейтральный тон изложения, носить безличный, неиндивидуальный характер.
6. В тексте правового акта используются позитивные термины и формулировки.
Использование отрицательных формулировок, содержащих частицу "не", либо двойное отрицание допускается в случаях, когда правовое предписание не может быть сформулировано без применения указанных формулировок.
7. Правовое предписание должно быть выражено максимально ограниченным числом фраз и терминов. Не допускается использование необоснованных повторений, многословий.
8. В тексте правового акта не допускается наличие логических ошибок (нарушение причинно-следственных отношений, сопоставление несопоставимых понятий и другие ошибки), а также использование тавтологических конструкций.
9. В тексте правового акта должны использоваться глаголы регламентирующего характера, преимущественно возвратные глаголы (с частицей "-ся") в форме третьего лица настоящего времени (например, "осуществляется", "устанавливается", "производится", "формируются", "не допускается", "подлежит" и так далее). В тексте правового акта также должны использоваться глаголы в начальной форме для указания соответствующих действий (например, "внести изменения"; "изложить в следующей редакции"; "дополнить статью"; "утвердить отчет" и так далее).
10. Слова и выражения в текстах правовых актов используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных федеральных нормативных правовых актах, Уставе Иркутской области, законах Иркутской области и иных правовых актах Иркутской области.
11. Не допускается употребление:
1) форм разговорной речи;
2) неоднозначных словосочетаний, рассуждений, восклицаний, устаревших слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;
3) разных, хотя и равнозначных, терминов для обозначения одного и того же понятия;
4) аббревиатур и сокращений (за исключением общепринятых или специально оговоренных). Например, вместо "РФ" следует писать "Российская Федерация", вместо "г. Иркутск" - "город Иркутск", вместо сокращения "и др." - "и другие".
12. Допускается использование новых терминов иностранного происхождения в случаях, если:
1) в русском языке отсутствуют имеющие тот же смысл термины и выражения;
2) термины иностранного происхождения являются общеупотребительными.
13. В правовом акте приводятся определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов в случае, если без этого невозможно или затруднено понимание правового акта.
Определения юридических, технических и других специальных терминов могут приводиться, в том числе, когда данные определения содержатся в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу.
Определение понятия должно полностью раскрывать его содержание. Не допускается определение понятия через это же понятие. Не рекомендуется использование в определении понятий, которые нуждаются в определении.
Неологизмы (новые слова или фразеологические сочетания, появившиеся в языке) и профессионализмы (понятия, применяемые в узких сферах деятельности человека) используются без их определения в правовом акте в случае, если они являются общеупотребительными.
14. Определения понятий целесообразно указывать в отдельном структурном элементе правового акта.
Пример:
"2. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
государственная услуга - деятельность, осуществляемая казенными, бюджетными и автономными учреждениями Иркутской области в соответствии с основными видами деятельности учреждения по запросам заявителей;
государственная работа - деятельность, осуществляемая казенными, бюджетными и автономными учреждениями Иркутской области в соответствии с основными видами деятельности для неопределенного круга лиц или общества в целом без непосредственного обращения заявителя...".
15. Если в тексте правового акта многократно применяется понятие, то при первом применении такого понятия оно приводится полностью, а в скобках дается сокращенная форма: "(далее - ...)", при этом указывается соответствующая сокращенная форма в именительном падеже. В дальнейшем последовательно употребляется только сокращенная форма.
Сокращение, введенное в постановляющей и распорядительной частях правового акта, применяется в постановляющей и распорядительной частях правового акта. В случае необходимости применения в приложении к данному правовому акту понятия, сокращенного в постановляющей и распорядительной частях правового акта, оно приводится полностью при первом его применении, а в скобках повторно дается сокращенная форма: "(далее - ...)".
В индивидуализированных заголовках правового акта, приложения к правовому акту и приложения к приложению к правовому акту введенная сокращенная форма не употребляется.
Введенная сокращенная форма не носит нормативного характера.
Не допускается сокращение официальных наименований государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наименований должностей. В случае сокращения словосочетания, входящего в состав наименования государственного органа, органа местного самоуправления, организации (например, словосочетание "Иркутская область" сокращено до слова "область"), наименования указанных органов, организаций не сокращаются, если в тексте правового акта не указано иное.
Наименования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов государственной власти и иных государственных органов Российской Федерации, органов государственной власти и иных государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований указываются в соответствии с правовыми актами, устанавливающими данные наименования.
Слова, обозначающие структурные элементы правовых актов, употребляются только в полной форме.
Пример:
"в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации...".
16. С прописной буквы пишется слово "Закон" в названиях конкретных законов Иркутской области.
Пример:
"Закон Иркутской области от 18 ноября 2008 года N 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области".
Со строчной буквы пишется словосочетание "закон Иркутской области", употребляемое как обозначение вида правового акта.