Внести в распоряжение Правительства Омской области от 27 июня 2019 года N 114-рп "О региональной программе Омской области "Развитие детского здравоохранения Омской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" следующие изменения:
1) в названии, абзаце втором слово "Развитие" заменить словами "Программа развития";
2) приложение "Региональная программа Омской области "Развитие детского здравоохранения Омской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.
Губернатор Омской области,
Председатель Правительства
Омской области
А.Л.Бурков
"Приложение
к распоряжению Правительства
Омской области
от 27 июня 2019 г. N 114-рп
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "Программа развития детского здравоохранения Омской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям"
Наименование региональной программы | Региональная программа Омской области "Программа развития детского здравоохранения Омской области, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" (далее - региональная программа) |
Наименование органа исполнительной власти Омской области, являющегося ответственным разработчиком региональной программы | Министерство здравоохранения Омской области (далее - Минздрав) |
Исполнители региональной программы | 1. Минздрав. 2. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Омской области (по согласованию). 3. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Омской области (по согласованию). 4. Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию). 5. Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области. 6. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (по согласованию). 7. Медицинские организации государственной системы здравоохранения Омской области (далее - медицинские организации) (по согласованию) |
Цель региональной программы и ее значения по годам реализации | Достижение показателя эффективности в 2024 году по уровню младенческой смертности - до 5,6 случая на 1 000 родившихся живыми (промилле, 0,1 процента): 2020 год - 5,9; 2021 год - 5,9; 2022 год - 5,8; 2023 год - 5,7; 2024 год - 5,6 |
Задачи региональной программы | 1. Дооснащение детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций медицинскими изделиями с целью приведения их в соответствие с требованиями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 марта 2018 года N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям" (далее - приказ N 92н). 2. Создание комфортных условий пребывания детей и родителей в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций. 3. Внедрение стационарозамещающих технологий в амбулаторном звене. 4. Повышение доступности оказания первичной медико-санитарной помощи (далее - первичная помощь) детям в амбулаторных условиях. 5. Развитие профилактической направленности педиатрической службы. 6. Улучшение качества организации оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде и детям путем соблюдения маршрутизации оказания медицинской помощи. 7. Улучшение материально-технической базы медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период (далее - учреждения родовспоможения), в том числе за счет средств родовых сертификатов, детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций. 8. Повышение квалификации врачей-педиатров и врачей-акушеров-гинекологов, работающих в детских поликлиниках, детских поликлинических отделениях медицинских организаций, детских больницах, акушерских стационарах медицинских организаций, в том числе путем обучения их в симуляционных центрах |
Программные мероприятия региональной программы | 1. Увеличение доли преждевременных родов (22 - 37 недель) в перинатальных центрах до 72,9 процента. 2. Снижение младенческой смертности к 2024 году до 5,6 на 1 000 родившихся живыми. 3. Снижение смертности детей в возрасте 0 - 4 лет к 2024 году до 6,8 на 1 000 родившихся живыми. 4. Снижение смертности детей в возрасте 0 - 17 лет к 2024 году до 56,5 на 100 000 детей соответствующего возраста. 5. Увеличение доли посещений детьми медицинских организаций с профилактическими целями к 2024 году до 50,5 процента. 6. Увеличение доли взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0 - 17 лет с впервые в жизни установленными диагнозами болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезней глаза и его придаточного аппарата, болезней органов пищеварения, болезней органов кровообращения, болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ к 2024 году до 90 процентов. 7. Увеличение охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей в возрасте 15 - 17 лет в рамках реализации приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 года N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" (далее - приказ N 514н): девочек - врачами акушерами-гинекологами; мальчиков - врачами детскими урологами-андрологами, к 2024 году до 80 процентов |
Показатели эффективности региональной программы | 1. Доля преждевременных родов (22 - 37 недель) в перинатальных центрах (процентов): в 2021 году - 72,3; в 2022 году - 72,5; в 2023 году - 72,7; в 2024 году - 72,9. 2. Доля посещений детьми медицинских организаций с профилактическими целями (процентов): в 2021 году - 49; в 2022 году - 49,5; в 2023 году - 50; в 2024 году - 50,5. 3. Доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0 - 17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (процентов): в 2021 году - 60; в 2022 году - 70; в 2023 году - 80; в 2024 году - 90. 4. Доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0 - 17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом болезни глаза и его придаточного аппарата (процентов): в 2021 году - 60; в 2022 году - 70; в 2023 году - 80; в 2024 году - 90. 5. Доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0 - 17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом болезни органов пищеварения (процентов): в 2021 году - 60; в 2022 году - 70; в 2023 году - 80; в 2024 году - 90. 6. Доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0 - 17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом болезни системы кровообращения (процентов): в 2021 году - 80; в 2022 году - 85; в 2023 году - 90; в 2024 году - 90. 7. Доля взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0 - 17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом болезни эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ (процентов): в 2021 году - 85; в 2022 году - 85; в 2023 году - 90; в 2024 году - 90. 8. Снижение младенческой смертности до 5,6 случая на 1 000 родившихся детей (промилле (0,1 процента)): в 2021 году - 5,9; в 2022 году - 5,8; в 2023 году - 5,7; в 2024 году - 5,6. 9. Смертность детей в возрасте 0 - 4 лет на 1 000 родившихся живыми (промилле (0,1 процента)): в 2021 году - 7,8; в 2022 году - 7,4; в 2023 году - 7,1; в 2024 году - 6,8. 10. Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет на 100 000 детей соответствующего возраста (число случаев на 100 000 детей соответствующего возраста): в 2021 году - 59,5; в 2022 году - 58,5; в 2023 году - 57,5; в 2024 году - 56,5. 11. Количество (доля) детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций с созданной современной инфраструктурой оказания медицинской помощи детям (процентов): в 2021 году - 95; в 2022 году - 95; в 2023 году - 95; в 2024 году - 95. 12. Число выполненных детьми посещений детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, в которых созданы комфортные условия пребывания детей и дооснащенных медицинским оборудованием, от общего числа посещений детьми детских поликлиник и поликлинических подразделений медицинских организаций (процентов): в 2021 году - 40; в 2022 году - 70; в 2023 году - 90; в 2024 году - 95. 13. Укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям (доля занятых физическими лицами должностей от общего числа должностей в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях), врачами-педиатрами (процентов): в 2021 году - 95,4; в 2022 году - 95,4; в 2023 году - 95,4; в 2024 году - 95,4 |
Сроки реализации региональной программы | Региональная программа реализуется в 2021 - 2024 годах |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы и значение ее социально-экономической эффективности | 1. Оказание детям медицинской помощи в амбулаторных условиях в медицинских организациях с применением современных медицинских изделий для диагностики позволит обеспечить более раннее выявление и лечение состояний, заболеваний и определение факторов риска их развития. 2. Обеспечение комфортности пребывания детей в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях позволит повысить положительную мотивацию детей и их родителей при их нахождении в медицинской организации. 3. Увеличение доли взятых под диспансерное наблюдение детей в возрасте 0 - 17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом болезней органов и систем обеспечит детей своевременным динамическим наблюдением со стороны медицинских работников. Достижение показателей эффективности региональной программы будет способствовать достижению целей государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640 (повышение ожидаемой продолжительности жизни, удовлетворенность доступностью медицинской помощи) |
Реализация региональной программы направлена на достижение целевого показателя национального проекта "Здравоохранение" - снижение младенческой смертности в 2024 году до 4,5 случая на 1000 родившихся живыми, являющегося индикатором целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", характеризующего достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в связи с чем основными программными мероприятиями региональной программы являются мероприятия по обеспечению доступности для детей и созданию современной инфраструктуры оказания медицинской помощи в медицинских организациях.
Кроме того, региональная программа направлена на развитие профилактической направленности педиатрической службы, внедрение стационарозамещающих технологий в амбулаторном звене, улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения, в том числе за счет средств родовых сертификатов, детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, путем оснащения новым медицинским оборудованием, повышение квалификации медицинских кадров, совершенствование ранней диагностики заболеваний органов репродуктивной сферы у детей. Дооснащение детских поликлиник и поликлинических отделений медицинских организаций современным оборудованием, создание в них организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей и их родителей, приведет к снижению длительности ожидания осмотров врачами-специалистами и диагностических обследований детей, упростит процедуру записи к врачу, создаст систему понятной навигации. Не менее 95 процентов детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций будут соответствовать требованиям приказа N 92н. В связи с этим региональная программа позволит повысить доступность и качество оказания медицинской помощи детям всех возрастных групп.
Региональная программа взаимосвязана со следующими региональными программами и проектами Омской области:
1) в рамках региональной программы Омской области "Модернизация первичного звена здравоохранения Омской области" на 2021 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Омской области от 14 декабря 2020 года N 260-рп, предусмотрены строительство фельдшерско-акушерских пунктов на территории муниципальных районов Омской области и закупка мобильных медицинских комплексов, что позволит повысить доступность оказания медицинской помощи женщинам и детям, проживающим на территории муниципальных районов Омской области. Внедрение технологий "бережливого производства" в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций, оказывающих первичную помощь детям, позволит повысить комфортность получения данного вида медицинской помощи, сократить длительность ожидания приема врача, упростить запись к врачу. Увеличение вылетов авиационного транспорта сыграет важную роль в снижении смертности и инвалидизации детей путем повышения доступности экстренной медицинской помощи;
2) региональной программой Омской области "Борьба с онкологическими заболеваниями" на 2019 - 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Омской области от 27 июня 2019 года N 112-рп, предусмотрено переоснащение сети медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным онкологическими заболеваниями, в том числе детям, что обеспечит своевременность оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям по профилю "онкология". Создание на базе многопрофильных больниц функциональных центров амбулаторной онкологической помощи, обладающих полным спектром оборудования и специалистов иных специальностей, необходимых для комплексной и быстрой диагностики основных видов злокачественных новообразований, на принципах мультикомандного подхода и высокой преемственности позволит сократить сроки диагностики, и, следовательно, своевременного лечения онкологических заболеваний у детей. Помимо проведения "онкопоиска", функциями данных центров амбулаторной онкологической помощи будут являться: диспансерное наблюдение, проведение химиотерапевтического лечения в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара, мониторинг лечения;
3) паспортом регионального проекта Омской области "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Омской области квалифицированными кадрами", утвержденным Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области А.Л. Бурковым 14 декабря 2018 года, предусмотрено увеличение численности медицинских кадров в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь, в том числе детям. Сохранение кадрового потенциала отрасли, привлечение молодых медицинских кадров в отрасль, поддержка высокого уровня подготовки медицинских кадров, поддержка престижа медицинской профессии позволит ликвидировать дефицит медицинских кадров в медицинских организациях и, как следствие, обеспечит повышение доступности детям квалифицированной медицинской помощи;
4) паспортом регионального проекта Омской области "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)", утвержденным Губернатором Омской области, Председателем Правительства Омской области А.Л. Бурковым 14 декабря 2018 года, предусмотрено использование государственных информационных систем в сфере здравоохранения Омской области, позволяющих повысить преемственность в наблюдении пациента путем доступности для врача информации о пациенте из различных медицинских организаций. Данный аспект работы максимально актуален для женщин и детей, проживающих на территории муниципальных районов Омской области.
Исполнители программных мероприятий региональной программы определены в приложении N 1 к региональной программе.
Минздрав осуществляет оперативное сопровождение и управление реализацией региональной программы, планирование и мониторинг эффективности реализации программных мероприятий региональной программы, обеспечивает эффективное использование средств, размещает на официальном сайте Правительства Омской области информацию о ходе реализации региональной программы, отвечает за достижение ее конечных результатов, составляет сводный аналитический отчет о ходе ее реализации, анализ эффективности реализации проводимых программных мероприятий, представляет в установленном порядке отчет о ходе реализации региональной программы в Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Руководитель региональной программы: Министр здравоохранения Омской области.
Руководитель региональной программы несет персональную ответственность за ее реализацию и достижение конечных результатов, определяет формы и методы управления реализацией региональной программы, определяет порядок привлечения работников к выполнению программных мероприятий региональной программы и порядок оперативной корректировки планов-графиков реализации программных мероприятий региональной программы. По инициативе руководителя региональной программы в нее могут вноситься изменения.
Достижение показателя эффективности в 2024 году по уровню младенческой смертности - до 5,6 случая на 1000 родившихся живыми.
К задачам региональной программы относится:
1) дооснащение детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций медицинскими изделиями с целью приведения их в соответствие с требованиями приказа N 92н;
2) создание комфортных условий пребывания детей и родителей в детских поликлиниках и детских поликлинических отделениях медицинских организаций;
3) внедрение стационарозамещающих технологий в амбулаторном звене;
4) повышение доступности оказания первичной помощи детям в амбулаторных условиях;
5) развитие профилактической направленности педиатрической службы;
6) улучшение качества организации оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде и детям путем соблюдения маршрутизации оказания медицинской помощи;
7) улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения, в том числе за счет средств родовых сертификатов, детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций;
8) повышение квалификации врачей-педиатров и врачей-акушеров-гинекологов, работающих в детских поликлиниках, детских поликлинических отделениях медицинских организаций, детских больницах, акушерских стационарах медицинских организаций, в том числе путем обучения их в симуляционных центрах.
Задачи региональной программы направлены на достижение цели и показателей эффективности региональной программы и соответствуют программным мероприятиям, указанным в разделе 8.
Омская область занимает территорию равную 141,1 тыс. кв.км, или 1/15 часть территории Западной Сибири. Протяженность Омской области с севера на юг - 600 км, с запада на восток - 300 км.
В состав Омской области входят 32 муниципальных района, включающих в себя 5 городов областного подчинения, 21 рабочий поселок, 365 сельских округов и 1 476 сельских населенных пунктов и административный центр Омской области - город Омск.
По состоянию на 1 января 2020 года численность детского населения составила 417 186 детей (2019 год - 418 150 детей), из них 188 066 детей проживает на территории муниципальных районов Омской области (2019 год - 189 253 ребенка), 229 120 детей - на территории города Омска (2019 год - 228 897 детей).
Численность детского населения в разрезе возрастных групп на 1 января 2020 года:
1) до 1 года - 18 875 детей, в том числе на территории муниципальных районов Омской области - 7 939 детей, на территории города Омска - 10 936 детей;
2) 0 - 4 года - 115 240 детей, в том числе на территории муниципальных районов Омской области - 48 215 детей, на территории города Омска - 67 025 детей;
3) 0 - 14 лет - 358 201 ребенок, в том числе на территории муниципальных районов Омской области - 160 980 детей, на территории города Омска - 197 221 ребенок;
4) 15 - 17 лет - 58 985 детей, в том числе на территории муниципальных районов Омской области - 27 086 детей, на территории города Омска - 31 899 детей.
В настоящее время на территории Омской области наблюдается общая для Российской Федерации тенденция к сокращению числа рождений, так как в фертильный возраст вступили женщины, рожденные в 1990-е годы, которые характеризовались таким явлением, как "демографическая яма". В период с 1990 года по 2001 год произошло снижение числа родившихся девочек с 15 528 до 8 797 человек. Продолжает регистрироваться сокращение численности женщин фертильного возраста (с 454 726 в 2019 году до 447 697 в 2020 году). В 2020 году родилось 17 809 детей, что на 1 200 детей меньше, чем в 2019 году (19 009 детей).
В сложившихся условиях приоритетным направлением в системе здравоохранения является улучшение качества здоровья детей, что во многом определяется уровнем развития детского здравоохранения.