(с изменениями на 21 августа 2023 года)
(в ред. Постановлений КМ РТ от 23.05.2023 N 628, от 22.06.2023 N 736, от 21.08.2023 N 995)
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития культуры Республики Татарстан на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Республиканским органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке программ и проектов в курируемой сфере.
(в ред. Постановления КМ РТ от 22.06.2023 N 736)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан учитывать положения Стратегии при разработке и реализации муниципальных программ и проектов.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство культуры Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. Постановлений КМ РТ от 23.05.2023 N 628, от 22.06.2023 N 736, от 21.08.2023 N 995)
Наименование Стратегии | Стратегия развития культуры Республики Татарстан на период до 2030 года (далее - Стратегия) |
Координатор Стратегии | Министерство культуры Республики Татарстан |
Цель Стратегии | Формирование эффективной политики Республики Татарстан в области культурного развития, обеспечивающей условия для гармоничного развития и расцвета культуры ее народов, реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом |
Задачи Стратегии | Создание возможностей для самореализации и развития талантов, условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных, семейных ценностей, патриотизма, исторических и национально-культурных традиций народов Республики Татарстан. Создание условий для обеспечения доступности культурных благ, формирования единого культурного пространства в рамках межсетевого взаимодействия. Активизация культурного потенциала, создание конкурентоспособности и повышение качества услуг в сфере культуры и искусства. Создание эффективного механизма привлечения в культуру частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Формирование эффективной кадровой политики в сфере культуры. Цифровая трансформация и интеграция проектов в сфере информатизации в деятельность организаций культуры и в систему продвижения культурного продукта |
Сроки и этапы реализации Стратегии | Реализация Стратегии рассчитана на период до 2030 года в два этапа. Первый этап: 2021 - 2025 годы. На первом этапе отрабатываются новые технологии и управленческие решения в сфере развития культуры, формируются лучшие практики. Второй этап: 2026 - 2030 годы. Использование лучших практик, приобретенных на первом этапе |
Объемы финансирования Стратегии | Реализация Стратегии осуществляется за счет финансовых средств, предусмотренных на реализацию государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.12.2013 N 997 "Об утверждении государственной программы "Развитие культуры Республики Татарстан". Примечание. Объемы финансирования Стратегии носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом формирования бюджетов разных уровней на соответствующий год и на плановый период, а также выделения средств из федерального бюджета на софинансирование мероприятий Стратегии |
(в ред. Постановления КМ РТ от 22.06.2023 N 736) | |
Ожидаемые результаты реализации Стратегии | Реализация Стратегии позволит: обеспечить создание туристических маршрутов в муниципальных образованиях Республики Татарстан, включающих историко-культурный, событийный туризм, мемориальные музеи и усадьбы, к 2025 году - до 45 единиц, к 2030 году - не менее 50 единиц; к 2030 году: обеспечить долю внебюджетных инвестиций в развитие культуры на уровне не менее 20 процентов совокупных расходов на культуру за счет всех источников; увеличить долю детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем количестве детей в полтора раза; увеличить долю онлайн-трансляций концертных программ и театрализованных представлений государственных (муниципальных) организаций культуры до 30 процентов; увеличить в три раза число посещений культурных мероприятий организаций культуры; увеличить долю специалистов в сфере культуры, повысивших квалификацию на базе центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, до 100 процентов; увеличить число граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, в 14 раз; увеличить количество выставочных проектов, снабженных цифровыми гидами в формате дополненной реальности, до 20 единиц; обеспечить создание виртуальных концертных залов в каждом муниципальном районе Республики Татарстан; увеличить долю объектов нематериального этнокультурного достояния, внесенных в Реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Республики Татарстан, в 12 раз |
(в ред. Постановления КМ РТ от 21.08.2023 N 995) |
Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Татарстан, федеральных законах и законах Республики Татарстан, нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Татарстан, а также на общепризнанных принципах и нормах международного права, разработана в соответствии с Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р, Законом Республики Татарстан от 3 июля 1998 года N 1705 "О культуре", Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".
Стратегия направлена на комплексное развитие сферы культуры как залога успешного социально-экономического развития Республики Татарстан, ее ценностного фундамента и стратегического ресурса инновационного развития Республики Татарстан.
Основные понятия, используемые в Стратегии:
идентичность - сознательное или бессознательное соотнесение себя с различными социальными, экономическими, национальными, профессиональными, языковыми, политическими, религиозными и другими группами или иными общностями;
национальная идентичность - одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определенному этносу или нации;
инфраструктура - совокупность организаций, систем управления, связи, обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее сферы (применительно к Стратегии - сфера культуры);
капитализация - форма объединения различного рода ресурсов, включая инфраструктурные, человеческие, для удовлетворения многообразных культурных потребностей человека и общества в целом;
коммуникация - тип активного взаимодействия между субъектами, предполагающий информационный обмен;
компетенция - способность успешно действовать на основе умений, знаний, а также практического опыта при решении профессиональных задач;
кооперация - форма взаимодействия субъектов, объединенных пространством свободных комфортных отношений, где каждый вносит свой ресурс;
креативность - способность принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи;
креативные индустрии (творческие индустрии) - тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой в которых выступают творческие, культурные компоненты. К креативным индустриям относится деятельность в области исполнительских, музыкальных и визуальных искусств, дизайна, индустрии моды, ремесел, кино, телевидения, производства компьютерных игр, галерейного бизнеса, издательского бизнеса и книготорговли, рекламного производства и средств массовой информации;
культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей;
культурный продукт - результат творческой деятельности, который содержит символическую значимость, представляет собой культурную ценность и адресован потребительским интересам; сохранение и поощрение производства культурных продуктов способствуют культурному разнообразию, развитию культурной индустрии на региональном, федеральном и международном уровнях;
культурные ресурсы - естественные или изготовленные человеком артефакты, связанные с деятельностью человека, уникальные и невосстановимые памятники, строения и артефакты, составляющие материальное воплощение прошлого человечества, совокупность необходимых механизмов для производства культурных продуктов и услуг;
культурный уровень - показатель культурности или степень освоения отдельным человеком, коллективом или обществом определенных видов деятельности или поведения, культурных ценностей предшествующих поколений;
культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения литературы, искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
нематериальное этнокультурное достояние Республики Татарстан (далее - нематериальное этнокультурное достояние) - нематериальное культурное наследие коренных народов Республики Татарстан как совокупность присущих этническим общностям Республики Татарстан духовно-нравственных и культурных ценностей, передаваемых из поколения в поколение, формирующих у них чувство осознания идентичности и охватывающих образ жизни, традиции и формы их выражения, а также воссоздание и современные тенденции развития данного образа жизни, традиций и форм их выражения;
(в ред. Постановления КМ РТ от 21.08.2023 N 995)
политика Республики Татарстан в области культурного развития - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется Республика Татарстан в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность Республики Татарстан в области культуры;
творческая элита - люди с высокими моральными ценностями, которые аккумулируют и систематизируют самые актуальные идеи;
цифровая трансформация - целостное изменение сферы культуры, затрагивающее всю ее организацию - стратегию, модели, операции, продукты, маркетинговые подходы, цели с помощью цифровых технологий в сфере культуры;
цифровое искусство - художественная работа или практика, которая использует цифровые технологии как неотъемлемую часть творческого или презентационного процесса;
экосистема - самоорганизующая совокупность сообществ, основой любой экосистемы является платформа, обеспечивающая множественные коммуникации, гибкая система с множественными связями, способная быстро реагировать на внешние и внутренние изменения в сфере культуры;
градостроительная культура - общий художественно-эстетический уровень градостроительства и связь этого уровня со всей культурной традицией общества;
духовная культура - область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества;
массовая культура - культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе, обусловленная ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения;
общественная культура - определенный системный уровень развития всех социальных сфер конкретного общества в определенный период времени; система общественных норм и правил, знаний и ценностей, с помощью которых люди существуют в социуме;
художественная культура - вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства;
экономическая культура - совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества; экономическая система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, создание и развитие социальной среды для предпринимательства.
Стратегия определяет систему долгосрочных целей и задач, основных приоритетов развития культуры, направленных на повышение культурного уровня и качества жизни населения; определяет механизмы достижения намеченных целей; служит основой для разработки государственных и ведомственных программ в Республике Татарстан, перспективных и краткосрочных прогнозов.
Цель Стратегии - формирование эффективной политики Республики Татарстан в области культурного развития, обеспечивающей условия для гармоничного развития и расцвета культуры ее народов, реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом.
Задачи Стратегии:
создание возможностей для самореализации и развития талантов, условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных, семейных ценностей, патриотизма, исторических и национально-культурных традиций народов Республики Татарстан;