ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2021 года N 188
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 г. N 396
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 09.11.2023 N 585.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 г. N 396 "Об утверждении Государственной программы развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. N 577, от 27 января 2014 г. N 19, от 28 апреля 2014 г. N 180, от 16 июня 2014 г. N 259, от 9 сентября 2014 г. N 407, от 22 декабря 2014 г. N 646, от 19 января 2015 г. N 6, от 6 мая 2015 г. N 237, от 28 декабря 2015 г. N 751, от 29 февраля 2016 г. N 111, от 11 апреля 2016 г. N 205, от 3 ноября 2016 г. N 550, от 30 января 2017 г. N 63, от 31 августа 2017 г. N 501, от 15 декабря 2017 г. N 653, от 25 января 2018 г. N 35, от 7 марта 2018 г. N 115, от 31 июля 2018 г. N 403, от 25 января 2019 г. N 29, от 27 февраля 2019 г. N 99, от 28 марта 2019 г. N 151, от 22 апреля 2019 г. N 203, от 5 июля 2019 г. N 296, от 18 декабря 2019 г. N 510, от 23 января 2020 г. N 22, от 14 июля 2020 г. N 406, от 28 декабря 2020 г. N 707, от 5 февраля 2021 г. N 43, от 26 февраля 2021 г. N 91) следующие изменения:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:";
2) Государственную программу развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 16 сентября 2013 г. N 396
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 30 апреля 2021 г. N 188)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА И УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Паспорт Государственной программы развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия (далее - Государственная программа)
Ответственный исполнитель Государственной программы | Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия |
Участники Государственной программы | Министерство здравоохранения Республики Мордовия; Министерство образования Республики Мордовия; Министерство спорта и молодежной политики Республики Мордовия; ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П.Огарева" (по согласованию); ФГБОУ ВО МГПУ имени М.Е.Евсевьева (по согласованию); ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (по согласованию); Государственная инспекция труда в Республике Мордовия (по согласованию); Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (по согласованию); Федерация профсоюзов Республики Мордовия (по согласованию); Региональное объединение работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); работодатели (по согласованию) |
Подпрограммы Государственной программы (в т.ч. республиканские целевые программы Республики Мордовия) | подпрограмма 1 "Осуществление государственных полномочий в сфере содействия занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"; подпрограмма 2 "Улучшение условий и охраны труда в Республике Мордовия"; подпрограмма 3 "Обеспечение реализации Государственной программы развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия"; подпрограмма 4 "Организация сопровождения инвалидов, в том числе молодого возраста, при трудоустройстве" |
Цели Государственной программы | создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение стабильности на рынке труда и обеспечение защиты конституционных прав работников на здоровые и безопасные условия труда |
Задачи Государственной программы | 1. Предотвращение напряженности на рынке труда. 2. Улучшение условий и охраны труда работников организаций Республики Мордовия. 3. Создание условий для реализации мероприятий Государственной программы 4. Содействие занятости инвалидов, в том числе молодого возраста |
Целевые индикаторы и показатели Государственной программы | 1. Уровень общей безработицы. 2. Уровень регистрируемой безработицы. 3. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда. 4. Коэффициент частоты производственного травматизма |
Этапы и сроки реализации Государственной программы | Программа реализуется в 2 этапа: 1 этап 2014 - 2020 годы 2 этап 2021 - 2030 годы |
Объемы финансового обеспечения Государственной программы | объем финансового обеспечения Государственной программы составляет 19912254,60 тыс. рублей, в том числе по годам: 1 этап (2014 - 2020 годы) - 7909123,2 тыс. рублей; 2021 год - 1351738,6 тыс. рублей; 2022 год - 1181406,2 тыс. рублей; 2023 год - 1189387,7 тыс. рублей; 2024 год - 1182942,7 тыс. рублей; 2025 год - 1182942,7 тыс. рублей; 2026 год - 1182942,7 тыс. рублей; 2027 год - 1182942,7 тыс. рублей; 2028 год - 1182942,7 тыс. рублей; 2029 год - 1182942,7 тыс. рублей; 2030 год - 1182942,7 тыс. рублей; по источникам финансового обеспечения: а) средства федерального бюджета - 5592474,9 тыс. рублей, из них: 1 этап (2014 - 2020 годы) - 2272042,2 тыс. рублей; 2021 год - 481535,2 тыс. рублей; 2022 год - 313506,8 тыс. рублей; 2023 год - 321243,3 тыс. рублей; 2024 год - 314878,2 тыс. рублей; 2025 год - 314878,2 тыс. рублей; 2026 год - 314878,2 тыс. рублей; 2027 год - 314878,2 тыс. рублей; 2028 год - 314878,2 тыс. рублей; 2029 год - 314878,2 тыс. рублей; 2030 год - 314878,2 тыс. рублей; б) средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 1879349,0 тыс. рублей, из них: 1 этап (2014 - 2020 годы) - 975703,3 тыс. рублей; 2021 год - 92298,1 тыс. рублей; 2022 год - 89994,1 тыс. рублей; 2023 год - 90239,1 тыс. рублей; 2024 год - 90159,2 тыс. рублей; 2025 год - 90159,2 тыс. рублей; 2026 год - 90159,2 тыс. рублей; 2027 год - 90159,2 тыс. рублей; 2028 год - 90159,2 тыс. рублей; 2029 год - 90159,2 тыс. рублей; 2030 год - 90159,2 тыс. рублей; в) средства внебюджетных источников -12440430,7 тыс. рублей, из них: 1 этап (2014 - 2020 годы) - 4661377,7 тыс. рублей; 2021 год - 777905,3 тыс. рублей; 2022 год - 777905,3 тыс. рублей; 2023 год - 777905,3 тыс. рублей; 2024 год - 777905,3 тыс. рублей; 2025 год - 777905,3 тыс. рублей; 2026 год - 777905,3 тыс. рублей; 2027 год - 777905,3 тыс. рублей; 2028 год - 777905,3 тыс. рублей; 2029 год - 777905,3 тыс. рублей; 2030 год - 777905,3 тыс. рублей. Объем финансового обеспечения на реализацию подпрограмм: подпрограмма 1 "Осуществление государственных полномочий в сфере содействия занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" - 6061645,9 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Улучшение условий и охраны труда в Республике Мордовия" - 12135295,7 тыс. рублей; подпрограмма 3 "Обеспечение реализации Государственной программы развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия" - 1449659,7 тыс. рублей; подпрограмма 4 "Организация сопровождения инвалидов, в том числе молодого возраста, при трудоустройстве" - 65632,20 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | создание условий для повышения занятости населения; предотвращение напряженности на рынке труда; снижение уровней общей и регистрируемой безработицы; обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда; поддержание социальной стабильности в обществе |
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ
В 2014 - 2020 годах государственная политика в области содействия занятости населения реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения.
Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2014 - 2020 году стали 300,4 тыс. человек, из которых 183,4 тыс. человек обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости республики нашли работу 127,6 тыс. человек, или 69,6% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан в 2014 - 2019 годах составляла в среднем около 18,5 тыс. человек, уровень безработицы - 4,2% от численности экономически активного населения. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2016 - 2019 годах составляла в среднем 3,8 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,9%.
Отмеченные тенденции в социально-экономической сфере в 2019 году обусловили положение, складывающееся на рынке труда республики.
Начиная с марта 2020 г. ситуация на рынке труда начала ухудшаться в результате распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Произошло сокращение спроса на рабочую силу. Если в 2019 году численность вакансий, заявленных работодателями в службу занятости, составляла 71,4 тыс. ед., то за 2020 год - 58,9 тыс. единиц. По сравнению с 2019 годом количество вакансий сократилось на 12,5 тыс. ед., или на 17,4 %.
Коэффициент напряженности на рынке труда республики вырос с 0,7 по состоянию на 1 января 2020 г. до 1,6 на 1 января 2021 года.
С января по сентябрь 2020 г. численность зарегистрированных безработных увеличилась в 4 раза и на 1 октября 2020 г. составила 14,8 тысяч человек. Рост численности зарегистрированных безработных отмечен во всех муниципальных районах республики.
В настоящее время в Республике Мордовия отмечается тенденция к снижению как общей численности безработных граждан, так и численности граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Не наблюдается предпосылок для массового высвобождения работников предприятий и организаций.
На 1 января 2021 г. численность зарегистрированных безработных снизилась на 24,3% и составила 11,2 тыс. человек, тем не менее, выше уровня начала 2020 года в 2,9 раза.
Снижение объемов производства, оказания услуг, приостановка деятельности предприятий по причине распространения коронавирусной инфекции привели к увеличению масштабов неполной занятости работников в организациях. Так, если по состоянию на конец 2019 года в режиме неполной занятости находилось порядка 0,4 тыс. человек, то в мае - июле 2020 г. численность граждан составляла около 6,0 тыс. человек, в том числе в отношении более 3 тыс. человек в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина) (без учета граждан, переведенных на временную удаленную работу). К концу 2020 года число граждан, находящихся в режимах неполного рабочего времени, составило порядка 3 тыс. человек, из них 1,5 тыс. человек в связи - с введением ограничительных мероприятий (карантина).
Вместе с тем на рынке труда Республики Мордовия существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
Ситуация на рынке труда Республики Мордовия характеризуется неравномерностью распределения населения, вакантных рабочих мест и учреждений профессионального образования по муниципальным образованиям, что негативно сказывается на доступности профессионального образования, способствует напряженности на локальных рынках труда, осложняет ситуацию с занятостью сельского населения.
Одной из причин сохранения локализации региональных рынков труда является низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию собственных трудовых ресурсов.
Из-за существующего несоответствия профессионально-квалификационной структуры граждан, обращающихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, и структуры вакантных рабочих мест, заявляемых работодателями, низкой территориальной мобильности рабочей силы, препятствующей эффективному использованию собственных трудовых ресурсов, ситуация на территориальных рынках труда Республики Мордовия характеризуется значительной дифференциацией по показателям уровня зарегистрированной безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием территорий с высокой напряженностью на рынке труда.
Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения в Республике Мордовия, что будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда будет стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, способствовать соответствующему перераспределению рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности.
Вовлечение в сферу занятости экономически неактивного населения (граждан, занятых домашним хозяйством, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, и других категорий) является дополнительным резервом рабочей силы.
В условиях модернизации экономики и роста спроса на рабочую силу одной из важнейших задач является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве.
На рынке труда Республики Мордовия не теряет актуальности проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин являются наименее конкурентоспособными. В первую очередь к ним относятся инвалиды. Ограничения по состоянию здоровья не позволяют им трудоустроиться на имеющиеся вакансии по профилю профессиональной деятельности и в желаемом режиме работы. Работодатели не заинтересованы в трудоустройстве инвалидов, им сложно конкурировать с работниками, не имеющими ограничений к трудовой деятельности и не нуждающимися в дополнительных инвестициях на оборудование рабочих мест и производственной инфраструктуры, не требующих дополнительных гарантий при осуществлении трудовой деятельности.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Мордовия:
2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |
Численность инвалидов проживающих на территории Республики Мордовия, человек | 71462 | 70899 | 70086 | 68736 |
I группа | 10484 | 10368 | 10312 | 7668 |
II группа | 28628 | 28056 | 27034 | 28360 |
III группа | 32350 | 32475 | 32740 | 32708 |
Численность инвалидов трудоспособного возраста, человек | 21824 | 21284 | 20606 | 19589 |
Численность работающих инвалидов трудоспособного возраста, человек | 6195 | 6006 | 5772 | 5579 |
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на 1 января 2021 г. в Республике Мордовия проживает 66412 инвалидов, что составляет 8,4% от общей численности населения республики (на 1 января 2020 г. - 790197 человек).
Численность инвалидов по группам:
1 группы - 9509 человек (14,3%),
2 группы - 24514 человек (36,9%),
3 группы - 32389 человек (48,8%).
Из 66412 инвалидов находятся в трудоспособном возрасте 21888 человек (32,9%), работают - 6186 человек, или 28,3%.
Уровень занятости инвалидов по Российской Федерации составляет 26,3%, по ПФО - 24,7%.
Трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы - одна из важных задач республиканской службы занятости населения. Услуги по содействию инвалидам в поиске подходящей работы оказываются в соответствии с трудовыми рекомендациями, разработанными специалистами медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида и в рамках действующего законодательства о труде и занятости. Участие инвалидов в оплачиваемых общественных и временных работах позволяет оказывать им дополнительную социальную поддержку, сохранить мотивацию к труду, приобрести трудовые навыки не имеющим опыта работы.