Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 февраля 2016 года N 111


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 09.11.2023 N 585.
____________________________________________________________________


Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Внести в государственную программу "Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия" на 2014 - 2018 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 года N 396 "Об утверждении государственной программы "Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия" на 2014 - 2018 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 года N 577, от 27 января 2014 года N 19, от 28 апреля 2014 года N 180, от 16 июня 2014 года N 259, от 9 сентября 2014 года N 407, от 22 декабря 2014 года N 646, от 19 января 2015 года N 6, от 6 мая 2015 года N 237 и от 28 декабря 2015 года N 751) (далее - Государственная программа), изменения, изложив ее в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 16 сентября 2013 года N 396
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 29 февраля 2016 года N 111)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ


 Паспорт государственной программы "Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия" на 2014 - 2018 годы (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Государственной программы

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Соисполнители Государственной программы

Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия;
Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия;
Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия;
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия;
Министерство здравоохранения Республики Мордовия;
Министерство образования Республики Мордовия;
Министерство печати и информации Республики Мордовия;
Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия;
ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия (по согласованию);
Государственная инспекция труда в Республике Мордовия (по согласованию);
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (по согласованию);
Федерация профсоюзов Республики Мордовия (по согласованию);
Союз промышленников и предпринимателей Республики Мордовия (по согласованию);
органы местного самоуправления (по согласованию)

Перечень подпрограмм

подпрограмма 1 "Осуществление государственных полномочий в сфере содействия занятости населения и социальная поддержка безработных граждан";
подпрограмма 2 "Улучшение условий и охраны труда в Республике Мордовия";
подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия" на 2014 - 2018 годы"

Программно-целевые инструменты Государственной программы

отсутствуют

Цели Государственной Программы

создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение стабильности на рынке труда;
обеспечение защиты конституционных прав работников на здоровые и безопасные условия труда

Задачи Государственной программы

1. Предотвращение напряженности на рынке труда.
2. Улучшение условий и охраны труда работников организаций Республики Мордовия

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

1. Уровень общей безработицы.
2. Уровень регистрируемой безработицы.
3. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда.
4. Коэффициент частоты производственного травматизма

Этапы и сроки реализации Государственной программы

2014 - 2018 годы.
Этапы реализации Государственной программы не выделяются

Объемы и источники финансирования Государственной программы

объем финансирования Государственной программы составляет 4637981,9 тыс. рублей, в том числе:
а) средства республиканского бюджета Республики Мордовия (в виде субвенций из федерального бюджета) - 804921,5 тыс. руб., из них:
2014 год - 165334,9 тыс. руб.;
2015 год - 163795,5 тыс. руб.;
2016 год - 165357,1 тыс. руб.;
2017 год - 155217,0 тыс. руб.;
2018 год - 155217,0 тыс. руб.;
б) средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 727493,3 тыс. руб., из них:
2014 год - 156576,6 тыс. руб.;
2015 год - 155835,7 тыс. руб.;
2016 год - 134117,0 тыс. руб.;
2017 год - 140482,0 тыс. руб.;
2018 год - 140482,0 тыс. руб.;
в) средства внебюджетных источников - 3105567,1 тыс. руб., в том числе:
ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия - 147567,1 тыс. руб., из них:
2015 год - 33983,9 тыс. руб.;
2016 год - 35853,0 тыс. руб.;
2017 год - 37824,9 тыс. руб.;
2018 год - 39905,3 тыс. руб.;
юридические лица - 2958000,0 тыс. руб., из них:
2014 год - 18000,0 тыс. руб.;
2015 год - 733000,0 тыс. руб.;
2016 год - 734000,0 тыс. руб.;
2017 год - 735000,0 тыс. руб.;
2018 год - 738000,0 тыс. руб.;
Объем финансового обеспечения на реализацию подпрограмм:
подпрограмма 1 "Осуществление государственных полномочий в сфере содействия занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" - 1025792,1 тыс. руб., в том числе:
а) средства республиканского бюджета Республики Мордовия (в виде субвенций из федерального бюджета) - 804921,5 тыс. руб., из них:
2014 год - 165334,9 тыс. руб.;
2015 год - 163795,5 тыс. руб.;
2016 год - 165357,1 тыс. руб.;
2017 год - 155217,0 тыс. руб.;
2018 год - 155217,0 тыс. руб.;
б) средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 130870,6 тыс. руб., из них:
2014 год - 34773,8 тыс. руб.;
2015 год - 32609,5 тыс. руб.;
2016 год - 17834,1 тыс. руб.;
2017 год - 22826,6 тыс. руб.;
2018 год - 22826,6 тыс. руб.;
в) средства юридических лиц - 90000 тыс. руб., из них:
2014 год - 18000,0 тыс. руб.;
2015 год - 18000,0 тыс. руб.;
2016 год - 18000,0 тыс. руб.;
2017 год - 18000,0 тыс. руб.;
2018 год - 18000,0 тыс. рублей.
В качестве средств юридических лиц, привлекаемых для реализации мероприятий подпрограммы, используются средства работодателей, участвующих в их реализации;
подпрограмма 2 "Улучшение условий и охраны труда в Республике Мордовия" - 3016267,1 тыс. руб., в том числе:
а) средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 700,0 тыс. руб., из них:
2015 год - 150,0 тыс. руб.;
2016 год - 150,0 тыс. руб.;
2017 год - 200,0 тыс. руб.;
2018 год - 200,0 тыс. руб.;
б) средства внебюджетных источников - 3015567,1 тыс. руб., в том числе:
ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия - 147567,1 тыс. руб., из них:
2015 год - 33983,9 тыс. руб.;
2016 год - 35853,0 тыс. руб.;
2017 год - 37824,9 тыс. руб.;
2018 год - 39905,3 тыс. руб.;
юридические лица - 2868000 тыс. руб., из них:
2015 год - 715000,0 тыс. руб.;
2016 год - 716000,0 тыс. руб.;
2017 год - 717000,0 тыс. руб.;
2018 год - 720000,0 тыс. руб.;
подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия" на 2014 - 2018 годы" - 595922,7 тыс. руб., в том числе:
средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 595922,7 тыс. руб., из них:
2014 год - 121802,8 тыс. руб.;
2015 год - 123076,2 тыс. руб.;
2016 год - 116132,9 тыс. руб.;
2017 год - 117455,4 тыс. руб.;
2018 год - 117455,4 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

создание условий для повышения занятости населения;
предотвращение напряженности на рынке труда;
снижение уровней общей и регистрируемой безработицы;
обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
поддержание социальной стабильности в обществе

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ ОПИСАНИЕ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ


В 2011 и 2012 годах государственная политика в области содействия занятости населения реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения.

Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 79,9 тыс. человек (в 2011 году - 113,5 тыс. человек), из которых 29,5 тыс. человек (в 2011 году - 36,6 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости республики в 2012 году нашли работу 22,5 тыс. человек, или 76,2% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2011 году - 71,6%).

Принятые в 2011 и 2012 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан снизилась с 24,1 тыс. человек в среднем за 2011 год до 22,4 тыс. человек в среднем за 2012 год (на 7%). При этом уровень общей безработицы снизился с 5,2% до 4,9% от численности экономически активного населения.

Сократилась численность зарегистрированных безработных граждан, так, на 1 января 2013 г. в центрах занятости населения было зарегистрировано 4728 человек, что на 15,8% ниже соответствующей даты 2012 года, уровень зарегистрированной безработицы от численности экономически активного населения за данный период снизился с 1,2% до 1,0 процента.

Вместе с тем на рынке труда Республики Мордовия существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

Ситуация на рынке труда Республики Мордовия характеризуется неравномерностью распределения населения, вакантных рабочих мест и учреждений профессионального образования по муниципальным образованиям, что негативно сказывается на доступности профессионального образования, способствует напряженности на локальных рынках труда, осложняет ситуацию с занятостью сельского населения.

Одной из причин сохранения локализации региональных рынков труда является низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию собственных трудовых ресурсов.

Из-за существующего несоответствия профессионально-квалификационной структуры граждан, обращающихся в службу занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, и структуры вакантных рабочих мест, заявляемых работодателями, низкой территориальной мобильности рабочей силы, препятствующей эффективному использованию собственных трудовых ресурсов, ситуация на территориальных рынках труда Республики Мордовия характеризуется значительной дифференциацией по показателям уровня зарегистрированной безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием территорий с высокой напряженностью на рынке труда.

Переход на инновационный путь развития, необходимость повышения конкурентоспособности и социальной привлекательности Республики Мордовия выдвигают на первый план задачу развития человеческого потенциала как приоритетного ресурса развития экономического роста и социального прогресса.

Реализация в Республике Мордовия инновационных, высокотехнологичных наукоемких производств, модернизация промышленных предприятий потребуют большого числа специалистов в самых разных областях экономики. Удовлетворение этой потребности возможно как за счет профессиональной подготовки кадров на территории республики, так и за счет привлечения мигрантов из числа квалифицированных специалистов.

Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности российских граждан являются отсутствие необходимой инфраструктуры для приема мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения); неразвитость механизмов организованного набора граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов; отсутствие гибкости механизма государственной поддержки российских граждан, желающих временно осуществлять трудовую деятельность в другой местности либо переселиться совместно с членами семьи в другую местность ввиду отсутствия работы по специальности.

Модернизация экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет собственных трудовых ресурсов.

Правительство Республики Мордовия ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Потребность в иностранных работниках на 2013 год определена в количестве 5,0 тыс. человек (в 2011 году - 5,9 тыс. человек).

При этом распределение потребности Российской Федерации в привлечении иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры.

Вовлечение в сферу занятости экономически неактивного населения (граждан, занятых домашним хозяйством, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, и других категорий) является дополнительным резервом рабочей силы.

В условиях модернизации экономики и роста спроса на рабочую силу одной из важнейших задач является создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, в том числе разработка и реализация мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве.

Состояние охраны труда на большинстве промышленных предприятий, количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создают ситуацию, когда с ростом промышленного производства возможен и рост показателей производственного травматизма, в том числе несчастных случаев со смертельным исходом. Поэтому стоит задача принять меры по стабилизации показателя производственного травматизма. Многолетний анализ показал, что более половины несчастных случаев на производстве происходят по причинам организационного характера: неудовлетворительная организация производства работ; эксплуатация неисправных машин, механизмов и оборудования; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда; неприменение работниками средств индивидуальной защиты; нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда. В 2012 году в Республике Мордовия из 990 обследованных предприятий и организаций в 119 (12%) зарегистрированы случаи производственного травматизма. Всего пострадали от травм и временно утратили трудоспособность 259 человек, в том числе: в обрабатывающих производствах - 136 человек (52,5% от общего числа), строительстве - 47 (18,1%), сельском хозяйстве - 38 (14,7%), на транспорте и связи - 13 человек (5%). Наибольший уровень производственного травматизма в 2012 году отмечен на предприятиях строительства - в 2,5 раза выше, чем в среднем по республике, на предприятиях обрабатывающих производств - в 1,4 раза (в том числе на предприятиях прочих производств - выше в 4,4 раза, на предприятиях производства прочих неметаллических минеральных продуктов - в 2,7 раза). Из-за халатности, как самих работников, так и ответственных лиц, в 2012 году погибли 18 человек. Из получивших смертельные травмы 8 человек работали на предприятиях обрабатывающих производств, 6 - в сельском хозяйстве, 2 - в строительстве, по 1 человеку в отраслях оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Для улучшения условий труда на предприятиях и в организациях проводились мероприятия по охране труда работающих. В 2012 году на эти цели в целом по республике было израсходовано в расчете на 1 работающего 5624,3 рубля (в 2011 году - 5283,2 рубля). В 2012 году уровень производственного травматизма составил 1,8 случая на 1000 работающих, что ниже показателя предыдущего года. Реализация мероприятий Государственной программы будет способствовать снижению уровня производственного травматизма и его стабилизации.

Переход к инновационной экономике приведет к изменению сложившейся структуры занятости населения в Республике Мордовия, что будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых направлений занятости. В этих условиях рынок труда будет стимулировать создание новых эффективных рабочих мест, включая гибкие формы занятости, способствовать соответствующему перераспределению рабочей силы между секторами экономики и видами экономической деятельности.

В Республике Мордовия продолжается процесс сокращения численности населения. На начало 2013 года она составила 818,6 тыс. человек, что на 6,9 тыс. человек меньше, чем на начало 2012 года.

Соответственно, в ближайшие годы сохранится тенденция к сокращению численности населения трудоспособного возраста. По прогнозным оценкам демографического развития Республики Мордовия численность населения будет уменьшаться, сохранится тенденция сокращения численности населения за счет как естественного, так и механического движения. Ежегодное сокращение численности населения будет составлять 7,1 - 6,3 тыс. человек. К 2015 году прогнозируется уменьшение среднегодовой численности постоянного населения республики до 806,1 тыс. человек.

На динамику численности населения будут оказывать влияние также миграционные процессы. Если в целом по Российской Федерации прогнозируется положительный миграционный прирост населения, то в Республике Мордовия по-прежнему будет наблюдаться миграционный отток.

Наряду с абсолютным сокращением численности населения прогнозируется его старение. К 2015 году доля населения в возрасте 65 лет и старше составит 25,5 процента. Прогнозируется также изменение возрастной структуры населения: увеличение доли населения старше трудоспособного возраста и небольшое возрастание доли лиц моложе трудоспособного возраста. Это обусловит повышение демографической нагрузки на трудоспособное население: к 2015 году он составит 689 чел. нетрудоспособного возраста на 1000 чел. трудоспособного возраста.

Численность трудовых ресурсов в 2012 году составила 508,5 тыс. человек, что на 8,8 тысяч человек меньше, чем в прошлом году. Под влиянием демографических факторов (превышение числа умерших над числом родившихся), а также за счет миграционного оттока, в течение прогнозного периода она сократится на 43,9 тыс. человек и к концу прогнозного периода не превысит 464,6 тыс. человек.

Сокращение численности трудоспособного населения и численности трудовых ресурсов окажет влияние на снижение численности занятых в экономике. В 2012 году она снизилась на 3,0 тыс. человек и составила 379,6 тыс. человек. К 2018 году, согласно прогнозу, численность занятых может составить 363,0 тыс. человек. Произойдет уменьшение числа работающих на предприятиях всех форм собственности.

Сложная демографическая ситуация в республике и отсутствие соответствующего предложения трудовых ресурсов на внутреннем рынке труда обусловила необходимость привлечения соотечественников, проживающих за рубежом.

Республика Мордовия - регион, обладающий значительным экономическим потенциалом, в регионе реализуется политика по привлечению инвестиций, развитию инновационной деятельности и малого бизнеса. Большое внимание уделяется созданию условий для развития инвестиционной деятельности. Масштабные по объемам объекты строятся в Саранске к проведению чемпионата мира по футболу, происходит реконструкция и строительство новых дорог. В связи с этим особенно актуальной становится проблема обеспечения экономики республики трудовыми ресурсами.

В рамках реализации Государственной программы планируется частично удовлетворить кадровую потребность работодателей республики.

При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, снизится с 22,4 тыс. человек в 2012 году до 21,9 тыс. человек в 2013 году, а уровень безработицы - с 4,9% до 4,8% от численности экономически активного населения.

В 2014 - 2018 годах численность безработных граждан и уровень безработицы снизятся до 18,7 тыс. человек и 4,2% соответственно. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 0,9% от численности экономически активного населения.

Глава 2. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ОЖИДАЕМЫХ КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, СРОКОВ И ЭТАПОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


В соответствии со стратегическими целями, сформулированными в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З, и Основных направлениях деятельности Правительства Республики Мордовия на период до 2018 года, утвержденных распоряжением Правительства Республики Мордовия от 29 апреля 2013 года N 233-Р, основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются:

1) создание условий для эффективной занятости населения; обеспечение стабильности на рынке труда, включающее:

- разработку и реализацию механизма определения перспективной потребности экономики Республики Мордовия в специалистах и рабочих кадрах;

- содействие созданию новых эффективных рабочих мест, расширению самозанятости населения, стимулированию населения к трудовой активности;

- обеспечение социальной поддержки безработных граждан;

- реализацию мер по предупреждению массовых увольнений;

- совершенствование нормативно-правового регулирования развития системы профессиональной подготовки кадров, создание условий для эффективной занятости населения;

- развитие системы временного и постоянного трудоустройства молодежи, поддержку молодых специалистов в целях их социальной адаптации на первом рабочем месте, выработку новых механизмов содействия трудоустройству молодежи;

- реализацию мер по привлечению в республику квалифицированных профессиональных кадров;

- информирование населения о ситуации на рынке труда в целях сокращения времени поиска гражданами работы;

- стимулирование занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов;

- создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;

- использование новых информационных возможностей и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения;

2) сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающее:

- совершенствование государственного управления охраной труда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»