В целях реализации проекта развития непрерывного агробизнес-образования для устойчивого развития сельских территорий Иркутской области в рамках сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных организаций Иркутской области, в соответствии со статьей 21 Устава Иркутской области, статьей 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 года N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области", руководствуясь Положением о министерстве образования Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 14 декабря 2020 года N 1043-пп, Положением о министерстве сельского хозяйства Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 389/168-пп, приказываем:
1. Утвердить Концепцию развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы (прилагается).
2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (www.ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр образования
Иркутской области
М.А.ПАРФЕНОВ
Министр сельского хозяйства
Иркутской области
И.П.СУМАРОКОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО АГРОБИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 - 2025 ГОДЫ
Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с действующим законодательством, приоритетами государственной политики в направлении комплексного развития сельских территорий Российской Федерации, с учетом социально-экономических особенностей Иркутской области, отраженными в проекте Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года.
Концепция является продолжением Концепции развития непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной приказом министерства образования Иркутской области, министерства сельского хозяйства Иркутской области от 18 июля 2014 года N 85-мпр/61-мпр (далее - Концепция 2014 года), и представляет собой новый этап развития непрерывного агробизнес-образования. Проведенный анализ актуального состояния агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области показывает, что основные направления и содержательные линии, обозначенные в Концепции 2014 года, остаются актуальными на 2021 - 2025 годы, но требуют обновления подходов их реализации, а также уточнения в соответствии с современными трендами по достижению целей национальных проектов. В целом целевые ориентиры Концепции одновременно удерживают три ракурса:
1) региональный - создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения сельскими территориями их общенациональных функций обеспечения занятости, повышения уровня и качества жизни сельского населения;
2) муниципальный - формирование муниципальной образовательной экосистемы сельской территории как части региональной образовательной экосистемы;
3) локальный - создание условий для формирования агробизнес-компетенций, личностных качеств обучающихся образовательных организаций, расположенных в сельской местности.
Новизна Концепции состоит в том, что развитие непрерывного агробизнес-образования на сельских территориях Иркутской области на 2021 - 2025 годы в предстоящий пятилетний период обеспечивается разработкой и реализацией серии комплексных региональных проектов. Каждый такой проект позволит сфокусировать усилия и ресурсы всех заинтересованных институциональных субъектов для построения определенной инновационной практики в рамках стратегической цели Концепции.
Концепция реализуется на основе межведомственного взаимодействия, социального партнерства и сетевого взаимодействия при условии оптимального использования образовательных и производственных ресурсов участников реализации Концепции.
Концепция разработана в соответствии с основными положениями следующих документов:
1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
4) распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р "Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года);
5) постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
7) национальный проект "Образование";
8) национальный проект "Экология";
9) федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы";
10) национальный проект "Производительность труда и поддержка занятости";
11) федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" национального проекта "Демография";
12) национальный проект "Цифровая экономика";
13) проект Стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года.
Основные понятия и термины:
1) агробизнес-образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, направленный на интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое, профессиональное развитие обучающихся на базе приоритетных ценностей: Человек. Природа (Земля). Сельскохозяйственный Труд (бизнес, предпринимательство);
2) бизнес-компетенции - набор взаимосвязанных навыков, способностей и технологий, обеспечивающий обучающемуся высокую мотивацию, уникальность и высокое качество в реализации проектов (в том числе сельскохозяйственных);
3) информальное образование - не имеющее определенной структуры спонтанное образование, реализующееся за счет собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, получение информации из средств массовой информации и так далее, когда человек превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития; результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности;
4) компетенция - комплексная характеристика готовности человека применять полученные знания, умения и личностные качества в профессиональной деятельности;
5) контекстные (специализированные) навыки - навыки, которые развиваются и применяются в конкретном контексте: профессиональные навыки (например, программирование на конкретном языке), физические навыки (например, вождение машины) или социальные навыки (например, видеоблогинг);
6) кросс-контекстные навыки - навыки, которые можно применять в более широких сферах социальной или личной деятельности: навыки чтения, письма, тайм-менеджмента, навыки работы в команде;
7) навык - это способность осуществлять определенную деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма;
8) непрерывное образование - процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества;
9) неформальное образование - любая организация образовательной деятельности вне рамок формальной системы, рассчитанная на мотивированных потребителей и отвечающая их целям;
10) образовательная экосистема - система, состоящая из участников образования (обучающихся), поставщиков образования (педагогических работников), пространства реализации образовательного процесса, системы связей между формальным и неформальным обучением, существующими поставщиками образования и его новыми участниками;
11) предпринимательские компетенции школьников - знания основ предпринимательской деятельности, набор умений и навыков обучающегося, которые помогут ему эффективно организовать свое дело, результативно вести предпринимательскую деятельность и успешно построить карьеру;
11) сельская местность - совокупность сельских населенных пунктов;
12) сельские поселения - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
13) сельские территории - территории сельских поселений и межселенные территории;
14) устойчивое развитие сельских территорий - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель;
15) цифровизация - переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств, перенос в цифровую среду функций и деятельности, ранее выполнявшихся людьми и организациями.
На сельских территориях Иркутской области общеобразовательная организация (далее - школа) всегда играла более значимую роль в жизни школьника, его семьи, сельского сообщества, чем школа в крупном областном центре или даже малом городе. Ее традиционно высокий социальный статус обусловлен следующими факторами:
1) экономическими (сельская школа - кузница кадров для сельскохозяйственного производства);
2) социальными (сельская школа - сообщество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов);