В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Губернатора Владимирской области от 24.02.2014 N 164 "О Порядке разработки, формирования, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области" постановляю:
1. Внести изменение в постановление Губернатора области от 22.10.2013 N 1194 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы развития инфраструктуры, ЖКХ и энергетики.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
В.В.СИПЯГИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование государственной программы Владимирской области | Государственная программа Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области" (далее - Программа) |
Наименование, номер и дата нормативного акта Правительства Российской Федерации, которым утверждена соответствующая по целям Программа федерального уровня | |
Ответственный исполнитель Программы | Департамент природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее - Департамент) |
Соисполнители Программы (подпрограмм) | - |
Участники Программы | Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Экология региона" (далее - ГБУ ВО "Экорегион"). Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Единая дирекция особо охраняемых природных территорий Владимирской области" (далее - ГУ "Дирекция ООПТ") |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1 "Регулирование качества окружающей среды". Подпрограмма 2 "Развитие и использование минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых". Подпрограмма 3 "Экологическое просвещение и формирование экологической культуры населения Владимирской области". Подпрограмма 4 "Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами во Владимирской области". Подпрограмма 5 "Развитие водохозяйственного комплекса Владимирской области". Подпрограмма 6 "Обеспечение реализации государственной программы" |
Цели Программы | Обеспечение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем |
Задачи Программы | 1. Повышение уровня экологической безопасности, снижение негативного воздействия на окружающую среду. 2. Обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов. 3. Формирование экологического сознания, проявляющегося в экологической направленности личности - мотивации и ценностных установок на поведение в интересах экологической безопасности и устойчивого развития общества и природы. 4. Улучшение экологической обстановки во Владимирской области за счет создания эффективных механизмов управления в сфере обращения с отходами производства и потребления. 5. Сохранение и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения; обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод; рационализация использования водных ресурсов. 6. Обеспечение эффективной деятельности Департамента в сфере природопользования и охраны окружающей среды |
Целевые индикаторы и показатели Программы | 1 этап: - объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и зарегистрированного на территории области автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта; - уровень компенсации добычи основных видов общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов; - объем образованных отходов всех классов опасности на единицу валового регионального продукта; - количество мероприятий, направленных на формирование основ экологической культуры населения; - доля рек, на которых осуществлены работы по оптимизации экологического состояния, к общему числу рек, нуждающихся в оптимизации экологического состояния. 2 этап: - доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды; - уровень компенсации добычи основных видов общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов; - мощность действующих объектов обработки и утилизации ТКО; - количество мероприятий, направленных на формирование основ экологической культуры населения; - доля рек, на которых осуществлены работы по оптимизации экологического состояния, к общему числу рек, нуждающихся в оптимизации экологического состояния. Сведения о значениях индикаторов и показателей Программы по годам представлены в таблицах 1 и 2 |
Этапы и сроки реализации Программы | 1 этап: 2014 - 2020 годы; 2 этап: 2021 - 2024 годы |
Объем бюджетных ассигнований Программы (подпрограммы), в том числе по годам и источникам финансирования | Общий объем финансирования Программы составляет 15569023,2 тыс. руб., - сумма финансирования 1 этапа составляет 6481019,8 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 228980,6 тыс. руб.; 2015 год - 319965,9 тыс. руб.; 2016 год - 386841,3 тыс. руб.; 2017 год - 178201,1 тыс. руб.; 2018 год - 381399,5 тыс. руб.; 2019 год - 2406388,7 тыс. руб.; 2020 год - 2579242,7 тыс. руб. Источниками финансирования 1 этапа Программы являются: - средства федерального бюджета (субсидии и субвенции) - 703679,1 тыс. руб.; - средства федерального бюджета, предусмотренные Минприроды России на оказание услуг ФГБУ "ВНИИ Экология" в рамках подпрограммы "Регулирование качества окружающей среды" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" (далее - средства федерального бюджета, предусмотренные ФГБУ "ВНИИ Экология"), - 61434,7 тыс. руб.; - средства областного бюджета - 501571,5 тыс. руб.; - средства местных бюджетов - 197952,9 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 9774121,0 тыс. руб.; - сумма финансирования 2 этапа составляет 9088003,4 тыс. руб., в том числе по годам: 2021 год - 2117647,7 тыс. руб.; 2022 год - 2395875,7 тыс. руб. <*>; 2023 год - 2354948,4 тыс. руб. <*>; 2024 год - 2219531,6 тыс. руб. <*>. Источниками финансирования Программы являются: - средства федерального бюджета (субсидии и субвенции) - 655935,6 тыс. руб. <*>; - средства областного бюджета - 349833,5 тыс. руб. <**>; - средства местных бюджетов - 45954,3 тыс. руб.; - внебюджетные средства - 8036280,0 тыс. руб. Объем ресурсного обеспечения реализации Программы по этапам в разрезе источников финансирования представлен в таблицах 5, 6 |
Ожидаемые результаты реализации Программы | В качественном отношении: - создание эффективной системы государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; - снижение удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов; - создание механизма стимулирования предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства; - повышение потенциала природно-сырьевых ресурсов; - обеспечение потребностей населения, органов государственной власти в информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении; - повышение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и другого негативного воздействия вод в результате реализации комплексных мероприятий по приведению аварийных гидротехнических сооружений к технически безопасному уровню, проведению работ по оптимизации русел рек, строительству и реконструкции очистных сооружений. В количественном отношении: 1 этап: - снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и зарегистрированного на территории области автомобильного транспорта в расчете на единицу валового регионального продукта; - уровень компенсации добычи основных видов общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов; - снижение объема образованных отходов всех классов опасности на единицу валового регионального продукта; - ежегодное проведение не менее 20 выставок, слетов, семинаров, акций и других мероприятий, направленных на формирование основ экологической культуры населения; - увеличение доли рек, на которых осуществлены работы по оптимизации экологического состояния, к общему числу рек, нуждающихся в оптимизации экологического состояния. 2 этап: в 2024 году к уровню 2019 года обеспечить: в количественном отношении: - увеличение доли устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды на уровне не ниже 73%; - уровень компенсации добычи основных видов общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов - 100%; - мощность действующих объектов обработки и утилизации ТКО; - количество мероприятий, направленных на формирование основ экологической культуры населения, - не менее 20 шт. ежегодно; - увеличение доли рек, на которых осуществлены работы по оптимизации экологического состояния, к общему числу рек, нуждающихся в оптимизации экологического состояния, - 6,2% |
________________
* - прогнозируемые объемы финансирования из федерального бюджета (указанные объемы будут уточнены при внесении изменений в федеральный бюджет);
** - прогнозируемые объемы финансирования из областного бюджета в целях софинансирования расходов федерального бюджета (указанные объемы будут уточнены при внесении изменений в федеральный бюджет).
Экологическая безопасность на территории Владимирской области остается острой проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду региона, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.
Недостаточная заинтересованность хозяйствующих субъектов в экологической модернизации производства и снижении негативного воздействия на окружающую среду в сочетании с достаточно низкой долей инвестиций в валовый региональный продукт в целом ограничивает развитие экологического сектора экономики, снижает конкурентные преимущества региональной экономики в сфере развития ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий.
Отдельной проблемой является недостаточная доля раздельного сбора и в большинстве случаев их сортировки. Последнее приводит к размещению отходов на объектах захоронения твердых коммунальных отходов без предварительной обработки.
На территории области сосредоточены значительные запасы общераспространенных полезных ископаемых. Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы, прежде всего, за счет снижения административных барьеров геологоразведочной деятельности недропользователей.
Текущее состояние водохозяйственного комплекса Владимирской области имеет серьезные социально-экономические проблемы. Состояние половины гидротехнических сооружений не отвечает требованиям безопасности и требует капитального ремонта, половина очистных сооружений биологической очистки не работают (разрушены) либо эксплуатируются в режиме механической очистки по причине аварийного состояния блоков биологической очистки. Требуется проведение комплекса мероприятий по повышению защищенности населения и территорий области от наводнений и иного негативного воздействия вод.
Таким образом, основными проблемами в сфере охраны окружающей среды, на решение которых будет направлена реализация Программы, являются:
- высокий уровень загрязнения водных объектов, образования отходов производства и потребления;
- низкий уровень обработки, обезвреживания и утилизации отходов производства и потребления;
- сохраняющийся высокий уровень сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, вызванный высоким износом сооружений и использованием устаревших технологий производства и очистки вод;
- значительный уровень износа гидротехнических сооружений;
- площадь территорий, подверженных негативному воздействию вод, на которых проживает более 13 тыс. человек;
- возрастающая потребность населения, органов государственной власти в оперативной и достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Итогом влияния перечисленных текущих и накопленных экологических проблем является угроза ухудшения качества окружающей среды, снижения качества жизни граждан.
С учетом внедрения новых механизмов регулирования в области охраны окружающей среды к 2024 году будет достигнуто снижение удельных показателей негативного воздействия на окружающую среду, наметится постепенный переход экономики области от стадии экстенсивного развития, приводящего к усилению негативного воздействия на окружающую среду в условиях экономического роста, к экологически эффективному устойчивому развитию, предусматривающему снижение показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ при росте промышленного производства, установлению приоритета минимизации образования и утилизации отходов производства и потребления над их обезвреживанием и захоронением (как это происходит в настоящее время).