ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 февраля 2021 года N 256-р

Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период 2025 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Минпромторгу России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Стратегии;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии;

обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

4. Признать утратившими силу:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 2592-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 50, ст.7159);

пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 г. N 2253-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 44, ст.6772).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 года N 256-р



Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Введение


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации одними из основных стратегических национальных приоритетов признаны повышение качества жизни, укрепление здоровья населения и повышение конкурентоспособности национальной экономики. Исходя из возникновения новых угрожающих жизни и здоровью граждан процессов и факторов в сфере незаконного ввоза, производства и оборота промышленной продукции в Российской Федерации, возникает необходимость более глубокой координации действий всех уровней власти и гражданского общества с целью дальнейшего развития действенного механизма противодействия незаконному обороту промышленной продукции, а также углубления взаимодействия в этой сфере в рамках Евразийского экономического союза.

Базируясь на уже достигнутых результатах в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территории Российской Федерации и в рамках Евразийского экономического союза, а также используя современные методы работы в области предотвращения незаконного оборота промышленной продукции, Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) призвана обеспечить скоординированное взаимодействие заинтересованных органов государственной власти, участников рынка и потребителей на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе с применением широкого перечня межгосударственных механизмов для противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции на территории Российской Федерации.

II. Общие положения


Стратегия разработана в целях дальнейшей реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" и является ключевым документом, определяющим цели, задачи и применяемый инструментарий в области противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции как на территории Российской Федерации, так и с использованием действующих и разрабатываемых механизмов в рамках Евразийского экономического союза.

Создание и реализация эффективного механизма противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции в Российской Федерации, базирующегося на современных мировых и российских принципах и правилах, являются неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.

Основополагающими требованиями государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия незаконному ввозу, производству и обороту промышленной продукции являются пресечение незаконного ввоза, производства и оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации, существенное сокращение потребления такой продукции, снижение негативных последствий ее незаконного оборота для жизни и здоровья граждан.

В Стратегии используются следующие понятия:

"промышленная продукция" - товары, произведенные в результате осуществления деятельности, относящейся к обрабатывающему производству на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;

"незаконный оборот промышленной продукции" - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) на территорию Российской Федерации и вывоз (экспорт) с территории Российской Федерации промышленной продукции, в том числе фальсифицированной, недоброкачественной, контрафактной, незарегистрированной и несертифицированной промышленной продукции, продукции, произведенной без лицензии или с нарушением условий лицензирования, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими и физическими лицами с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, в отношении которых выражено согласие Российской Федерации на обязательность для нее таких договоров, иных нормативных правовых актов, включая муниципальные правовые акты, либо с нарушением вступивших в законную силу решений суда, либо уполномоченного органа государственной власти, либо органа местного самоуправления;

"контрафактная продукция" - промышленная продукция поддельного происхождения, на которой (или на этикетке, упаковке которой) незаконно размещены средства индивидуализации или содержатся сходные с ними до степени смешения обозначения, а также материальные носители, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности с нарушением исключительного права на такой результат;

"фальсифицированная продукция" - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о ее составе и (или) потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.

III. Текущая ситуация в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации


Высокая доля незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте товаров наносит существенные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей, снижает заинтересованность предпринимателей вкладывать значительные финансовые средства в развитие как отдельных производств, так и целых отраслей экономики, обеспечивать рост производительности труда и инвестировать в развитие рабочей силы, соблюдать стандарты качества продукции, создавать высокоэффективные цепочки движения качественных товаров от производства к потребителю и в конечном итоге наносит вред жизни и здоровью граждан Российской Федерации.

Неконтролируемый трансграничный оборот промышленных товаров, построенный на использовании путей и методов "открытой" международной интернет-торговли, в полной мере использует недостаточную эффективность законодательной базы регулирования международных потоков товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в рамках Всемирной торговой организации и на национальном уровне, облегчает проникновение контрафактной и фальсифицированной продукции на рынки различных стран, позволяет теневому рынку успешно конкурировать с национальными производителями за счет использования незаконных механизмов оборота продукции. Такая ситуация в большинстве случаев приводит к затруднениям в осуществлении контрольной и надзорной функций государственных органов в области противодействия незаконному обороту промышленной продукции, недостаточной развитости механизмов защиты добросовестных производителей на законодательном уровне и создает риски исчезновения качественной продукции с торговых рынков тех или иных стран.

Учитывая развивающиеся тенденции современного рынка, Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия) определены следующие приоритетные отрасли промышленности для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции:

в краткосрочной перспективе:

пищевая промышленность - существует высокая степень риска безопасности потребителя из-за фальсификации пищевых продуктов, несоблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза;

легкая промышленность - существует высокая доля незаконного оборота, в том числе за счет ввоза готовой продукции на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации и за счет нарушения законодательства Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности;

фармацевтическая промышленность - имеет место фальсификация продукции. В первую очередь фальсифицируются востребованные и дорогостоящие лекарственные средства, используемые для лечения онкологических заболеваний, противовирусные и антигистаминные препараты, препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и почечной недостаточности. Кроме того, на рынке выявляются препараты без обязательной маркировки на русском языке, выпущенные в соответствии со стандартами иных государств и предназначенные для реализации за пределами Российской Федерации, без прохождения обязательной процедуры подтверждения соответствия обязательным требованиям к безопасности, регламентированным процедурами Евразийского экономического союза, действующими на территории Российской Федерации. Значительная доля незаконного оборота фармацевтической продукции в общем обороте продукции фармацевтической промышленности приходится на интернет-аптеки;

медицинская промышленность - существует проблема оборота фальсифицированных медицинских изделий, а также сопровождения их поддельными регистрационными удостоверениями и эксплуатационными документами. По результатам проверок медицинских изделий выявляются несоответствия установленным требованиям качества, безопасности, несущие в том числе угрозу жизни и здоровью граждан при применении медицинских изделий, а также признаки незарегистрированных и фальсифицированных медицинских изделий;

автомобильная промышленность - основными проблемными вопросами являются ввоз и реализация контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза;

авиационная промышленность - несвоевременно выявляются в процессе создания, эксплуатации и ремонта авиационной техники неаутентичные компоненты воздушного судна (агрегаты и запасные части с неподтвержденным жизненным циклом, без необходимых документов, не прошедшие установленные режимы сертификации и проверки), использование которых в составе воздушных судов может представлять угрозу безопасности полетов;

производство строительных материалов - незаконный оборот в первую очередь характерен для производства и поставки цемента, сухих смесей и других строительных материалов, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей;

сельскохозяйственное машиностроение - существует проблема ввоза комбайнов в частично разобранном некомплектном виде в обход действующих квот в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 г. N 143 "О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов";

приборостроение - существует проблема массового изготовления и модификации приборов учета коммунальных ресурсов с целью манипулирования результатами измерений и открытой продажи таких контрафактных изделий на рынке;

лесная и деревообрабатывающая промышленность - существует проблема незаконной заготовки древесины;

в среднесрочной перспективе:

топливная промышленность - незаконный оборот связан с несанкционированным отбором топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки такого топлива на подпольных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества, что является одним из основных каналов поступления фальсифицированной продукции на рынок;

химическая промышленность - проблематика незаконного оборота характерна для парфюмерно-косметической продукции в части реализации контрафактной и фальсифицированной продукции, а также в части реализации не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений, в том числе и с незаконным использованием товарных знаков;

электронная промышленность - основными нарушениями являются фальсификация электроосветительной арматуры, электрических ламп и приборов микроэлектроники, наличие высокой доли (до 20 процентов) контрафактных изделий в поставках электронной компонентной базы, а также фальсификация при поставках светотехнической продукции;

кабельно-проводниковая промышленность - основными нарушениями на потребительском рынке кабельно-проводниковой продукции являются несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза, и реализация фальсифицированной продукции;

индустрия детских товаров - существует высокая степень риска последствий использования некачественных товаров для здоровья детей;

народные художественные промыслы - существует проблема защиты результатов интеллектуальной деятельности и формирования особого объекта правовой охраны в области народных художественных промыслов;

реабилитационная индустрия - незаконный оборот характеризуется несоответствием стандартам качества поставляемой продукции государственному заказчику или конечному потребителю (лицам с ограниченными возможностями здоровья);

индустрия строительных материалов и механизмов - незаконный оборот от производства до конечного звена в области строительства характерен не только для поставки контрафактных и фальсифицированных материалов, но и для поставки строительной техники;

машиностроение - критичным является вопрос противодействия незаконному обороту при производстве и поставке оборудования и компонентов для опасных производственных объектов;

трубная промышленность - незаконный оборот бывших в употреблении и отреставрированных стальных труб приводит к поставкам опасной продукции с негарантированным техническим ресурсом на объекты жилищно-коммунального хозяйства, строительства, опасные производственные объекты в виде магистральных нефте- и газопроводов. В результате использования такой контрафактной и фальсифицированной продукции возникают аварийные ситуации, риски для жизни и здоровья граждан. Процесс восстановления бывших в употреблении труб на основе устаревших технологий сопровождается нарушениями природоохранного законодательства, приводящими к причинению значительного ущерба окружающей среде.

IV. Ключевые проблемы в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации


Обороту промышленной продукции на рынке присущи следующие системные проблемы:

производство промышленной продукции без соблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами Евразийского экономического союза, что, в свою очередь, приводит к масштабному распространению фальсифицированной продукции, характеризующейся низким качеством и не способной выполнять свои функции в соответствии с предназначением, а также способной нанести прямой урон здоровью и безопасности граждан;

незаконная модификация изделий добросовестных производителей с целью придания им свойств и функций для совершения противоправных действий экономического характера, в том числе путем вытеснения легальной продукции за счет недобросовестной конкуренции;

изготовление и использование поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушениями процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами Евразийского экономического союза;

наличие пробелов в правовом регулировании незаконного оборота промышленной продукции, отсутствие исчерпывающей квалификации отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции, а также отсутствие специальной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование правоотношений в сфере торговли промышленной продукцией в сети "Интернет";

сохранение значительных объемов нелегальных поставок подакцизной промышленной продукции через внутренние границы Евразийского экономического союза вследствие существенной разницы уровня акцизных ставок в государствах - членах Евразийского экономического союза.

В связи с динамичным развитием экономики страны структура импорта товаров на территорию Российской Федерации характеризуется значительной долей высокотехнологичной промышленной продукции. При этом большая часть импорта такой продукции осуществляется из стран, характеризующихся значительной долей производства контрафактной и (или) фальсифицированной продукции. Отмечается, что поддельная промышленная продукция охватывает все ценовые сегменты.

При этом, несмотря на прилагаемые усилия по координации и повышению эффективности таможенного и других видов контроля в Российской Федерации, эффективное противодействие незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза не создано, что позволяет недобросовестным поставщикам выводить свою продукцию на российский рынок.

Следует отметить, что технологические возможности недобросовестных производителей и поставщиков постоянно совершенствуются. Контрафактную и фальсифицированную продукцию становится все сложнее отличить от оригинала, такая продукция имеет все необходимые сопроводительные документы (в том числе сфальсифицированные сертификаты качества).

Сформировавшийся глобальный рынок недобросовестных производителей и поставщиков требует наличия таких развитых обслуживающих их рынков, как логистический, документальный и торгово-сетевой.

В этой связи значительный импульс развития получил сегмент рынка по изготовлению поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия и протоколов испытаний промышленной продукции, а также по обеспечению таможенного оформления с оптимизацией стоимости, кодов товарных позиций, а также сопутствующих услуг.

Кроме того, незаконный оборот промышленной продукции включает не только ввоз промышленной продукции, но и ее дальнейшую реализацию на территории Российской Федерации, осуществляемую с нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе налогового законодательства Российской Федерации.

V. Приоритеты государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»