Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 5 декабря 2016 года N 2592-р

[Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года]

(с изменениями на 18 октября 2018 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 6 февраля 2021 года N 256-р

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2253-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемую Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Минпромторгу России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок подготовить и представить в Правительство Российской Федерации проект плана первоочередных мероприятий на 2017-2020 годы и плановый период до 2025 года по реализации Стратегии;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии;

обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 декабря 2016 года N 2592-р

     

Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года      

(с изменениями на 18 октября 2018 года)


Конституцией Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свобода перемещения товаров, финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, защита различных форм собственности, в том числе интеллектуальной собственности, а также защита прав граждан и их интересов.

Одной из актуальных задач в обеспечении указанных прав и свобод является снижение объемов незаконного оборота промышленной продукции, создание цивилизованного рынка и, как следствие, развитие экономики.

Масштабность проблемы и комплексный характер незаконного оборота требуют четкого, скоординированного взаимодействия всех органов власти, участников рынка и потребителей на федеральном, региональном и местном уровнях и применения широкого перечня межгосударственных механизмов.

I. Общие положения


Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 года N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции".

В рамках разработки Стратегии сформированы цель, задачи, принципы и основные меры государственной политики, осуществляемые в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.

Понятия, используемые в Стратегии, означают следующее:

промышленная продукция - товары, произведенные в результате осуществления деятельности, относящейся к обрабатывающему производству на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;

незаконный оборот промышленной продукции - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) промышленной продукции, в том числе контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также установленных вступившими в законную силу решений суда или уполномоченного органа государственной власти;

контрафактная промышленная продукция - промышленная продукция, находящаяся в обороте с нарушением прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;

фальсифицированная промышленная продукция - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.

II. Общая характеристика текущего состояния в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации


В настоящее время наличие незаконного оборота промышленной продукции является одной из острейших проблем, препятствующих развитию как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и промышленности в целом.

Сложившаяся ситуация в сфере незаконного оборота промышленной продукции в Российской Федерации обусловлена наличием ряда таких факторов (внутренних и внешних), как низкая эффективность осуществления контрольной и надзорной функций правоохранительных органов, а также функционирования судебной системы в Российской Федерации, наличие высоких коррупционных рисков, структура импорта, низкий уровень предпринимательской этики, низкий уровень доходов основной массы населения и, как следствие, низкий уровень покупательной способности населения, неразвитость общественного контроля и др.

Наличие высокой доли незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте промышленной продукции не только не стимулирует заинтересованности добросовестных участников рынка инвестировать финансовые средства в развитие отраслей экономики, соблюдать стандарты качества (что, в свою очередь, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей), но и наносит колоссальные потери бюджетной системе Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей.

Учитывая, что незаконный оборот промышленной продукции является частью теневого сегмента экономики, однозначно (точно) оценить его объемы не представляется возможным. Однако можно выделить целый ряд отраслей, где вопрос незаконного оборота промышленной продукции стоит крайне остро.

В краткосрочной перспективе Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия) определены следующие приоритетные для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции отрасли промышленности:

пищевая промышленность - острота проблемы незаконного оборота промышленной продукции объясняется высокой степенью риска пищевых продуктов для безопасности потребителя. Основной проблемой в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции является фальсификация продукции, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;

легкая промышленность - высокая доля незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте продукции легкой промышленности определяется значительной долей импорта готовой продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации с нарушением законодательства Российской Федерации. Также немаловажной проблемой является нарушение законодательства Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и о техническом регулировании;

фармацевтическая промышленность - наиболее часто выявляемым нарушением является фальсификация продукции. В первую очередь фальсифицируются востребованные и дорогостоящие лекарственные средства, используемые для лечения онкологических заболеваний, противовирусные и антигистаминные препараты, препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и почечной недостаточности. Также на рынке выявляются препараты без маркировки на русском языке, выпущенные в соответствии со стандартами иных государств для реализации в другие государства, без прохождения обязательной процедуры подтверждения соответствия обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами, действующими на территории Российской Федерации. Значительная доля незаконного оборота фармацевтической продукции в общем обороте продукции фармацевтической промышленности приходится на интернет-аптеки;

медицинская промышленность - существует проблема оборота фальсифицированных медицинских изделий, а также сопровождения медицинских изделий поддельными регистрационными удостоверениями и эксплуатационными документами. По результатам проверок медицинских изделий выявляются несоответствия установленным требованиям качества, безопасности, несущие в том числе угрозу жизни и здоровью граждан при применении медицинских изделий, а также признаки незарегистрированных и фальсифицированных медицинских изделий;

автомобильная промышленность - основными проблемными вопросами являются ввоз и реализация контрафактных автозапчастей в сегменте легковых автомобилей, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;

авиационная промышленность - существует проблема своевременного выявления в процессе эксплуатации авиационной техники неаутентичных компонентов воздушного судна (агрегатов и запасных частей с неподтвержденным жизненным циклом), использование которых в составе воздушных судов может представлять угрозу безопасности полетов;

сельскохозяйственное машиностроение - существует проблема ввоза комбайнов в частично разобранном некомплектном виде в обход действующих квот в отношении зерноуборочных комбайнов и их модулей, установленных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 июня 2013 года N 143 "О применении специальной защитной меры посредством введения импортной квоты в отношении зерноуборочных комбайнов и модулей зерноуборочных комбайнов".

В среднесрочной перспективе Государственной комиссией определены следующие приоритетные для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции отрасли:

топливная промышленность - незаконный оборот промышленной продукции отчасти связан с наличием проблемы несанкционированного отбора топлива из нефтепродуктопроводов путем незаконных врезок и переработки данного топлива на незаконных нефтеперерабатывающих заводах в топливо низкого качества, что является одним из основных каналов незаконного поступления продукции на рынок;

химическая промышленность - проблематика незаконного оборота характерна для парфюмерно-косметической продукции в части реализации фальсифицированной продукции, а также в части реализации не соответствующих требованиям безопасности химических удобрений, которые, как правило, сопряжены с незаконным использованием товарных знаков;

электронная промышленность - основным нарушением является фальсификация электроосветительной арматуры и электрических ламп;

кабельно-проводниковая промышленность - основными нарушениями на потребительском рынке кабельно-проводниковой продукции являются несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами, и реализация фальсифицированной продукции;

производство строительных материалов - незаконный оборот чаще всего затрагивает цементы, сухие смеси и иные материалы, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей;

индустрия детских товаров - отдельным вопросом является противодействие незаконному обороту детских товаров с учетом особенностей обращения указанной продукции и последствий использования некачественных товаров в этой сфере;

машиностроение - важным является вопрос противодействия незаконному обороту промышленной продукции при производстве и поставке оборудования и компонентов для опасных производственных объектов.

III. Основные проблемы в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации


Результаты проведенного анализа развития отраслей промышленности с повышенной долей незаконного оборота промышленной продукции в общем обороте промышленной продукции позволили выявить следующие системные проблемы, характерные для всех отраслей промышленности:

распространенность нарушений при перемещении товаров через участки таможенной границы Евразийского экономического союза;

использование недобросовестными импортерами (поставщиками) такого фактора, как отсутствие контроля на внутренних границах государств - членов Евразийского экономического союза при перемещении промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;

незаконное производство промышленной продукции, в том числе широкое распространение фальсифицированных товаров, произведенных без соблюдения производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами;

изготовление и использование заведомо ложных, поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе с нарушениями процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами;

наличие пробелов в законодательстве Российской Федерации, регулирующем незаконный оборот промышленной продукции, в том числе отсутствие отдельных составов правонарушений по видам промышленной продукции, а также отсутствие специальной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование правоотношений в сфере торговли промышленной продукцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Незаконный оборот промышленной продукции децентрализован и в настоящее время представляет собой нарушения, которые отражены в рамках отдельных положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в части вопросов таможенного и налогового регулирования, нарушения прав интеллектуальной собственности, а также несоблюдение производителями обязательных требований к безопасности, установленных техническими регламентами.

Вместе с тем проблема незаконного оборота промышленной продукции носит комплексный характер. Если промышленная продукция ввозится с нарушением законодательства Российской Федерации, то дальнейшая ее реализация на территории Российской Федерации также зачастую происходит с нарушениями законодательства Российской Федерации (налогового законодательства, законодательства о техническом регулировании и пр.).

Структура импорта Российской Федерации характеризуется в настоящее время высокой долей промышленной продукции. При этом значительная доля импортных поставок в общем объеме импорта осуществляется из стран, характеризующихся значительной долей производства контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции.

Сложившаяся в 2014-2015 годах внешнеполитическая и экономическая ситуация, обусловившая в том числе сокращение уровня доходов населения, усугубила ситуацию в сфере незаконного оборота промышленной продукции, сориентировав потребительский спрос значительной части населения (прежде всего групп населения, находящегося в зоне риска) в пользу покупки контрафактной промышленной продукции и (или) фальсифицированной промышленной продукции.

Следует отметить, что технологические возможности недобросовестных производителей и поставщиков постоянно совершенствуются. Контрафактные и фальсифицированные товары становится все сложнее отличить от оригинала.

Поддельная промышленная продукция охватывает все ценовые сегменты (низкий и средний (массовые), а также высокий сегменты).

Наряду с этим деятельность недобросовестных производителей и поставщиков сопровождается наличием развитых обслуживающих рынков.

Так, сейчас развиваются рынки предоставления услуг по изготовлению заведомо ложных, поддельных сопроводительных документов (ветеринарных, фитосанитарных и др.), деклараций соответствия, сертификатов соответствия, протоколов испытаний промышленной продукции, обеспечению таможенного оформления с оптимизацией стоимости, кодов товарных позиций, а также аналогичных услуг.

По результатам проверок Федеральной службы по аккредитации в 2014 году значительное количество органов по сертификации и испытательных лабораторий нарушили требования законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

Несмотря на прилагаемые усилия по координации и повышению эффективности таможенного и других видов контроля в Российской Федерации, приходится констатировать невозможность эффективного противодействия незаконному обороту промышленной продукции на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, выражающуюся в том числе в виде недостаточного уровня контроля, что позволяет недобросовестным поставщикам выводить свою продукцию на российский рынок.

IV. Приоритеты государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации


С учетом существующих проблем в сфере незаконного оборота промышленной продукции в настоящее время в качестве приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции целесообразно определить следующие проблемные сферы:

отсутствие понятийного аппарата незаконного оборота промышленной продукции, негативно сказывающееся на толковании законов и их применении;

низкий уровень координации органов государственной власти как при осуществлении контроля и надзора, так и при формировании государственной политики в этой сфере;

недостатки технического и кадрового обеспечения органов, вовлеченных в сферу противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

неоднородность мер ответственности за незаконный оборот отдельных видов промышленной продукции при сопоставимых для других видов промышленной продукции негативных последствиях и потенциальной угрозе жизни и здоровью граждан;