ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2020 года N 1265

О внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2017 N 936



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2017 N 936 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге", изложив приложение к постановлению в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.     

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Соколова М.Ю.

Губернатор Санкт-Петербурга
А.Д.Беглов

     

     Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
от 30.12.2020 N 1265

     

Государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге"

     

1.1. Паспорт государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие сферы туризма в Санкт-Петербурге" (далее - государственная программа)

1

Ответственный исполнитель государственной программы

КРТ

2

Соисполнители государственной программы

КВЗПБ;
КГА;
КЗ;
КИ;
КИО;
КК;
КПООС;
КППИТ;
КРТИ;
КТ;
КЭИО

3

Участники государственной программы

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Городское туристско-информационное бюро" (далее - ГБУ "ГТИБ");
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Конгрессно-выставочное бюро" (далее - ГБУ "КВБ")

4

Цель государственной программы

Создание системных условий для реализации стратегической роли устойчивого туризма в экономическом и социокультурном развитии Санкт-Петербурга

5

Задачи государственной программы

Задача 1. Содействие строительству и модернизации объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры (далее - Задача 1).
Задача 2. Расширение спектра, качества и доступности предоставляемых туристских услуг (далее - Задача 2).
Задача 3. Создание системных условий для интенсивного развития конгрессно-выставочной деятельности и делового туризма (далее - Задача 3)
Задача 4. Эффективная интеграция метабренда Санкт-Петербурга в экономическое и социокультурное пространство Российской Федерации и за рубежом (далее - Задача 4).
Задача 5. Создание благоприятных условий для устойчивого развития туризма (далее - Задача 5)

6

Основания разработки государственной программы

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";
государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р

7

Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы

Региональный проект "Экспорт услуг" в составе национального проекта "Международная кооперация и экспорт"

8

Перечень подпрограмм  и отдельных мероприятий государственной программы

Подпрограмма 1. Развитие и совершенствование инфраструктуры туристской дестинации (далее - подпрограмма 1).
Подпрограмма 2. Диверсификация туристского предложения с учетом соблюдения принципов устойчивости туризма (далее - подпрограмма 2).
Подпрограмма 3. Развитие системы управления метабрендом Санкт-Петербурга и его продвижения (далее - подпрограмма 3)

9

Общий объем финансирования государственной программы по источникам финансирования с указанием объемов финансирования, предусмотренных на реализацию региональных проектов, в том числе по годам реализации государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 3555157,6 тыс.руб., из них:
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 3555157,6 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2019 г. - 840882,8 тыс.руб.;
2020 г. - 459699,7 тыс.руб.;
2021 г. - 533416,6 тыс.руб.;
2022 г. - 552149,7 тыс.руб.;
2023 г. - 573435,7 тыс.руб.;
2024 г. - 595573,1 тыс.руб.;
за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб.;
за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб.
Общий объем финансирования, предусмотренный на реализацию региональных проектов в рамках государственной программы составляет 1759224,6 тыс.руб., из них:
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 1759224,6 тыс.руб., в том числе по годам реализации:
2019 г. - 407308,3 тыс.руб.;
2020 г. - 193111,5 тыс.руб.;
2021 г. - 284119,6 тыс.руб.;
2022 г. - 284186,7 тыс.руб.;
2023 г. - 289754,2 тыс.руб.;
2024 г. - 300744,3 тыс.руб.;
за счет средств федерального бюджета - 0,0 тыс.руб.;
за счет внебюджетных средств - 0,0 тыс.руб.

10

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Увеличение доли туризма в ВРП до 6% в 2024 году;
перевод сферы туризма на инновационный путь развития, укрепление роли туризма как драйвера роста экономики Санкт-Петербурга, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;
увеличение социальной роли туризма в развитии Санкт-Петербурга;
достижение необходимого уровня эффективности государственно-правового регулирования сферы туризма;
повышение качества, разнообразия, эффективности и доступности услуг в сфере туризма;
рост внутренних и въездных туристских потоков, включая увеличение числа поездок иностранных граждан в Санкт-Петербург до 4,8 млн. единиц к 2024 году и числа ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения Санкт-Петербурга до 15,5 млн. единиц;
укрепление статуса Санкт-Петербурга как туристской дестинации мирового уровня;
повышение информированности иностранных и российских граждан о возможностях и преимуществах туристско-рекреационного комплекса Санкт-Петербурга

     

1.2. Характеристика текущего состояния сферы туризма Санкт-Петербурга


Государственную политику Санкт-Петербурга в сфере развития туризма КРТ.

Туризм, являясь одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики в мире, для Санкт-Петербурга имеет свою специфику, определяемую историко-культурным наследием Санкт-Петербурга, складывающейся социально-экономической ситуацией, а также влиянием ряда глобальных мегатрендов, меняющих институциональную среду отрасли.

Общий объем туристского потока в Санкт-Петербург ежегодно растет и в 2018 году достиг уровня 8,2 млн. человек, что почти на 9,3% больше показателя 2017 года и больше чем в 2 раза показателя 2005 года. При этом особенно примечателен значительный рост количества прибытий иностранных туристов. В 2018 году их количество составило 3,9 млн. человек, что на 8,3% больше по сравнению с 2017 годом. По численности российских и иностранных туристов, посещающих Российскую Федерацию, Санкт-Петербург уступает только Москве.

Увеличение туристской активности в 2018 году обеспечило рост потребления платных услуг в сфере туризма (услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги турфирм) относительно 2017 года на 30% (28,7 млрд.руб.). Наибольший рост зафиксирован в сегменте предоставления гостиничных услуг - 34%.

В значительной степени такая динамика была обусловлена проведением в Санкт-Петербурге мероприятий Кубка конфедераций FIFA в 2017 году и Чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году (далее - Чемпионат). За месяц проведения Чемпионата город посетило более 1 млн. болельщиков, из которых 65% составили иностранные туристы. По результатам Чемпионата отмечен беспрецедентный рост туристского потребления - расходы туристов составили более 8 млрд.руб., рост расходов иностранных граждан почти в 2 раза превысил показатели аналогичного периода 2017 года.

Прибытие туристов в Санкт-Петербург возможно по нескольким видам точек входа туристского потока. Точками входа туристского потока являются: автовокзалы (автостанции), аэровокзалы, железнодорожные вокзалы, пассажирские остановочные пункты (платформы), морские и речные вокзалы, причалы и пристани, пункты пропуска на государственной границе Российской Федерации.

Из аэропорта "Пулково" полеты по 150 направлениям, среди наиболее востребованных маршрутов такие туристические направления, как Симферополь, Сочи, Калининград, Ларнака, Ираклион, Бургас, Энфидха, Джерба, Монастир, а также Пекин, Барселона, Рига. В 2018 году аэропорт "Пулково" обслужил более 18,1 млн. пассажиров, что на 12,4% превышает результат 2017 года.

В Санкт-Петербурге налажено сообщение с городами Российской Федерации и Европы по железной дороге. В городе действуют 5 железнодорожных вокзалов, обеспечивающих сообщение со всеми крупными городами страны, а благодаря скоростным поездам "Аллегро" и "Сапсан" можно легко и быстро добраться до Хельсинки и до Москвы за 4 часа.

В области водного транспорта на паромных, круизных морских и речных судах наблюдается тенденция увеличения пассажиропотока за счет повышения наполняемости принимаемых в Санкт-Петербурге судов. Современный пассажирский порт Санкт-Петербурга "Морской фасад" - первый и единственный в Северо-Западном регионе Российской Федерации специализированный пассажирский порт. Пассажирооборот указанного порта в 2018 году составил 1091,7 тыс. пассажиров. В 2018 году зафиксирован значительный рост круизного туризма: пассажиропоток круизных и паромных линий вырос на 29% по сравнению с 2017 годом и составил более 970 тыс. человек, из них 90% - это иностранные граждане из США и Европы.

Туристская привлекательность Санкт-Петербурга обусловлена высокой концентрацией музейно-исторических и культурно-зрелищных объектов, вхождением исторического центра Санкт-Петербурга в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Санкт-Петербург был дважды удостоен звания ведущего мирового культурно-туристического направления по версии World Travel Awards в 2017 и 2018 годах.

Однако климатические особенности Санкт-Петербурга, где влияние циклонов Балтийского моря дает жаркое влажное короткое лето и длинную холодную сырую зиму, а на протяжении большей части года преобладают дни с облачной пасмурной погодой, обусловливают ярко выраженную сезонность туристского интереса. Особенно большой поток туристов посещает Северную столицу в период белых ночей, приходящийся на конец мая - середину июля. "Высоким" сезоном в Санкт-Петербурге можно считать срок с мая по октябрь. Количество прибытий иностранных граждан по туристической визе через пограничные пункты пропуска Санкт-Петербурга и Ленинградской области во II и III кварталы почти в семь раз перекрывает количество прибытий в осенне-зимний сезон.

С учетом того, что количество туристов в Санкт-Петербурге уже несколько лет превышает население Санкт-Петербурга, очень большую значимость приобретает государственное регулирование сферы туризма, призванное сбалансировать интересы всех ее субъектов и содействовать максимально эффективному использованию туристских ресурсов в целях социокультурного и экономического развития Санкт-Петербурга.

Туристская функция является системообразующей, оказывая стимулирующее действие и на другие секторы экономики (в том числе транспорт, связь, торговлю), способствуя созданию значительного количества рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и поступлений средств от налогов в казну Санкт-Петербурга и Российской Федерации.

Для систематизации туристских ресурсов, определения степени их востребованности и влияния на экономику Санкт-Петербурга в процесс государственного регулирования отрасли необходимо включать проведение научно-исследовательской работы, маркетинговых и социологических исследований и мероприятия по повышению кадрового потенциала сферы туризма.

Следует отметить, что Санкт-Петербург - первый город в Российской Федерации, применивший программно-целевые методы для развития туризма. После принятия первой долгосрочной программы развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2005-2010 годы количество туристов в Санкт-Петербурге за 10 лет увеличилось на 76% - с 3,7 млн. человек в 2005 году до 6,5 млн. человек в 2015 году, что в настоящее время требует актуализации целей и задач, стоящих перед отраслью.

По состоянию на 01.01.2019 на туристском рынке Санкт-Петербурга осуществляли деятельность 866 туристских операторов, что на 1,5% больше показателя 2017 года. Отмечается тенденция к увеличению доли туроператоров, работающих в сфере внутреннего и въездного туризма. В настоящее время она составляет более 86% от общего числа туристских операторов Санкт-Петербурга.

По состоянию на 01.01.2019 в Санкт-Петербурге классифицировано 1403 коллективных средства размещения, из которых 58,9% присвоена категория "без звезд" (хостелы, мини-отели, апартаменты и пр.); гостиницы категории "три звезды" составляют 23,1%; остальные 18% - гостиницы категорий "пять звезд", "четыре звезды" и "две звезды". Согласно данным Единой межведомственной информационно-статистической системы общий номерной фонд по всем коллективным средствам размещения в Санкт-Петербурге по итогам 2018 года составил 43093 номера общей вместимостью 97669 мест. В 2018 году по сравнению с 2017 годом количество классифицированных коллективных средств размещения увеличилось на 32,4%, номерной фонд - на 11,7%.

Растущий спрос на туристские услуги вызывает не только интерес инвесторов к строительству гостиниц, но и увеличение числа гостиниц, входящих в международные гостиничные сети: Kempinski, ACCOR (бренды Novotel и IBIS), Carlson Rezidor (бренды Radisson и Park Inn), Sokos Hotels, Marriott (бренды Courtyard by Marriott и Renaissance) Starwood (бренд "W"), Four Seasons Hotels & Resorts и целый ряд других.

В 2018 году на рынок гостиничного девелопмента Санкт-Петербурга вышли три международных бренда: Holiday Inn Express (4 звезды, 244 номера), MEININGER (три звезды, 158 номеров), So/Sofitel (пять звезд, 137 номеров). Международные операторы AccorHotels и Carlson Rezidor Hotel Group также анонсировали новые проекты (Mercure, четыре звезды, 151 номер, и Radisson Blue Aurora, четыре звезды, 135 номеров), которые будут реализованы не ранее 2020 года.

Необходимо отметить, что отели Санкт-Петербурга заслуженно являются лучшими как в Российской Федерации, так и за рубежом - по версии престижной Европейской премии World Travel Awards 2018 года Radisson Royal Hotel был признан лучшим историческим отелем Европы. В Российской Федерации Lotte Hotel был признан лучшим отелем страны, Corinthia Hotel получил сразу три награды: лучший бизнес-отель и лучший конференц-отель, номер Royal Suite от Corinthia Hotel получил награду как лучший гостиничный номер Российской Федерации.

Перспективным направлением совершенствования гостиничной индустрии Санкт-Петербурга является развитие гостиниц премиум-класса, гостиниц среднего ценового сегмента и хостелов, работающих по международным стандартам сервиса.

Кроме того, в связи с развитием индивидуального, прежде всего молодежного и семейного, видов туризма актуально развитие относительно нового для Санкт-Петербурга и Российской Федерации сектора индустрии гостеприимства - автокемпингов.

Уникальное географическое положение Санкт-Петербурга позволяет также развивать сеть плавучих гостиниц - аквателей, ботелей, хостелов на воде.

Для наиболее полной и равномерной загрузки номерного фонда гостиниц Санкт-Петербурга, а также в целях роста и перераспределения туристских потоков требуется обеспечить диверсификацию туристского предложения, развивая как традиционные для Санкт-Петербурга виды туризма - культурно-познавательный, водный, событийный и деловой, так и новые - медицинский туризм, социальный туризм, авиатуризм, автотуризм, заинтересованность в которых диктуется мировыми тенденциями в отрасли и туристским потенциалом Санкт-Петербурга.

Для поддержания интереса к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга требуется создание новых пешеходных территорий и маршрутов, включающих объекты отечественной и мировой науки, памятники промышленной архитектуры, объекты ландшафтной архитектуры, исторические курортные зоны и другие объекты, разработка и реализация маркетинговых мероприятий по продвижению пешеходных, трамвайных, каретных, водных и вертолетных экскурсий в Санкт-Петербурге, а также водных экскурсионных маршрутов, включая систему оборонительных фортов Кронштадта. Кроме того, необходимо развитие и продвижение Санкт-Петербурга не только как самостоятельного туристского направления, но и как одного из ключевых элементов межрегионального туристского проекта "Серебряное ожерелье России", объединяющего туристский потенциал регионов Северо-Западного федерального округа.

Необходима планомерная работа по продвижению Санкт-Петербурга на чрезвычайно конкурентном круизном рынке, которая требует эффективного использования мощностей акционерного общества "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад", а также реконструкции портовой инфраструктуры для приема пассажирских судов и грузопассажирских паромов на набережных р.Невы и Морском вокзале Васильевского острова. Привлекательным для Санкт-Петербурга представляется яхтенный туризм как один из наиболее динамично развивающихся и прибыльных видов туризма во всем мире. Главное препятствие для развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге заключается в отсутствии развитой и доступной инфраструктуры для приема и обслуживания яхт и разработанного законодательства для яхтенного туризма как направления водного туризма в Российской Федерации.

Санкт-Петербург, в котором функционируют всемирно известные медицинские школы по кардиологии и онкологии, присутствуют современные центры медицинской помощи и четыре клиники, имеющие международную сертификацию (ISO), может стать лидером внутреннего медицинского туризма в Российской Федерации по ряду направлений (кардиохирургия, онкология, репродуктология и травматология). Для достижения указанной цели необходимо обеспечить четкое позиционирование Санкт-Петербурга на рынке медицинского туризма и формирование пакетов предложений по данным видам медицинской помощи.

Учитывая наличие устойчивого спроса на услуги объектов санаторно-курортного хозяйства и инфраструктуры отдыха, спорта и развлечений, целесообразно совместно с Правительством Ленинградской области разработать меры экономического стимулирования данных видов услуг, которые должны предусматривать поддержку курортов с развитой инфраструктурой.

Расширение туристского предложения, обеспечение роста качества и конкурентоспособности туристских продуктов требуют обновления инфраструктуры сферы туризма, ее соответствия современным требованиям, в числе которых доступность объектов туризма для маломобильных групп населения, их оснащенность IT-оборудованием, системами безопасности и контроля доступа.

Важнейшей задачей развития инфраструктуры туризма является модернизация пунктов прибытия: речной пассажирский терминал, грузопассажирский паромный комплекс, автомобильные переходы государственной границы и автодороги.

Необходимо принятие стимулирующих мер по развитию инфраструктуры туризма со снижением платы за подключение к инженерным сетям, земельных платежей, субсидированием процентных ставок, юридической и инженерной подготовкой территорий для строительства объектов туристской инфраструктуры.

Отдельного внимания при реализации мероприятий по развитию туристской инфраструктуры требуют вопросы увеличения количества и совершенствования объектов, обслуживающих потребности деловых туристов и конгрессно-выставочных мероприятий.

В целях развития конгрессно-выставочного потенциала Санкт-Петербурга и его продвижения как деловой дестинации мирового уровня осуществляет свою деятельность ГБУ "КВБ".

По данным мониторинга, проведенного ГБУ "КВБ", по состоянию на конец 2018 года в Санкт-Петербурге насчитывалось около 200 объектов, обладающих инфраструктурой (площадками с соответствующим техническим обеспечением) для проведения деловых мероприятий, в том числе семь конгрессно-выставочных комплексов, 111 средств размещения (конгресс-отели). Значительная часть конференций, симпозиумов и форумов проводится на неспециализированных площадках, в том числе в отелях (44%), дворцах и музеях (25%), научных и учебных заведениях (14%), а также в торговых и бизнес-центрах, концертных залах, спортивно-концертных комплексах.

Деловой туризм способен значительно повлиять на решение проблемы сезонности туристского потока, поскольку деловые мероприятия в основном проводятся в межсезонье. Пиковыми сезонами для организации выставок являются периоды с марта по май и с сентября по ноябрь.

Санкт-Петербург занимает второе место в Российской Федерации по объему конгрессно-выставочного рынка: ежегодно в Санкт-Петербурге проводится около 300 конгрессно-выставочных мероприятий с участием свыше 100 делегатов. Ежегодно отмечается устойчивая тенденция увеличения количества конгрессных мероприятий, что объясняется в том числе тем, что ряд выставок переходит в конференционный формат проведения.

В Санкт-Петербурге проводятся крупные международные конгрессные мероприятия: Петербургский международный экономический форум, Санкт-Петербургский международный культурный форум, Петербургский международный юридический форум, Международный финансовый конгресс, организаторами которых выступают федеральные органы исполнительной власти.

В целях увеличения прямого дохода от пребывания в Санкт-Петербурге деловых туристов, принимающих участие в крупных международных деловых конгрессно-выставочных мероприятиях, необходимо стимулировать вовлечение местных компаний (профессиональных операторов рынка) в качестве субподрядчиков и исполнителей при проведении крупномасштабных конгрессных проектов на территории Санкт-Петербурга и инициировать организацию указанных проектов.

Особая роль в повышении востребованности Санкт-Петербурга как туристской дестинации возлагается на реализацию комплекса маркетинговых мероприятий, включающих обеспечение участия Санкт-Петербурга в международных туристских выставках в Российской Федерации и за рубежом, подготовку и проведение презентационных мероприятий туристского потенциала Санкт-Петербурга в городах и странах, имеющих приоритетное значение для привлечения туристов в Санкт-Петербург, организацию информационно-ознакомительных визитов иностранных и российских журналистов и туроператоров, размещение информации о Санкт-Петербурге в российских и иностранных средствах массовой информации, а также имиджевой информации о Санкт-Петербурге на наружных носителях, расположенных в крупных российских и зарубежных городах.

Планомерному ведению работы, направленной на продвижение туристского продукта Санкт-Петербурга на международном и российском туристских рынках, создание комфортной информационной среды для гостей и жителей Санкт-Петербурга, интеграцию новейших информационных технологий в различные области туристской индустрии на территории Санкт-Петербурга, способствует деятельность ГБУ "ГТИБ". В 2016 году ГБУ "ГТИБ" было признано лучшим туристско-информационным центром в Российской Федерации. В 2017-2018 годах ГБУ "ГТИБ" было удостоено дипломов и сертификатов за активное участие в региональных и международных выставках "Ворота Севера", "ЮГРА Тур", "ИНТУРМАРКЕТ", "Байкал Тур", "MITT" (Москва), "In Tour Expo" (Ереван, Республика Армения) и других.

В 2018 году специалисты ГБУ "ГТИБ" предоставили информацию более чем 209 тыс. индивидуальных посетителей, из них - 108,9 тыс. иностранцев. Регулярно обновляемая информационная база содержит сведения обо всем, что может заинтересовать гостей и жителей Санкт-Петербурга. Благодаря деятельности ГБУ "ГТИБ" повышается узнаваемость символики Санкт-Петербурга и укрепляется положительный имидж дестинации как безопасного, комфортного и гостеприимного города.

ГБУ "ГТИБ" обеспечивает функционирование 12 информационных офисов и павильонов. В рамках Программы подготовки Санкт-Петербурга к проведению в 2018 году Чемпионата мира по футболу на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2014 N 233, был открыт мобильный туристско-информационный офис-прицеп, установлены 11 сенсорных терминалов на транспортных узлах Санкт-Петербурга: на железнодорожных вокзалах, в зоне прибытия аэропорта "Пулково", в пассажирском порту Санкт-Петербурга "Морской фасад" (далее - порт). В высокий туристический сезон с мая по сентябрь работает мобильная информационная служба "Ask me SPb/Я знаю город".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»