Недействующий

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 апреля 2016 года N СА-4-18/6552@

О порядке представления документов для выбора СРО и согласования проекта решения

____________________________________________________________________
Не применяется на основании
письма ФНС России от 6 июня 2017 года N СА-4-18/10682@
____________________________________________________________________



В целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 и Приказа ФНС России от 13.12.2013 N ММВ-7-8/594@, совершенствования механизма инициирования уполномоченным органом дел о банкротстве и повышения эффективности процедур банкротства, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

1. На уровне центрального аппарата ФНС России в отношении должников всех групп и категорий осуществляется согласование смены саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - СРО) в делах о банкротстве в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, а также выбор СРО для указания в заявлении уполномоченного органа при подаче заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом).

2. Письма Управлений ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) об инициировании уполномоченным органом процедуры банкротства представляются в Управление обеспечения процедур банкротства по всем должникам (на выбор СРО и/или согласование проектов решений о подаче в арбитражный суд заявлений о признании должников банкротами), в отношении которых истек 30-дневный срок с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника (за исключением должников, по которым принято решение об отложении подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также за исключением особой категории должников) один раз в месяц, по состоянию на первое число месяца, в первую неделю месяца по графику направления, согласно Приложению N 1 к настоящему письму.

В случае получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов (их территориальных органов), выступающих кредиторами должника, о наличии задолженности по обязательным платежам или денежным обязательствам перед Российской Федерацией, материалы на выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих и/или согласование проекта решения о подаче должны быть представлены в центральный аппарат ФНС России до истечения 10 дней с даты получений данных уведомлений.

Письма Управлений об инициировании уполномоченным органом процедуры банкротства в отношении особой категории должников представляются в Управление обеспечения процедур банкротства в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника.

Для целей применения настоящего письма под особой категорией должников следует понимать:

- налогоплательщиков, задолженность которых образовалась по результатам налоговой проверки, в соответствии с письмом ФНС России от 20.02.2016 N ЕД-5-2/252дсп@;

- налогоплательщиков, налоговые обязательства которых превышают либо по итогам проводимой налоговой проверки могут превысить 100 млн. рублей, в случае если активов, свободных от обременения в виде обеспечения исполнения обязательств, заведомо недостаточно для покрытия налоговых обязательств;

- налогоплательщиков нефтяной, газовой, металлургической, химической, алкогольной отраслей; с видом экономической деятельности в области добычи и производства золота, изделий из золота, при наличии налоговых обязательств в размере, превышающем 300 млн. рублей;

- резидентов территорий (свободных, специальных, особых экономических зон), где действует специальный режим деятельности, в том числе в части налогообложения, при наличии налоговых обязательств в размере, превышающем 50 млн. рублей;

- иных значимых с точки зрения поступлений в бюджет налогоплательщиков, в отношении активов которых имеются судебные споры о взыскании, где истцом выступает кредитор с суммой задолженности свыше 10 млн. рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга - 50 млн. рублей), и/или опубликовано уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

В случае централизации на уровне Управления функций по обеспечению процедур банкротства указанная информация незамедлительно передается инспекциями на уровень Управления.

3. При подготовке материалов для инициирования процедур банкротства с соблюдением сроков, установленных пунктом 2 Порядка, утвержденного постановлением правительства РФ от 29.05.2004 N 257, и пунктом 2 настоящего письма, территориальным налоговым органам в первую очередь необходимо руководствоваться задачей по обеспечению поступления денежных средств в бюджет в результате погашения налогоплательщиком задолженности после принятия уполномоченным органом решения о подаче заявления либо в ходе дела о банкротстве, как в добровольном порядке, так и за счет пополнения конкурсной массы в процедуре банкротства.

По результатам всестороннего анализа имущественного состояния как должника, так и его контролирующих лиц, дебиторов и лиц, с которыми заключены возможные к оспариванию в пользу должника сделки; финансово-хозяйственной деятельности должника; схемы товарных и денежных потоков, схемы владения и управления должником, территориальные налоговые органы должны определить суммы гарантированных поступлений в конкурсную массу и установить экономическую целесообразность введения процедуры банкротства. При анализе также необходимо учитывать обязательства должника перед иными кредиторами, в том числе кредитными организациями, и наличие обеспечения таких обязательств, в том числе залогового имущества.

Подготовка данных материалов должна вестись заблаговременно:

- в отношении налогоплательщиков, задолженность которых образовалась по результатам контрольных мероприятий - в соответствии с письмом ФНС России от 20.02.2016 N ЕД-5-2/252дсп@ (в том числе по камеральной налоговой проверке, с момента выявления в ходе проверки и до оформления ее результатов, нарушений, которые могут повлечь возникновение задолженности в размере, достаточном для инициирования процедуры банкротства);

- в отношении иных лиц, с момента неисполнения требования об уплате налога и сбора - если исходя из суммы неуплаченного в срок налога, общего состояния платежной дисциплины налогоплательщика и иных известных налоговому органу обстоятельств возможно возникновение признаков банкротства данного лица.

В случае централизации на уровне Управления функций по обеспечению процедур банкротства указанная информация незамедлительно передается инспекциями на уровень Управления.

Примерная последовательность действий и порядка принятия управленческих решений уполномоченным органом приведена в Приложении N 2 (блок-схема).

4. В случаях если должники отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и отсутствует возможность взыскания задолженности (что должно быть подтверждено результатами исполнительного производства), в том числе в процедуре банкротства, что должно быть подтверждено результатами анализа, произведенного в соответствии с пунктом 3 настоящего письма, оформленным в форме Заключения об отсутствии возможности взыскания задолженности в процедуре банкротства (Приложение N 5 к настоящему письму), территориальные налоговые органы осуществляют процедуру, предусмотренную ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с осуществлением привлечения руководителя должника к административной ответственности в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении отсутствующих должников, не удовлетворяющих требованиям статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не обладающих активами и иными источниками пополнения конкурсной массы, территориальным органам необходимо принимать решение об отложении подачи заявления на срок до 1,5 лет, независимо от суммы их задолженности перед Российской Федерацией, в соответствии с подпунктом г) пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257.

В период действия решения об отложении подачи, налоговые органы осуществляют контроль погашения задолженности, с одновременным осуществлением привлечения руководителя должника к административной ответственности в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в случае непогашения должником задолженности в течение срока, на который уполномоченным органом принято решение об отложении подачи, материалы для инициирования в отношении такого должника процедуры банкротства, должны быть представлены в ФНС России с соблюдением требований настоящего письма в течение пяти рабочих дней с момента истечения срока отложения (за исключением случаев, если в отношении должника принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта).

5. Согласование проектов решений о подаче в арбитражный суд заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России в случае если выбор СРО по ним осуществляется из:

- федерального списка СРО - должники 1 группы, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий,

- регионального списка СРО - действующие должники 2 группы,

- регионального списка СРО - только те действующие должники 3 группы, которые отвечают хотя бы одному из следующих критериев:

1) в состав задолженности которых вошли суммы доначислений по выездной налоговой проверке в размере более 10 млн. рублей (для Санкт-Петербурга и Москвы - свыше 50 млн. рублей),

2) в отношении которых планируются суммы доначислений по выездной налоговой проверке в размере более 10 млн. рублей (для Санкт-Петербурга и Москвы - свыше 50 млн. рублей),

3) балансовые активы должника за один любой год из последних 3 лет, предшествующих дате направления материалов, составляли свыше 100 млн. рублей.

По иным должникам - юридическим лицам решения о подаче в арбитражный суд заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами), основанные на всестороннем анализе имущественного состояния, финансово-хозяйственной деятельности должника и обеспечивающие поступления в бюджет в результате погашения задолженности в добровольном либо в судебном порядке по факту инициирования процедуры банкротства в соответствии с пунктом 3 настоящего письма, принимаются Управлениями, материалы по ним представляются только для осуществления выбора СРО.

При этом, в случае установления невозможности пополнения конкурсной массы должника, материалы направляются Управлениями только для выбора СРО, с указанием применения к ним положений статьи 230 Закона о банкротстве.

В этом случае в заявлении уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) в обязательном порядке указывается на невозможность финансирования процедуры банкротства из средств федерального бюджета и отсутствие возможности покрытия судебных расходов в связи с делом о банкротстве. В случае введения по таким заявлениям процедуры банкротства, информация по делам представляется Управлениями в центральный аппарат ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@, как в отношении дел, имеющих значение для формирования судебной практики.

В случае возврата ФНС России материалов на доработку, Управлениям необходимо в двухнедельный срок с момента получения такого письма, устранить выявленные нарушения и недочеты и представить доработанный в соответствии с требованиями данного письма проект решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом на согласование.

6. Приложение N 3 к настоящему письму представляется Управлениями при направлении в центральный аппарат материалов для смены СРО, выбора СРО и/или согласования проектов решений, порядок заполнения данного приложения регламентирован Приложением N 4.

Кроме того, Управлениями при направлении писем о согласовании центральным аппаратом проектов решений о подаче заявлений, в отношении каждого должника должны быть представлены Заключения Управления о возможности взыскания задолженности в процедуре банкротства, оформленные отдельным документом и подписанные руководителем (заместителем руководителя) Управления по форме, согласно Приложению N 5, а также проекты решений о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

Приложение N 6 "Краткая информация о банкротстве юридического лица" к настоящему письму здесь и для всех ссылок в письмах ФНС России заменяет ранее действовавшее приложение N 2 к письму ФНС России от 08.10.2015 N СА-4-18/17552@, и подлежит представлению Управлениями при направлении на согласование материалов и позиций, установленных приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@.

При формировании регистрационной карточки Lotus в строке "Краткое содержание" необходимо указывать суть направления материалов - "СОГЛАСОВАНИЕ проекта решения и выбор СРО - группа N...", "ТОЛЬКО ВЫБОР СРО - группа N ..." или "СМЕНА СРО - группа N..." соответственно.

При формировании регистрационной карточки Lotus по особой категории должников в строке "Краткое содержание" необходимо указывать "СОГЛАСОВАНИЕ проекта решения и выбор СРО по особой категории должников, группа N ...".

После получения письма ФНС России о согласовании проекта решения налоговый орган принимает решение о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в течение 3-х рабочих дней.

С момента получения настоящего письма положения писем ФНС России от 27.11.2013 N СА-4-14/21159@, от 08.10.2015 N СА-4-18/17552@, от 22.12.2015 N СА-4-18/22465@, за исключением Приложения N 3 (перечень представляемых документов) и специальной части о стратегических предприятиях и организациях, направляемых на согласование в Управление урегулирования задолженности ФНС России, применению не подлежат.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.А.Аракелов



Приложение N 1



График представления писем управлений ФНС России по субъекту РФ для осуществления центральным аппаратом ФНС России выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих и согласования проекта решения о подаче в Арбитражный суд заявления о признании должника банкротом



1. Понедельник - Центральный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ.

2. Вторник - Приволжский федеральный округ.

3. Среда - Уральский федеральный округ и Дальневосточный федеральный округ.

4. Четверг - Северо-Западный федеральный округ.

5. Пятница - Южный федеральный округ и Сибирский федеральный округ

Приложение N 2




Приложение N 3



Данные о проектах решений по подаче заявлений уполномоченного органа в Арбитражный суд о признании должников банкротами, выборе СРО, смене СРО, представляемые на согласование в ФНС России


N п/п

Сумма задолженности, вошедшая в решение о подаче и основания возникновения задолженности

Сведения о постановлениях налогового органа о взыскании за счет имущества (ст. 47 НК РФ), суммы по которым вошли в решение о подаче

Дата

Вх. N

Наиме-
нование субъек-
та РФ

Наиме-
нование должни-
ка

ИНН

Группа и категория должника

Действу-
ющий или отсутст-
вующий

Вид деятель-
ности (факти-
ческий)

Дата последней операции по счету/
счетам

Дата представ-
ления последней налоговой

Дата представ-
ления последней бухгалтер-

Сведения о руководителе и учредителях (участниках) должника

Продол-
жение таблицы

Общая сумма

Основание возникновения задолженности

Дата

Номер

Сумма

не запол-
няется террито-

Группа по Приказу Минэко-

Группа по Приказу ФНС России

Уровень контроля по Приказу

Категория должника

долж-
ник

должника

отчетности

ской отчетности

Сведения о руководителе должника

Сведения об учредителях (участниках) должника

Декла-
рации, решения по проверке, уведом-
ления ФОИВ (согласно порядку запол-
нения)

Сумма

риальными налоговыми органами

номраз-
вития от 19.10.2007 N 351

от 03.10.2012 N ММВ-7-
8/663@

ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-
8/663@

Градо-
образу-
ющая органи-
зация, субъект естествен-
ной монополии, сельско-
хозяйст-
венная

Ф.И.О. руково-
дителя, ИНН, сведения об имуществе физ. лица

Данные об участии в других юриди-
ческих лицах

Ф.И.О. (Наиме-
нование) учреди-
телей, (участ-
ников), ИНН, доля в уставном капитале

Сведения об активах учреди-
телей (участни-
ков)

млн.руб.

Наимено-
вание налога, отчетный период; решение по проверке, дата решения; наиме-
нование ФОИВ, предста-
вившего уведом-
ление, входящая дата

млн.руб.

ДД.ММ.ГГГГ

N ___

ДД.ММ.ГГГГ

1/2/3/4

1/2/3

1/2/3

органи-
зация, финан-
совая органи-
зация, органи-
зация алкоголь-
ной отрасли, органи-
зация оборонно-
промыш-
ленного комплекса, страте-
гическое предпри-
ятие или органи-
зация, застрой-
щик

ДД/ОД (227 по 1 группе/230 по всем группам)

Наиме-
нование

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ

Ф.И.О., ИНН ____, квартира, а/т средство, земельный участок, жилой дом, строение и т.д.

(Наиме-
нование, ИНН юр. лица)

Ф.И.О. (Наиме-
нование), ИНН ___, - ___ %

Учреди-
тель/
участник _____ - имеет следу-
ющие активы ____

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согла-
совании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполняется только при смене СРО

заполняется только при смене СРО

заполня-
ется только при согла-
совании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

запол-
няется только при согласо-
вании проекта решения

запол-
няется только при согласо-
вании проекта решения

запол-
няется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

Сведения о ходе исполнительного производства по взысканию задолженности, отраженной в решении уполномоченного органа о подаче заявления

Сведения по данным последнего представленного должником бухгалтерского баланса

Балансовые активы свыше 100 млн.руб. за один любой год из

Сведения об имуществе должника по состоянию на текущую дату

Обособленные подразделения должника

Дата, номер постанов-
ления о

Реквизиты акта описи и ареста

Сведения о проведен-
ной оценке

Реквизиты постанов-
ления о

Общий размер активов

Балан-
совая стоимость

Размер дебитор-
ской

Размер креди-
торской

последних 3 лет, предшествующих дате направления материалов

Краткий перечень основных

в том числе, находящемся в залоге

Наиме-
нование, ИНН

Сведения об активах обособ-

Сведения о размере задолжен-

возбуж-
дении исполни-
тельного производ-
ства, наимено-
вание террито-
риального подразде-
ления службы судебных приставов

имущества, наиме-
нование аресто-
ванного имущества, примерная стоимость

(реквизиты постанов-
ления об оценке, рыночная стоимость имущества с указанием объектов оценки)

передаче имущества должника на реали-
зацию и сведения о ходе реализа-
ции имущества

основных средств

задолжен-
ности

задолжен-
ности

Отчетный период

Размер активов

средств

(согласно сведениям, размещенным на ЕФРСБ, по данным системы СПАРК, полученным в ходе анализа картотеки арбитражных дел или из иных источников)

ленных подраз-
делений

ности обособ-
ленных подраз-
делений перед бюджетом

ДД.ММ.ГГГГ, N ____-ИП, РОСП _____

Акт от ____, 1) ____ на ____ рублей

Постанов-
ление от ____ N ____, рыночная стоимость объекта ____ - ______ рублей

Постанов-
ление от ____ N ____. Публи-
кация ____, торги ____. Резуль-
таты торгов ___

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

за ____ год

млн.руб.

Вид имущества, количество объектов, кадастровая стоимость, дата выпуска, марка и модель транспорт-
ного средства

Наимено-
вание имущества, наименование залогодер-
жателя

млн.руб.

млн.руб.

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

заполняется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполня-
ется только при согласо-
вании проекта решения

заполняется только при согласо-
вании проекта решения и смене СРО

заполняется только при согласовании проекта решения и смене СРО

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»