Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 9 февраля 2011 года N ММВ-7-7/147@
Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах
(с изменениями на 4 сентября 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 14 октября 2016 года N ММВ-7-18/560@
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФНС России от 4 сентября 2014 года N ММВ-7-7/458@.
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности защиты интересов налоговых органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, усиления ответственности должностных лиц налоговых органов за результаты работы по представлению интересов в судах, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы
приказываю:
1. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов в судах первой, апелляционной инстанций, кассационной инстанции арбитражного суда округа, кассационной инстанции Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и надзорной инстанции, за направлением в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Верховный Суд Российской Федерации законных и подтвержденных доказательствами заявлений, отзывов, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 4 сентября 2014 года N ММВ-7-7/458@. - См. предыдущую редакцию)
При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных и надзорных жалоб учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, решения Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющие свое действие постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, постановления Верховного Суда Российской Федерации, а также информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, судебные акты арбитражных судов округов и Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 4 сентября 2014 года N ММВ-7-7/458@. - См. предыдущую редакцию)
Решение налогового органа о необжаловании судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном производстве принимается путем согласования руководителем соответствующего налогового органа докладной записки начальника юридического отдела налогового органа. Докладная записка должна содержать аргументированную позицию налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику.
2. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня обеспечить представление в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации материалов судебных дел и процессуальных документов по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (начальникам территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по г.Москве, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Московской области, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей).
Представлению подлежат материалы судебных дел независимо от того, в каких судах (арбитражных либо судах общей юрисдикции) рассматривается дело и вне зависимости от уровня соответствующей инстанции, кто является инициатором обращения в суд - налогоплательщики (налоговые агенты, иные лица) либо налоговые органы (другие государственные органы) и кто является стороной по делу - юридические, физические лица или индивидуальные предприниматели.
Представлению подлежат материалы судебных дел вне зависимости от того, каким образом сформулирован предмет требований, в том числе подлежат представлению материалы дел по заявлениям (исковым заявлениям): о признании недействительными (незаконными) решений (требований, иных актов ненормативного характера) налоговых органов; об обязании возместить суммы налога на добавленную стоимость; об обязании возвратить (зачесть) суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов; об уплате процентов за нарушение сроков, предусмотренных действующим законодательством; о признании исполненной обязанности по уплате налогов; о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц налоговых органов; о взыскании убытков; по другим категориям судебных дел.
При определении размера исковых требований подлежат учету суммовые показатели, заявленные в исковых требованиях, в том числе: суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, доначисленные (уменьшенные) по решению налогового органа; суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, указанные в требовании налогового органа (в случае, когда требование налогового органа является предметом отдельного иска); суммы налога на добавленную стоимость, в отношении которых заявлено требование об обязании налоговых органов возместить (возвратить, зачесть); суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов (сборов, иных платежей), в отношении которых заявлено требование о возврате (зачете); суммы заявленных к возврату процентов за нарушение установленных законодательством сроков; суммы налогов (сборов), в отношении которых рассматривается вопрос о признании обязанности по уплате налогов (сборов) исполненной, суммы уменьшенных убытков по налогу на прибыль.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 4 сентября 2014 года N ММВ-7-7/458@. - См. предыдущую редакцию)
3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:
контроль за эффективностью представления в судах интересов налоговых органов в виде проверки наличия доказательств, правовых оснований, допустимости доказательств, а при необходимости в виде обеспечения правового сопровождения по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по г.Москве, Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей);
обязательное участие специалистов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу - по оспариваемым суммам требований свыше 50 миллионов рублей, руководителю Управления ФНС России по г.Москве - по оспариваемым суммам требований свыше 100 миллионов рублей);
правовое сопровождение и участие по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;
представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам, в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;
надлежащую подготовку процессуальных документов, жалоб и отзывов к ним в строгом соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
(Абзац дополнительно включен приказом ФНС России от 4 сентября 2014 года N ММВ-7-7/458@)
4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации о судебных делах и материалов судебных дел по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 200 миллионов рублей, а руководителю Управления ФНС России по г.Москве и начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам - по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 300 миллионов рублей.
Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению строго по установленной форме (приложение к настоящему Приказу). Материалы судебного дела направляются с сопроводительным письмом, содержащим указанную информацию.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 4 сентября 2014 года N ММВ-7-7/458@. - См. предыдущую редакцию)
Из материалов судебных дел представлению при первоначальном направлении информации по спору подлежат: копии оспариваемых ненормативных правовых актов налогового органа, заявлений (исковых заявлений). При последующем направлении представлению подлежит объективная на дату направления информация по рассматриваемому спору по установленной настоящим приказом форме, а также определения судов по судебным делам, судебные акты по делу. При необходимости в отношении конкретных дел устанавливается детальный состав представляемой информации и прилагаемых материалов, порядок их представления.
Информация по судебному спору по установленной форме предоставляется инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного и межрегионального уровня не позднее трех рабочих дней от наиболее ранней из следующих дат: дата поступления в налоговый орган определения о принятии дела к производству (повестки о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции) или дата поступления в налоговый орган искового заявления; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации от инспекций ФНС России.
Копии документов, исходящих не от налогового органа (суды, налогоплательщики, иные органы и лица), должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов в налоговый орган; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации и материалов от инспекций ФНС России. Копии документов, исходящих от налогового органа, должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней после составления и присвоения исходящего номера документу; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов от инспекций ФНС России.
Документы, касающиеся проведения судебного заседания, до начала которого остается менее пяти рабочих дней, в обязательном порядке должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться инспекциями ФНС России по факсу в адрес юридических отделов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться по факсу в Правовое управление.
Днем поступления в налоговый орган информации о дате очередного судебного заседания является наиболее ранняя из следующих дат: день поступления в налоговый орган процессуального документа, содержащего сведения о дате судебного заседания, либо день проведения судебного заседания, в котором объявлена дата следующего судебного заседания, доведенная до сведения представителя налогового органа, участвовавшего в судебном заседании, либо день уведомления налогового органа о дате судебного заседания по факсу или телефонограммой.
5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам, в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, - вне зависимости от суммы заявленных требований.
Информация по спору подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 настоящего приказа.
Начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечить представление в Правовое управление ФНС России информации и документов по судебным делам, в случае наличия спора, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, - вне зависимости от суммы заявленных требований.
(Абзац дополнительно включен приказом ФНС России от 4 сентября 2014 года N ММВ-7-7/458@)
6. В целях эффективного взаимодействия инспекций ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и Федеральной налоговой службы при рассмотрении дел в Верховном Суде Российской Федерации инспекциями ФНС России при наличии оснований для обжалования судебных актов в кассационную инстанцию Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, подлежат представлению на согласование проекты кассационных жалоб в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и проекты надзорных жалоб в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации.
Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам при наличии оснований для обжалования судебных актов в кассационную инстанцию Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, проекты согласованных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации жалоб подлежат представлению не менее чем за месяц до окончания срока подачи кассационной или надзорной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации на согласование в Правовое управление ФНС России с приложением в обязательном порядке материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных жалоб и кассационных жалоб, направленных в арбитражные суды округов, судебных актов (решений, постановлений, определений)).
Несогласованные ФНС России проекты жалоб не подлежат направлению в кассационную инстанцию Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию.
Направление в Правовое управление ФНС России проектов кассационных жалоб в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации и надзорных жалоб осуществляется при наличии оснований, предусмотренных статьями 291.11 и 308.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соответственно, по судебным актам судов общей юрисдикции - статьей 391.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в случае наличия противоречивой судебной практики по обжалуемому судебному акту.
В Правовое управление ФНС России наряду с проектом жалобы направляются заключения начальника юридического (правового) отдела Инспекции и начальника юридического (правового) отдела управления ФНС России по субъекту Российской Федерации с указанием оснований для обжалования, наличия противоречивой судебной практики на уровне не ниже постановлений кассационной инстанции, принятых федеральными судами округов и Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации с указанием на номера конкретных дел или указание об отсутствии таковой.
Руководители (исполняющие обязанности руководителей) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальники межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам несут персональную ответственность по направлению жалоб в части наличия оснований для пересмотра судебных актов.
При направлении в Правовое управление ФНС России проектов жалоб, налоговыми органами в сопроводительном письме в обязательном порядке указывается причина и правовое обоснование необходимости обжалования принятых судебных актов.
Подлежат обязательному представлению инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление ФНС России) копии определений о передаче дела в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, решений налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) процессуального документа (определения или иного документа) в инспекцию вне зависимости от суммы исковых требований по соответствующему делу. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны представляться в Правовое управление не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.
Подлежат обязательному представлению межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации в Правовое управление ФНС России проекты отзывов в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации и в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта в порядке надзора в срок не более 7 рабочих дней со дня поступления в налоговый орган кассационной или надзорной жалобы.
Информация о дате рассмотрения, а также документы, касающиеся судебного дела, находящегося в стадии кассационного производства в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и надзорного производства, которые поступают в налоговый орган после получения определения о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебных актов в порядке надзора, направляются инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление ФНС России) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) соответствующего документа. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данная информация и документы должны представляться в Правовое управление ФНС России не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом ФНС России от 4 сентября 2014 года N ММВ-7-7/458@. - См. предыдущую редакцию)
7. Правовому управлению (О.В.Овчар) по получении информации, указанной в пунктах 4, 5 и 6 настоящего приказа, обеспечить:
контроль за эффективностью представления интересов налоговых органов в судах налоговыми органами;
при необходимости правовое сопровождение судебных дел и участие специалистов Правового управления и других управлений центрального аппарата ФНС России при рассмотрении дел в судах.
8. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 31.03.2008 N ММ-3-7/129@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах".
9. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А.Аракелова.
Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"