ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 31 декабря 2020 года N 3684-р

Программе фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)]

(с изменениями на 21 апреля 2022 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 года N 966-р.

____________________________________________________________________



Утвердить прилагаемую Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы).



Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 года N 3684-р

     

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)

(с изменениями на 21 апреля 2022 года)

Паспорт Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)


Наименование Программы

-

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)

Основание для
разработки Программы

-

Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Координатор Программы

-

федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук"

Исполнители Программы

-

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
Министерство здравоохранения Российской Федерации;
Министерство просвещения Российской Федерации;
Министерство культуры Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
Управление делами Президента Российской Федерации;
федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук";

федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт";
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации";
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет";
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова";
федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований";
Российский научный фонд

Участники Программы

-

федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия архитектуры и строительных наук", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия образования", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия художеств" (далее - государственные академии наук) и другие субъекты научной и научно-технической деятельности, участвующие в реализации фундаментальных и поисковых научных исследований и (или) непосредственно занятые в проведении фундаментальных и поисковых научных исследований за счет средств федерального бюджета

Цель Программы

-

получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы, необходимых для устойчивого научно-технологического, социально-
экономического и культурного развития страны, укрепления ее национальной безопасности и обеспечения научного лидерства в определении мировой научной повестки на долгосрочный период

Задачи Программы

-

формирование эффективной системы управления фундаментальными и поисковыми научными исследованиями, обеспечивающей повышение результативности, значимости и востребованности полученных результатов научных исследований для развития национальной экономики и общества;
создание условий для свободного научного творчества с учетом возможности для научных организаций, исследовательских коллективов и других участников исследований выбирать и сочетать направления исследований и формы взаимодействия при решении исследовательских задач с целью реализации и развития интеллектуального потенциала российской науки;
обеспечение механизмов справедливой конкуренции при использовании государственных инфраструктурных, финансовых и нефинансовых ресурсов наиболее результативными научными организациями, исследовательскими коллективами и отдельными исследователями;

повышение ответственности исполнителей и участников Программы за результативность, значимость и востребованность полученных результатов фундаментальных и поисковых научных исследований для развития национальной экономики и общества;
обеспечение своевременного распознавания возникающих больших вызовов и формирование приоритетов в рамках научных исследований для ответа на такие вызовы, в том числе совместно с международным научным сообществом;
создание научно-технического задела, реализуемого в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства;
обеспечение эффективного и взаимовыгодного международного научно-технологического сотрудничества в целях повышения роли российской науки в мире и привлечения иностранных партнеров к участию в проведении научных исследований в Российской Федерации;
распространение научных знаний, популяризация достижений фундаментальной науки в обществе и повышение престижа науки в стране

Направления реализации Программы

-

проведение аналитических и прогнозных исследований, направленных на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства Российской Федерации;
создание условий для опережающего развития страны за счет получения прорывных результатов фундаментальных и поисковых научных исследований, в том числе путем формирования необходимого ресурсного обеспечения, популяризации науки, научных знаний, достижений науки и техники;
определение масштабных научных задач, формирование исследовательских направлений и реализация тематик в рамках сформированных исследовательских направлений с использованием научной инфраструктуры, соответствующей современным технологическим требованиям, включая проекты класса "мегасайенс", формирование новых механизмов коллаборации, в том числе международной, в целях развития междисциплинарных исследований, активизации научной мобильности;
получение передовых научных и научно-технологических результатов, обеспечивающих
готовность страны к появлению новых больших вызовов;
развитие системы поддержки научных инициатив, обеспечивающих получение прорывных результатов мирового уровня и обеспечение возможности результативным ученым и исследовательским коллективам развивать научные знания и получать фундаментальные научные результаты, опираясь на собственную логику развития науки;
проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в интересах обороны страны и безопасности государства

Срок реализации Программы

-

2021-2030 годы

Подпрограммы Программы

-

подпрограмма 1 "Аналитические и прогнозные исследования, направленные на выявление больших вызовов и совершенствование системы стратегического планирования, обеспечение конкурентоспособности и научного лидерства Российской Федерации";
подпрограмма 2 "Фундаментальные и поисковые научные исследования";
подпрограмма 3 "Фундаментальные и поисковые научные исследования, проводимые на крупных научных установках и объектах класса "мегасайенс";
подпрограмма 4 "Фундаментальные и поисковые научные исследования по направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
подпрограмма 5 "Инициативные фундаментальные и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной и научно-технической и инновационной деятельности";
подпрограмма 6 "Фундаментальные и поисковые научные исследования в интересах обороны страны и безопасности государства" (секретно)

Объем финансирования Программы

-

объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 2150320518,5 тыс. рублей (за исключением ресурсного обеспечения подпрограммы 6),
в том числе:
в 2021 году - 183260109,2 тыс. рублей;
в 2022 году - 202119729,3 тыс. рублей;
в 2023 году - 220957951,9 тыс. рублей;
в 2024 году - 215716508,6 тыс. рублей;
в 2025 году - 202135580,1 тыс. рублей;
в 2026 году - 209353359,8 тыс. рублей;
в 2027 году - 216917717,5 тыс. рублей;
в 2028 году - 224845296,5 тыс. рублей;
в 2029 году - 233153539,3 тыс. рублей;
в 2030 году - 241860726,3 тыс. рублей
(объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению после принятия федерального бюджета на соответствующий год и плановый период)

Источники финансирования Программы

-

государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения";
непрограммное направление расходов "обеспечение деятельности отдельных федеральных органов исполнительной власти"

Целевые показатели (индикаторы) Программы

-

вклад Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы) в достижение места Российской Федерации по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным Организации экономического сотрудничества и развития);
вклад Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы) в достижение места Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях,
индексируемых в международных базах данных "Сеть науки"
(Web of Science Core Collection);
вклад Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)
в достижение места Российской Федерации по удельному весу в общем числе статей в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, в изданиях, индексируемых в международных базах данных "Скопус" (Scopus);
доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности российских исследователей, реализующих Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы);

доля исследователей в возрасте до 39 лет (включительно), имеющих ученую степень кандидата наук, в общей численности российских исследователей, реализующих государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
доля ученых в общей численности российских и зарубежных ученых, реализующих государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", работающих в российских организациях и имеющих статьи в научных изданиях первого и второго квартилей, индексируемых в международных базах данных;
вклад Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы) в удельный вес бюджетных расходов на фундаментальные исследования в валовом внутреннем продукте;
доля статей в соавторстве с иностранными учеными в общем числе публикаций российских авторов, индексируемых в международных системах научного цитирования и реализующих государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
доля научных публикаций российских исследователей, индексируемых в международных системах научного цитирования, размещенных через национальные журналы (системы) и реализующих государственную программу Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

     

I. Общие положения


Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Программа учитывает положения следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике";

Федеральный закон "О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете";

Федеральный закон "О национальном исследовательском центре "Курчатовский институт";

Федеральный закон "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 23 февраля 2017 г. N 91 "Об утверждении Основ государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу";

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 "Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Указанные документы определяют нормативную правовую основу для создания целостной эффективной системы организации фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации, что является важнейшим условием для достижения целей и решения задач Программы.

Фундаментальная наука как системообразующий институт долгосрочного развития обеспечивает государству распознавание возникающих больших вызовов и формирование научных и научно-технологических результатов, необходимых для своевременного ответа на такие вызовы, в том числе путем реализации Программы.

Программа обеспечивает реализацию мероприятий подпрограммы 3 "Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства", а также других подпрограмм государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Программа научно-технологического развития), в части реализации плана фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021-2030 годы согласно приложению N 1 (далее - план) и достижения показателей, предусмотренных детализированным планом фундаментальных и поисковых научных исследований на 2021-2030 годы (далее - детализированный план) по форме согласно приложению N 2.

Программа направлена на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека, способствующих устойчивому научно-технологическому, социально-экономическому и культурному развитию, укреплению национальной безопасности Российской Федерации.

Программа является инструментом государственной поддержки фундаментальных и поисковых научных исследований, направленных на решение значимых научных задач, в том числе по приоритетным направлениям, установленным документами стратегического планирования и определяющим социально-экономическое и научно-технологическое развитие Российской Федерации. Такие научные задачи могут быть инициированы исследователями и (или) исследовательскими коллективами, научными организациями, государственными академиями наук, фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности исходя из собственной логики развития науки.

Программой предусмотрена актуальная модель координации фундаментальных и поисковых научных исследований, обеспечивающая концентрацию интеллектуальных и организационных ресурсов, консолидацию расходов на финансовое обеспечение фундаментальных и поисковых научных исследований.

Программа закрепляет систему целевого управления фундаментальными и поисковыми научными исследованиями, основным механизмом которой является осуществление федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" (далее - Российская академия наук) научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, в соответствии с Правилами осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 "Об осуществлении федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в том числе с привлечением ведущих зарубежных экспертов.

Организация и координация фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в рамках Программы научными организациями и образовательными организациями высшего образования и иными субъектами научной и научно-технической деятельности, осуществляются Российской академией наук в качестве координатора Программы (далее - координатор Программы).

Координатор Программы:

представляет координационному совету Программы предложения по внесению изменений в план и детализированный план, представляющий собой детализацию каждого раздела фундаментальных и поисковых исследований плана, включающую приоритетные направления фундаментальных и поисковых научных исследований, предполагаемые результаты, участников, которые реализуют мероприятия по этим направлениям, сформированный на основе предложений участников Программы;

запрашивает у исполнителей и участников Программы предложения по внесению изменений в план и детализированный план;

запрашивает у исполнителей и участников Программы информацию, необходимую для оценки эффективности реализации Программы, уточнения целевых показателей (индикаторов) Программы, а также информацию о совершенствовании механизмов ее реализации для подготовки годового отчета о реализации Программы и итогового доклада о реализации Программы;

подготавливает годовой отчет о реализации Программы, включающий в себя сведения о достижении результатов детализированного плана и выполнении целевых показателей (индикаторов), структура и форма которого утверждается координационным советом Программы, и представляет его на утверждение координационному совету Программы;

представляет утвержденный годовой отчет о реализации Программы в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации в I квартале года, следующего за отчетным;

подготавливает итоговый доклад о реализации Программы и представляет его на утверждение координационному совету Программы;

представляет утвержденный итоговый доклад о реализации Программы в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации в I квартале 2031 г.;

осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение работы координационного совета Программы.

Исполнители Программы:

обеспечивают реализацию подпрограмм Программы, в которых предполагается их участие;

представляют координатору Программы предложения о внесении изменений в план и детализированный план, предложения по уточнению целевых показателей (индикаторов) оценки эффективности реализации Программы, по совершенствованию механизмов ее реализации, по подготовке годового отчета о реализации плана и итогового доклада о реализации Программы.

Представители всех исполнителей Программы входят в состав координационного совета Программы.

Участники Программы представляют координатору Программы и исполнителям Программы, осуществляющим финансирование выполняемых ими фундаментальных и поисковых научных исследований, информацию, необходимую для внесения изменений в план и детализированный план, оценки эффективности реализации Программы, подготовки годового отчета, включающего в себя сведения о достижении ими результатов детализированного плана и выполнении целевых показателей (индикаторов) Программы за финансовый год, и итогового доклада о реализации Программы.

Представители участников Программы могут быть включены в состав координационного совета Программы по согласованию с координатором Программы.

II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы


Реализация Программы обеспечивает координацию и выполнение фундаментальных и поисковых научных исследований с учетом основополагающих направлений, принципов и приоритетов государственной политики, установленных документами стратегического планирования, определяющими социально-экономическое и научно-технологическое развитие Российской Федерации.

С учетом приоритетов и целей государственной политики в области социально-экономического и научно-технологического развития Российской Федерации целью Программы является получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, природы, необходимых для устойчивого научно-технологического, социально-экономического и культурного развития России, укрепления ее национальной безопасности и обеспечения научного лидерства страны в определении мировой научной повестки на долгосрочный период.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:

формирование эффективной системы управления фундаментальными и поисковыми научными исследованиями, обеспечивающей повышение результативности, значимости и востребованности полученных результатов научных исследований для развития национальной экономики и общества;

создание условий для свободного научного творчества с учетом возможности для научных организаций, исследовательских коллективов и других участников исследований выбирать и сочетать направления исследований, формы взаимодействия при решении исследовательских задач с целью реализации и развития интеллектуального потенциала российской науки;

обеспечение механизмов справедливой конкуренции при использовании государственных инфраструктурных, финансовых и нефинансовых ресурсов наиболее результативными научными организациями, исследовательскими коллективами и отдельными исследователями;

обеспечение своевременного распознавания возникающих больших вызовов и формирование приоритетов в научных исследованиях для ответа на такие вызовы, в том числе в формате международного научно-технического сотрудничества;

создание научно-технического задела, реализуемого в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства;

обеспечение эффективного и взаимовыгодного международного научно-технологического сотрудничества с целью повышения роли российской науки в мире и привлечения иностранных партнеров к участию в проведении научных исследований в Российской Федерации;

распространение научных знаний, популяризация достижений фундаментальной науки в обществе и повышение престижа науки в стране.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»