МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 13 октября 2020 года N 765
В соответствии с абзацем сорок девятым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", для организации (несения) дежурства в авиации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2020, N 23, ст.3621.
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации (несения) дежурств экипажей и воздушных судов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Порядок).
2. Заместителю Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющему координацию и контроль деятельности Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России, руководителям структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, начальникам территориальных органов, авиационно-спасательных центров МЧС России, директору федерального государственного бюджетного учреждения "Авиационно-спасательная компания МЧС России" применение дежурных экипажей и воздушных судов МЧС России организовать в соответствии с положениями настоящего Порядка.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющего координацию и контроль деятельности Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России.
Министр
Е.Н.Зиничев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 декабря 2020 года,
регистрационный N 61402
Порядок организации (несения) дежурств экипажей и воздушных судов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
1. Настоящий порядок организации (несения) дежурств экипажей и воздушных судов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Порядок) разработан в соответствии с положениями статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации, абзацем сорок девятым подпункта 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. 138.
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 2016, N 27, ст.4160.
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст.1649; 2020, N 6, ст.680.
_________________
* Нумерация сносок соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
2. Дежурство экипажей и воздушных судов МЧС России (далее - дежурные силы авиации) организуется в целях экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации (далее - ЧС), защиты населения и территорий от ЧС, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
3. Дежурные силы авиации могут привлекаться к выполнению следующих задач:
3.1. авиационно-спасательные работы:
поиск и обнаружение потерпевших бедствие;
наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска;
десантирование спасательных групп и грузов;
эвакуация пострадавших из районов (объектов) бедствий на суше (в равнинной, горной местности, городах) и с водной поверхности;
3.2. специальные авиационные работы:
тушение пожаров;
ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической, пожарной разведки и мониторинга местности;
обработка объектов химическими и биологическими препаратами;
ликвидация ледовых заторов в естественных и искусственных водоемах;
3.3. воздушные перевозки:
доставка в зоны ЧС сил и средств МЧС России, необходимых для проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных, противопожарных работ и оказания медицинской помощи, грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов;
эвакуация пострадавшего населения из зон ЧС;
эвакуация материальных и культурных ценностей из зон ЧС в безопасные районы;
эвакуация российских граждан из-за рубежа при ЧС.
4. Применение дежурных сил авиации при экстренном реагировании на ЧС и ликвидации их последствий организуется заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющим координацию и контроль деятельности Управления авиации и авиационно-спасательных технологий (далее - заместитель Министра).
Организация дежурства дежурных сил авиации, летной и специальной подготовки авиационно-спасательных учреждений МЧС России, включающих в себя авиационно-спасательные центры МЧС России и федеральное государственное бюджетное учреждение "Авиационно-спасательная компания МЧС России" (далее - АСК МЧС России), осуществляется начальником авиации - начальником Управления авиации и авиационно-спасательных технологий (далее - начальник авиации).
Организация применения дежурных сил авиации и контроль их состояния осуществляется отделом контроля применения авиации и беспилотных авиационных систем (командный пункт авиации) Управления авиации и авиационно-спасательных технологий (далее соответственно - командный пункт авиации, Управление авиации).
В авиационно-спасательных учреждениях МЧС России организация дежурства дежурных сил авиации, обеспечение повседневной деятельности авиационно-спасательных учреждений МЧС России, в том числе аэродромно-техническое обслуживание, заправка авиационным топливом, горюче-смазочными материалами, размещение воздушных судов и авиационного персонала в аэропортах (на аэродромах, вертолетных площадках) постоянного базирования осуществляются руководителями авиационно-спасательных учреждений МЧС России.
Организация применения дежурных сил авиации в случаях ликвидации последствий ЧС при временном базировании их в других аэропортах (аэродромах, вертолетных площадках), включая охрану, стоянку, наземное обслуживание и заправку воздушных судов авиационным топливом, выделение автомобильного транспорта, средств связи, размещение и питание экипажей и технического персонала, осуществляются руководителями соответствующих территориальных органов МЧС России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых выполняются авиационно-спасательные и специальные авиационные работы.
5. Для несения дежурства в авиации МЧС России устанавливаются следующие степени готовности дежурных сил авиации:
"Повседневная деятельность";
"Повышенная готовность";
"Чрезвычайная ситуация".
6. Степень готовности дежурных сил авиации "Повседневная деятельность" предусматривает следующие мероприятия:
дежурные экипажи и расчеты инженерно-технического состава назначены, летному составу поставлена задача, проведена предварительная подготовка и контроль готовности к выполнению полетов по реагированию на возможные чрезвычайные ситуации (далее - ЧС) исходя из географических и климатических особенностей мест базирования (дежурства);
летный и инженерно-технический состав, спасатели находятся в специально отведенных для дежурства местах, на занятиях в рабочее время или на отдыхе в нерабочее время;
летный состав проводит периодический анализ метеорологических условий района дежурства;
воздушные суда и средства наземного обеспечения общего применения проверены и готовы к применению и находятся в установленных местах (на стоянках, в ангарах, гаражах);
экипажи и воздушные суда могут привлекаться к тренировочным полетам в районе аэродрома (площадки), выполнению полетов на договорной основе (по согласованию с заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющий координацию и контроль деятельности Управления авиации и авиационно-спасательных технологий (далее соответственно - заместитель Министра, Управление авиации) при условии выдерживания времени реагирования;
вылет вертолетов, назначенных в состав дежурных сил авиации МЧС России, выполняется не позднее 1 часа в рабочее время и 3 часов в нерабочее время;
вылет самолетов федерального государственного бюджетного учреждения "Авиационно-спасательная компания МЧС России" (далее - ФГБУ "АСК МЧС России") выполняется не позднее 2 часов 30 минут в рабочее время и 5 часов 30 минут в нерабочее время для самолетов RRJ-95LR-100 (Ан-148-100ЕМ) и 3 часов в рабочее время и 6 часов в нерабочее время для самолетов Ил-76ТД.
При необходимости:
подогрева воздушного судна время готовности к вылету увеличивается на 30 минут;
обработки противообледенительной жидкостью время готовности к вылету увеличивается на 30 минут.
Время нахождения в готовности - 1 сутки.
Расчеты пунктов управления авиации МЧС России (далее - ПУА), включающие в себя отдел контроля применения авиации и беспилотных авиационных систем Управления авиации (далее - командный пункт авиации), командно-диспетчерский пункт ФГБУ "АСК МЧС России" и отделы (командно-диспетчерские и контроля за воздушными судами) авиационно-спасательных центров МЧС России готовы к выполнению поставленных задач и находятся в постоянной готовности к действиям в любых условиях обстановки в составе дежурных сил МЧС России.
На ПУА организовано круглосуточное дежурство с выполнением задач:
по поддержанию системы управления дежурными силами авиации и системы оповещения Управления авиации, авиационных учреждений МЧС России, командного пункта авиации и взаимодействующих сил в готовности к применению;
по приему и доведению приказов (распоряжений, указаний) по применению дежурных сил авиации МЧС России до соответствующих начальников и ПУА и контроль за их исполнением;
по организации и обеспечению безопасного, надежного и непрерывного управления полетами и перелетами, постоянного контроля за воздушными судами, выполняющими авиационно-спасательные и специальные авиационные работы.
7. Степень готовности дежурных сил авиации "Повышенная готовность" предусматривает следующие мероприятия:
дежурные экипажи и расчеты инженерно-технического состава назначены, летному составу поставлена задача, проведена предварительная подготовка, контроль готовности к выполнению полетов по реагированию на возможные ЧС исходя из географических и климатических особенностей мест базирования (дежурства);
летный, инженерно-технический состав, спасатели находятся в специально отведенных для дежурства местах, на занятиях в рабочее время или на отдыхе в нерабочее время;
летный состав проводит анализ метеорологических условий районов с рисками возникновения ЧС, выполняет расчеты по вариантам загрузки, заправке топливом;
воздушные суда и средства наземного обеспечения общего применения проверены и готовы к применению и находятся в установленных местах (на стоянках, в ангарах, гаражах);
вылет вертолетов, назначенных в состав дежурных сил авиации, выполняется не позднее 1 часа в рабочее время и 3 часов в нерабочее время;
вылет самолетов ФГБУ "АСК МЧС России" выполняется не позднее 2 часов 30 минут в рабочее время и 5 часов 30 минут в нерабочее время для самолетов RRJ-95LR-100 (Ан-148-100ЕМ) и 3 часов в рабочее время и 6 часов в нерабочее время для самолетов Ил-76ТД;
по решению заместителя Министра готовность к вылету может устанавливаться круглосуточно - как для рабочего времени.
При необходимости:
подогрева воздушного судна время готовности к вылету увеличивается на 30 минут;
обработки противообледенительной жидкостью время готовности к вылету увеличивается на 30 минут.
Время нахождения в готовности -1 сутки.