ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2010 года N 138

Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации

(с изменениями на 21 июня 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года N 743 (Российская газета, N 201, 09.09.2011) (вступило в силу с 17 ноября 2011 года) (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 793);

постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 года N 735 (Российская газета, N 171, 27.07.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 685 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 787 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.08.2015, N 0001201508060012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2016 года N 112 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2016, N 0001201602200008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2016 года N 668 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2016, N 0001201607140035);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 года N 182 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.02.2017, N 0001201702220022);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2017, N 0001201712060012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 года N 84 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.02.2018, N 0001201802010015);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2018 года N 675 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.06.2018, N 0001201806150004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 74 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2020, N 0001202002040016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2020 года N 1991 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2020, N 0001202012090019) (о порядке вступления в силу см. пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2020 года N 1991);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 года N 1016 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2023, N 0001202306280002) (вступило в силу с 1 марта 2024 года).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В документе также учтено:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2014 года N АКПИ13-1080 (вступило в законную силу 3 марта 2014 года).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Настоящий документ включен в Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2467.

Со 2 июня 2023 года настоящий документ исключен из Перечня на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года N 799.

- Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________    


В соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1084 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 40, ст.4861);

пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 года N 767 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст.5587).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2010 года и действует до 1 ноября 2026 года.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2020 года N 1991. - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 марта 2010 года N 138

Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации

(с изменениями на 21 июня 2023 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г.Чикаго 7 декабря 1944 года, устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

2. В настоящих Федеральных правилах используются следующие определения:

"аварийное оповещение" - уведомление поисково-спасательных служб о воздушных судах, терпящих бедствие;

"аэроузел" - объединение близко расположенных районов аэродромов (вертодромов), которые имеют общие границы и организация выполнения полетов с которых требует согласования и координирования;

"аэронавигационные данные" - сведения об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения, необходимые для организации и выполнения полетов;

"аэронавигационная информация" - информация, полученная в результате подборки, анализа и форматирования аэронавигационных данных;

"аэростат" - летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;

"безопасность использования воздушного пространства" - комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам;

абзац утратил силу с 12 февраля 2020 года - постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 74 - см. предыдущую редакцию;

"боковое эшелонирование" - рассредоточение пилотируемых воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по расстоянию или угловому смещению между их линиями пути;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 74. - См. предыдущую редакцию)

визуальный полет беспилотного воздушного судна" - полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном;

(Абзац дополнительно включен с 12 февраля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 74)

"вертикальное эшелонирование" - рассредоточение воздушных судов по высоте на установленные интервалы, выражаемые в величинах абсолютной (относительной) высоты при полетах на высоте перехода и ниже и через эшелоны полета при полетах на эшелоне перехода и выше;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 685. - См. предыдущую редакцию)

"воздушная трасса" - контролируемое воздушное пространство (или его часть) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине;

"воздушное движение" - воздушные суда (летательные аппараты), находящиеся в полете или движущиеся по площади маневрирования аэродрома;

"воздушное судно-нарушитель" - воздушное судно (летательный аппарат), допустившее нарушение порядка использования воздушного пространства Российской Федерации или пересекшее государственную границу Российской Федерации с нарушением установленных правил;

"воздушный коридор пролета государственной границы Российской Федерации" - часть воздушного пространства над государственной границей Российской Федерации, определенная для пересечения ее воздушными судами, выполняющими международные полеты;

"временный режим" - запрещение или ограничение использования воздушного пространства Российской Федерации в отдельных его районах;

абзац утратил силу с 17 декабря 2020 года - постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2020 года N 1991 - см. предыдущую редакцию;

"горизонтальное эшелонирование" - рассредоточение воздушных судов в горизонтальной плоскости по расстоянию на установленные интервалы;

(Абзац дополнительно включен с 21 июля 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 685)

"диспетчерское обслуживание" - обслуживание (управление), предоставляемое в целях предотвращения столкновений между воздушными судами и столкновений воздушных судов с препятствиями на площади маневрирования, а также в целях регулирования воздушного движения;

"диспетчерское разрешение" - разрешение экипажу воздушного судна действовать в соответствии с условиями, доведенными органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);

"дирижабль" - летательный аппарат, перемещающийся в атмосфере при помощи силовой установки и управляемый по высоте, направлению, скорости;

"документ аэронавигационной информации" - публикация, содержащая аэронавигационную информацию;

"Единая система" - Единая система организации воздушного движения Российской Федерации;

"запретная зона" - воздушное пространство Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого запрещено использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Федеральными правилами;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2020 года N 1991. - См. предыдущую редакцию)

"зона ограничения полетов" - воздушное пространство Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями;

"зона (район) Единой системы" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого оперативные органы Единой системы осуществляют свои функции;

"использование воздушного пространства" - деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т. п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения;

"контролируемый аэродром" - аэродром, на котором обеспечивается диспетчерское обслуживание аэродромного движения вне зависимости от наличия диспетчерской зоны;

"контролируемое воздушное пространство" - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечивается диспетчерское обслуживание;

"координирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в процессе планирования использования воздушного пространства и обслуживания (управления) воздушного движения, направленная на оптимизацию воздушного пространства в зависимости от складывающейся воздушной, метеорологической, аэронавигационной обстановки и в соответствии с государственными приоритетами в использовании воздушного пространства;

"кратковременное ограничение" - запрещение или ограничение использования воздушного пространства для обеспечения безопасного выполнения полетов воздушных судов;

"маршрут обслуживания воздушного движения" - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения;

"маршрут полета" - проекция заданной (установленной) траектории полета воздушного судна на земную (водную) поверхность, определенная основными пунктами;

"маршрут зональной навигации" - маршрут обслуживания воздушного движения, установленный для воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;

"международная воздушная трасса" - воздушная трасса, открытая для международных полетов;

"местная воздушная линия" - контролируемое воздушное пространство (ниже эшелона перехода) в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине;

"неконтролируемый аэродром" - аэродром, на котором не предоставляется диспетчерское обслуживание;

(Абзац дополнительно включен с 12 февраля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2020 года N 74)

"местный режим" - запрещение или ограничение использования воздушного пространства в отдельных районах воздушного пространства зоны Единой системы;

"извещение NOTAM" - извещение, передаваемое по каналам связи и содержащее информацию о состоянии аэронавигационного оборудования, элементов структуры воздушного пространства, своевременное предупреждение о котором имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов воздушных судов, а также иную аэронавигационную информацию;

"обслуживание воздушного движения" - полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское обслуживание;

"опасная зона" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенные периоды времени может осуществляться деятельность, представляющая опасность для полетов воздушных судов;

"органы Единой системы" - руководящие органы (Федеральное агентство воздушного транспорта и его территориальные органы), а также оперативные органы Единой системы;

"органы обслуживания воздушного движения (управления полетами)" - оперативные органы Единой системы, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, операторов аэродромов гражданской авиации, не включенных в состав аэропортов федерального значения, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также операторов вертодромов гражданской авиации;

(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 марта 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2017 года N 182. - См. предыдущую редакцию)


"органы противовоздушной обороны" - оперативные органы Вооруженных Сил Российской Федерации, на которые возложена задача несения боевого дежурства по противовоздушной обороне;

"план использования воздушного пространства" - определенные сведения о планируемой деятельности, представляемые центрам Единой системы;

"планирование использования воздушного пространства" - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства, организации воздушного движения, организации потоков воздушного движения путем распределения воздушного пространства по месту, времени и высоте между его пользователями в соответствии с государственными приоритетами;

"полетно-информационное обслуживание воздушного движения" - обслуживание, целью которого является предоставление консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов;

"пользователи воздушного пространства" - физические и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства;

"приаэродромная территория" - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории;

"продольное эшелонирование" - рассредоточение воздушных судов на одной высоте на установленные интервалы по времени или расстоянию вдоль линии пути;

"разовый полет" - любой полет воздушного судна, не являющийся регулярным полетом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»