ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2023 года № 1169
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. № 290
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. № 290 "Об утверждении государственной программы "Развитие предпринимательства Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы
Нижегородской области "Развитие предпринимательства
Нижегородской области".
1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" дополнить словами "Нижегородской области".
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Развитие предпринимательства Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. № 290.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Развитие предпринимательства Нижегородской области",
утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. № 290
Государственную программу и приложение к ней изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Нижегородской
области "Развитие предпринимательства
Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной
программы Нижегородской области
"Развитие предпринимательства
Нижегородской области"
1. Оценка текущего состояния сферы малого
и среднего предпринимательства и сферы
торговли Нижегородской области
1.1. Оценка текущего состояния малого и
среднего предпринимательства
Нижегородской области
Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемой и очень важной частью экономической системы хозяйствования Нижегородской области (далее также - регион).
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью - в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве.
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития региона.
В регионе сформированы нормативные правовые и организационные основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Значительному вкладу малого и среднего бизнеса в социально-экономическое развитие Нижегородской области во многом способствовала реализация предыдущих комплексных целевых программ развития малого предпринимательства, ставших эффективным инструментом осуществления государственно-общественной политики Правительства Нижегородской области по отношению к малому и среднему бизнесу.
Благодаря реализации мероприятий настоящей государственной программы Нижегородской области (далее - Программа) и оказанным мерам поддержки в секторе малого и среднего предпринимательства Нижегородской области в 2023 году наблюдается положительная динамика.
Согласно данным реестра МСП количество субъектов МСП в Нижегородской области на 10 января 2023 г. составило 123,6 тыс. единиц, что практически соответствует аналогичному периоду предыдущего года (123,2 тыс. единиц), но уже в 1 квартале 2023 г. численность субъектов МСП выросла на 1% и составляет сегодня 126 тыс. единиц..
Таким образом, несмотря на введенные санкции со стороны недружественных государств, в регионе удалось сохранить численность малого и среднего предпринимательства.
В настоящий момент Нижегородская область по количеству субъектов МСП занимает 4 место по Приволжскому федеральному округу (далее - ПФО), 12 место по Российской Федерации.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства за 2022 год, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, составила 627,4 тыс. чел., что выше аналогичного периода прошлого года на 7%. Прирост показателя обеспечен за счет роста численности самозанятых граждан, а также количества индивидуальных предпринимателей. По численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства регион занимает 3 место в ПФО и входит в десятку лучших по Российской Федерации.
Численность самозанятых граждан, включая индивидуальных предпринимателей за 2022 год выросла более чем в 1,6 раза и по состоянию на 31 декабря 2022 г. составила 116,9 тыс. единиц. В 1 квартале 2023 года численность самозанятых граждан увеличилась еще на 10 % и по состоянию на 10 апреля 2023 г. составляет 130,2 тыс. человек.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства за 2022 год составил 1845,9 млрд руб. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте составляет 27,6% (средний по Российской Федерации 21,6%).
Показатель инвестиций в основной капитал малого и среднего предпринимательства составляет 45,2 млрд руб.
В регионе реализуется ряд масштабных программ финансовой поддержки. Приняты меры по расширению доступа малых предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Сформирована сеть организаций, образующих инфраструктуру информационно-консультационной и имущественной поддержки предпринимательства. Развернута работа по пересмотру административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, в рамках планов мероприятий ("дорожных карт") национальной предпринимательской инициативы.
В инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства области входят:
- государственное учреждение "Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор" (далее - ГУ "НИБИ");
- автономная некоммерческая организация "Корпорация развития промышленности и предпринимательства Нижегородской области" (далее - Корпорация). Является правопреемником АНО "Агентство по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области";
- автономная некоммерческая организация "Микрокредитная компания для поддержки предпринимательства Нижегородской области" (АНО "МКК ПП НО");
- автономная некоммерческая организация "Агентство по развитию системы гарантий Нижегородской области" (АНО "АРСГ НО").
Одной из крупнейших инфраструктурных организаций региона, занимающихся осуществлением поддержки инновационно-ориентированных предприятий региона, является технопарк в сфере высоких технологий "Анкудиновка", аффилированный с ГУ "НИБИ". Отвечает не только за поддержку инновационно-технологических компаний и стартапов, но и курирование всей системы, в которую входит 10 бизнес-инкубаторов и два технопарка.
На базе Корпорации осуществляют деятельность центр поддержки предпринимательства, центр поддержки экспорта, центр кластерного развития, на Корпорацию возложены функции единого органа управления инфраструктурой поддержки МСП и Центров "Мой бизнес". В 35 муниципальных образованиях Нижегородской области открыты и функционируют центры окон "Мой бизнес" (всего 85 окон).
Основным видом деятельности АНО "МКК ПП НО" является предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства Нижегородской области и (или) организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в Нижегородской области на условиях срочности, платности, возвратности, а также оказание услуг, относящихся к финансовому посредничеству.
АНО "АРСГ НО" предоставляет поручительства по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям, договорам о предоставлении банковской гарантии и т.п.) субъектов малого и среднего предпринимательства Нижегородской области, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Нижегородской области, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в Нижегородской области, а также оказывает информационно-консультационную поддержку.
В 2023 году в рамках Программы осуществляется дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.
К основному инструментарию государственной поддержки, успешно применяемому на территории Нижегородской области, относятся:
- предоставление поручительств гарантийного фонда;
- предоставление займов субъектам предпринимательства;
- оказание услуг ГУ "НИБИ" при выполнении государственного задания в соответствии с перечнем, утвержденным министерством промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области;
- оказание услуг региональным Центром поддержки предпринимательства;
- оказание мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательств Центром поддержки экспорта;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм) поддержки малого и среднего предпринимательства.
В сфере экономического развития сохраняется ряд внешнеэкономических и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.
Основные негативные факторы, затрудняющие развитие малого и среднего предпринимательства Нижегородской области:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.
_________________________
Данные Нижегородстата за 2021 год
Показатель за 2020 год, рассчитывается Нижегородстатом на основании данных сплошного статистического наблюдения, которая проводится один раз в 5 лет (следующий расчетное значение показателя будет доступно не ранее 2025 года)
1.2. Оценка текущего состояния сферы торговли
Нижегородской области
Торговля является одной из важнейших бюджетообразующих отраслей, а также точкой роста для экономики как Нижегородской области, так и страны в целом. В торговле, как ни в одной из других отраслей экономики Нижегородской области, продолжает наблюдаться высокая конкуренция, предпринимательская и инвестиционная активность.
В настоящее время инфраструктура торговли региона представлена достаточно разветвленной сетью организаций розничной торговли: торговые центры, гипермаркеты, супермаркеты, специализированные магазины, универсальные, продовольственные и специализированные розничные рынки, ярмарки, система Облпотребсоюза, нестационарные объекты мелкорозничной сети. Благоприятный инвестиционный климат привлекает в регион крупные российские и иностранные компании. Нижегородская область является регионом с высокой степенью развития сетевой торговли - более 40% розничного товарооборота приходится на торговые сети.
При этом в последние годы отмечается активная смена привычек покупателей при осуществлении покупок. Нижегородцы хотят всегда находить нужный товар и сравнивать цены, поэтому в регионе активно развивается интернет-торговля. Сами компании онлайн-ритейла все активнее осваивают новые населенные пункты - строят логистические объекты, создают рабочие места, улучшают качество сервиса. Все это способствует росту доли розничных интернет-продаж, которая в Нижегородской области по итогам 6 месяцев 2023 г. составляет 2,2%.
Исторически Нижегородская область сформировалась как комплексный транспортный узел. Это связано со срединным положением Нижегородской области. Находясь непосредственно между южными и северными, западными и восточными регионами России в 500-километровой зоне от центра ПФО - Нижнего Новгорода, в крупных городах проживает более 30 млн. человек. При этом потребительский рынок в указанных зонах характеризуется более высокой, чем в среднем по России, покупательной способностью населения. Поэтому в Нижегородской области активно развивается оптовая торговля.
Так, в сентябре 2021 года в Богородском муниципальном округе Нижегородской области на пересечении трассы М7 и Богородской трассы был открыт Агропарк "Буревестник". Объект включает в себя плодоовощной оптово-розничный рынок "Ярмарка "Окская" (общая площадь 11,5 тыс. кв.м, имеются площадка для торговли с автомобилей, рассчитанная на 1000 машиномест, парковка на 500 машиномест) и складской комплекс с возможностями мультитемпературного режима общей площадью 25,7 тыс. кв.м. В 2023 году открылась гостиница на 44 койкоместа. Торговые места предоставляются профессиональным производителям и переработчикам сельскохозяйственной продукции, фермерским хозяйствам и поставщикам-участникам ВЭД. Предоставление торговых и складских мест организовано в различных формах арендных взаимоотношений - от суточной аренды торговых мест и торгового оборудования до среднесрочных договорных взаимоотношений.
2. Описание приоритетов и целей социально-экономического
развития Нижегородской области в сфере в сфере
развития малого и среднего предпринимательства и
развития торговли Нижегородской области
2.1. Описание приоритетов и целей
социально-экономического развития
Нижегородской области в сфере развития
малого и среднего предпринимательства
Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства отражены в следующих правовых актах Российской Федерации и Нижегородской области:
- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 № 2765-р;
Основным приоритетом государственной политики в сфере предпринимательства является создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства Нижегородской области.
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается национальная экономика, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Нижегородской области определены цели, разработаны структура и система показателей направления (подпрограммы) 1 "Развитие предпринимательства Нижегородской области".
Система целеполагания сформирована с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р.
Реализация направления (подпрограммы) будет непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".