ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2023 года № 1108
О внесении изменений в государственную программу
"Развитие инвестиционного климата Нижегородской
области", утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 286
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 286 "Об утверждении государственной программы "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы
Нижегородской области "Развитие инвестиционного
климата Нижегородской области".
1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" заменить словами "государственную программу Нижегородской области".
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 286.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
Изменения,
которые вносятся в государственную программу "Развитие
инвестиционного климата Нижегородской области", утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской области
от 28 апреля 2014 г. № 286
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Нижегородской
области "Развитие инвестиционного климата
Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы
Нижегородской области "Развитие инвестиционного
климата Нижегородской области"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического
развития Нижегородской области в сфере
инвестиционной деятельности
Нижегородская область (далее также - область, регион) - один из передовых и наиболее активно развивающихся регионов Российской Федерации, который обладает обширным потенциалом для развития инвестиционной деятельности.
К ключевым инфраструктурным преимуществам Нижегородской области относятся:
1) выгодное географическое положение, развитая транспортная и логистическая инфраструктура;
2) возможность обеспечения инвестиционных проектов необходимыми инженерными коммуникациями;
3) наличие инвестиционных площадок "greenfield" и "brownfield" для реализации инвестиционных проектов.
Основной стратегической целью экономического развития Нижегородской области является формирование растущей, устойчивой экономики, создание глобально-конкурентоспособных секторов технологичной промышленности, научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (далее - НИОКР), информационных технологий (далее - IT), туризма и агропромышленного комплекса (далее - АПК).
В среднесрочной перспективе представляется целесообразным концентрировать усилия и ресурсы на развитии секторов и отраслей экономики, дающих самый сильный эффект на прирост ВРП и увеличение доходной части бюджета региона соответственно - это 9 отраслей "быстрого роста". Глобальное долгосрочное лидерство экономики и дальнейший ее рост, а также эффективное использование ресурсов будут обеспечены за счет дополнительных 3 приоритетных секторов, выделенных экспертным сообществом как наиболее значимых для региона и имеющих высокий потенциал развития.
Приоритетные секторы и отрасли "быстрого роста":
1) 7 отраслей в составе ключевого для региона сектора - промышленности: металлургия; нефтехимия и химия; пищевая промышленность; производство автомобилей, бумаги, фармацевтической продукции и судостроение;
2) НИОКР;
3) деятельность транспорта и перевозки;
4) сектор информационных технологий;
5) сектор туризма;
6) АПК.
Отрасли "быстрого роста" определяются высокой привлекательностью и конкурентоспособностью.
На территории Нижегородской области действуют четыре территории с преференциальными режимами ведения инвестиционной деятельности:
1. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Кулибин" (далее - ОЭЗ "Кулибин").
Одними из приоритетных направлений деятельности являются химия и нефтехимия, фарминдустрия, которые имеют высокое социальное значение для страны. Отличительной особенностью ОЭЗ "Кулибин" от других российских ОЭЗ является возможность размещения производств с 1 и 2 классами опасности, что для химической отрасли имеет большое значение, в совокупности с достаточной обеспеченностью электроэнергией и газом.
2. Территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) в г. Сарове (далее - ТОР Саров).
ТОР создана в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, производства экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции, ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
3. Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в г. Володарске (далее - ТОСЭР "Володарск") и ТОСЭР в р.п. Решетиха (далее - ТОСЭР "Решетиха").
Создание ТОСЭР "Володарск" и "Решетиха" призвано способствовать диверсификации экономики данных моногородов, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности, созданию новых рабочих мест, в том числе в малом бизнесе.
Нижегородская область активно использует федеральные инструменты поддержки инвестиционной деятельности.
1. Специальный инвестиционный контракт (далее - СПИК 2.0), порядок регулирования которого установлен Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации".
Механизм СПИК 2.0 применяется для инвестиционных проектов по внедрению или разработке и внедрению современной технологии из утвержденного перечня в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии.
Инвестор может заключить соглашение о защите и поощрении капиталовложений с целью возмещения затрат на создание объектов инженерной, транспортной, социальной и цифровой инфраструктуры, в том числе процентных ставок по кредитам на данные цели, а также получить стабилизацию условий реализации проекта.
В соответствии с указанным постановлением средства областного бюджета, высвобождаемые в 2021-2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности Нижегородской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее - высвобождаемые средства), направляются в формах, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, на реализацию мероприятий, направленных на создание (развитие) инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
На территории Нижегородской области также предусмотрены региональные меры поддержки:
В соответствии с указанным законом организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Нижегородской области, предоставляются налоговые льготы, субсидии на частичную компенсацию процентной ставки по кредитам, субсидии на создание инженерной инфраструктуры для сельскохозяйственных предприятий с объемом инвестиций от 2,5 млрд руб.
В соответствии с указанным законом определяются условия, порядок и процедура получения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций. Государственная поддержка будет действовать до 2027 года.
С 2021 года в Нижегородской области реализуется система поддержки инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт") (далее - Стандарт). Стандарт основан на лучшем региональном опыте по привлечению бизнеса и практике внедрения первой итерации стандарта Агентством стратегических инициатив.
В Нижегородской области внедрены все 5 элементов Стандарта:
- инвестиционная декларация Нижегородской области.
Включает в себя общее описание целей инвестиционного развития региона, общее описание Стандарта, реализуемого в Нижегородской области, ключевые характеристики, инвестиционные обязательства, которые способствуют реализации инвестиционных проектов в Нижегородской области, состав инвестиционной команды. Размещается на инвестиционном портале Нижегородской области;
- агентство развития Нижегородской области.
В регионе функциями агентства развития Нижегородской области наделено акционерное общество "Корпорация развития Нижегородской области" (далее - Корпорация развития).
Основными целями Корпорации развития являются:
1) привлечение частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов;
2) содействие инвестору в скорейшей реализации инвестиционных проектов;
3) формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности Нижегородской области.
В настоящее время на сопровождении у Корпорации развития находится более 160 инвестиционных проектов на разных стадиях реализации, общий объем инвестиций по ним составляет более 200 млрд рублей, будет создано свыше 23 тысяч рабочих места;
- инвестиционный комитет.
Инвестиционный комитет создан в целях разрешения спорных вопросов и урегулирования сложных ситуаций в рамках реализации инвестиционных проектов. В Нижегородской области функциями инвестиционного комитета наделен Совет по стратегии развития и инвестициям при Губернаторе Нижегородской области;
- инвестиционная карта Нижегородской области.
Инвестиционная карта формируется в целях обеспечения доступа инвесторов к информации о регионе содержит необходимую информацию о доступных участках: указаны категория земель, форма собственности, наличие доступа к дороге, возможности по газо , тепло- и электроснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Карта содержит единую онлайн-базу инвестиционных площадок региона, размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте https://newmap.nn-invest.ru;
- свод инвестиционных правил.
Алгоритмы действий инвестора, которые утверждены приказами органов исполнительной власти Нижегородской области, ответственных по направлению деятельности (далее - Алгоритмы), содержат сроки и количество запрашиваемых документов, а также количество действий (шагов), предпринимаемых инвестором для получения услуг.
Алгоритмы разработаны с учетом Методических рекомендаций по внедрению Свода инвестиционных правил субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2021 г. № 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")", и соответствуют примерным алгоритмам действий инвестора, утвержденным приказами Минэкономразвития России совместно с ответственными по направлению деятельности федеральными государственными органами (приказы размещены на инвестиционном портале Нижегородской области).
Мониторинг внедрения Стандарта проводится министерством экономического развития и инвестиций Нижегородской области (далее - Министерство) в порядке, установленном приказом Министерства от 10 июня 2022 г. № 93. В рамках мониторинга внедрения Стандарта Министерство запрашивает необходимую информацию у органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов государственной власти, иных организаций. Регионы, подтвердившие внедрение Стандарта, получают право претендовать на дотацию по инвестиционному налоговому вычету.
С 2023 года соответствие Стандарту учитывается АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" при составлении национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов.
Дополнительные условия предоставления государственной поддержки могут быть установлены органами государственной власти Нижегородской области при определении порядка предоставления конкретной формы государственной поддержки.
Информация о мерах государственной поддержки, действующих на территории Нижегородской области, размещается на инвестиционном портале Нижегородской области (https://nn-invest.ru) и на портале поддержки предпринимательства "Мой бизнес" (https://мойбизнес52.рф).
Субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области гарантируется обеспечение равных прав при распределении ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов.
Регион на постоянной основе проводит работу по улучшению инвестиционного климата, внедряет целевые модели улучшения инвестиционного климата. Результатом всей указанной деятельности станет рост объема инвестиций и повышение уровня сбалансированности региональной экономики.
2. Описание приоритетов и целей социально-экономического
развития Нижегородской области в сфере
инвестиционной деятельности
Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (далее - Указ № 596), от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ № 474), Перечнем поручений по итогам Петербургского международного экономического форума, утвержденным Президентом Российской Федерации от 26 июня 2021 г. № Пр-1096, поставлены задачи по осуществлению прорывного развития Российской Федерации, повышению темпов и обеспечению устойчивости экономического роста, увеличению реальных доходов граждан Российской Федерации, а также созданию системы поддержки новых инвестиционных проектов.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия), главной стратегической целью является становление Нижегородской области глобальным центром развития, притяжения качественного человеческого капитала и реализации творческого, духовного и интеллектуального потенциала людей, одним из лидеров России по вкладу в национальное богатство и научно-техническое развитие.
Главными целями инвестиционного развития Нижегородской области являются увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и улучшение инвестиционного климата путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области.
Успешная реализация поставленных задач тесно связана с развитием инвестиционной деятельности предприятий всех видов экономической деятельности. Однако в целях эффективной реализации инвестиционной политики необходима концентрация административных и финансовых ресурсов для достижения стратегических ориентиров инвестиционного развития Нижегородской области.
3. Сведения о взаимосвязи Программы со стратегическими
приоритетами, целями и показателями государственных
программ Российской Федерации