ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2022 года № 1150

О внесении изменений в государственную программу
"Научно-технологическое развитие Нижегородской области
до 2030 года", утвержденную постановлением Правительства
Нижегородской области от 30 июня 2022 г. № 483



Правительство Нижегордской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Научно-технологическое развитие Нижегородской области до 2030 года", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июня 2022 г. № 483.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.



Губернатор                                     Г.С.Никитин

     


     УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 29 декабря 2022 г. № 1150

     

Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Научно-технологическое развитие Нижегородской
области до 2030 года", утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области
от 30 июня 2022 г. № 483

     

1. В разделе 1 "Паспорт государственной программы":

1.1. Позицию "Государственный заказчик - координатор Программы" изложить в следующей редакции:

"

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство образования и науки Нижегородской области (далее - Министерство)

".

1.2. Абзац седьмой позиции "Соисполнители Программы" исключить.

1.3. Позицию "Цель Программы" изложить в следующей редакции:

"

Цель Программы

Целью государственной программы является обеспечение поддержки, синхронизации и интенсификации сектора научных исследований и разработок, непосредственно влияющих на переход предприятий обрабатывающих производств Нижегородской области к новому технологическому укладу будущей цифровой экономики, достижение роста объемов производства и реализации наукоемкой и технологической продукции, высокой концентрации квалифицированных кадров в научно-производственные предприятия Нижегородской области, что окажет положительное влияние на производительность труда и объем валового регионального продукта в производственном секторе, создаст условия для роста уровня благосостояния граждан и внесет вклад в насыщение внутреннего и экспортного рынка высокотехнологической и инновационной продукции

".

2. В разделе 2 "Текстовая часть Программы":

2.1. Подраздел 2.1 "Характеристика текущего состояния" изложить в следующей редакции:

     "2.1. Характеристика текущего состояния

     2.1.1. Приоритеты государственной политики
     в сфере научно-технологического развития

Приоритеты государственной политики в сфере научно-технологического развития (далее - НТР) Нижегородской области (далее также - регион, область) на период до 2030 года, основные направления развития и мероприятия по их достижению сформированы с учетом системы приоритетов государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377, основных векторов развития мировой научно-технологической и инновационной сферы, в связи с необходимостью ответа на связанные с ними большие вызовы, а также с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:

в Указе Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

в постановлении Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года".

Приоритетные направления научно-технологического развития Нижегородской области, включенные в государственную программу, определялись на основании оценки уровня научного, образовательного и технологического (рыночного) развития, достигнутого в научных, образовательных организациях и предприятиях области. Учитывались позиции и показатели региона в рейтингах научного, технологического и инновационного развития.

     2.1.2. Текущее состояние научно-технологического комплекса
     Нижегородской области и тенденции его развития


Текущее состояние научно-технологического комплекса Нижегородской области характеризуется наличием значительных успехов и наработок в отдельных отраслях науки и технологий.

Позиции Нижегородской области в рейтингах, связанных с показателями НТР:

рейтинг научно-технологического развития регионов - 4 место;

рейтинг инновационных регионов России - 8 место;

рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации - 5 место;

индекс конкурентоспособности регионов AV RCI - 15 место;

национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - РФ) - 6 место;

национальный рейтинг губернаторов - 9 место;

рейтинг эффективности управления в субъектах РФ - 24 место;

экологический рейтинг регионов России - 69 место.

Нижегородская область занимает четвертое место среди субъектов РФ по количеству людей, занятых научными исследованиями и разработками, среди бенчмарков с 2017 по 2021 год, а также лидером среди рассматриваемых регионов по объему внутренних затрат на исследования и разработки за анализируемый период. В 2021 году на эти цели областью было потрачено более 90 млрд рублей, в то время как в бенчмарках в среднем на 68% меньше.

При этом стоит отметить, что средний темп прироста внутренних затрат на исследования и разработки в Нижегородской области за 5 лет составил почти 5%, в Новосибирской области - 9,4%, в Республике Татарстан - 8,6%, а в Свердловской области - 1,3%.

По состоянию на 2021 год в регионе 41,5 тыс. научных исследователей. Почти половина людей, занятых исследованиями и разработками, в регионе - исследователи (46%), при этом треть из общей структуры - вспомогательный персонал, 17% - прочий персонал, а техники составляют только 4%. Средний темп прироста персонала в Нижегородской области с 2017 по 2021 год составил 0,7%.

Наиболее высокая концентрация исследований международного уровня, проведенных нижегородскими учеными, представлена в области естественных наук: предметных областях физики, математики, материаловедения, химии, наук о Земле. Существенные наработки и достижения наблюдаются также по направлениям: компьютерные науки, медицина, биохимия, генетика и молекулярная биология, однако крупных приоритетных тематик в этих областях пока не сформировано.

По состоянию на 2021 год наибольшую публикационную активность показали следующие отрасли: атомная (397 публикаций), химическая и нефтехимическая (309 публикаций), информационная (211 публикаций), электронная (249 публикаций), медицинская и биомедицинская (236 публикаций).

Определение векторов развития науки и технологий должно основываться на научно-технологических наработках (достижениях), степени промышленной развитости, а также должно учитывать взаимосвязи между отраслями, цепочки поставок между ними, зависимость отраслей от науки и технологий, то есть основываться на потребностях межотраслевых комплексов.

Отраслевая структура обрабатывающих производств Нижегородской области достаточно диверсифицирована: она включает в себя производство нефтепродуктов, металлургическое производство, производство автотранспортных средств, атомную промышленность, производство готовых металлических изделий, машин и оборудования, химическое производство, производство пищевых продуктов, производство компьютеров, электронных и оптических изделий, а также другие отрасли обрабатывающей промышленности.

Достижение значимого для региона социально-экономического эффекта от реализации проектов научно-технологического развития возможно за счет поддержки, синхронизации и интенсификации научных исследований и разработок, непосредственно влияющих на переход предприятий обрабатывающих производств Нижегородской области к новым технологическим укладам, достижения предприятиями области технологической независимости и обеспеченности высококвалифицированными кадрами. Инструментами технологической трансформации будут инициированные на принципах кооперационных связей научных организаций с производственными и опытными площадками научно-технические программы и проекты, которые реализуют полный инновационный цикл - от получения научных/научно-технических результатов и продукции до вывода товаров на рынок.

Концентрация организационно-управленческих решений, вовлечение потенциала уже действующих на территории Нижегородской области институтов научно-технологического развития (научно-образовательного центра мирового уровня, инновационных научно-технологических центров, технопарков и др.) и программ повышения конкурентоспособности высшего образования ("Приоритет 2030", "Передовые инженерные школы"), а также построение макрорегиональных и интегральных производственных и рыночных связей позволит повысить отдачу от вложений в научные разработки. Они обеспечат вывод предприятий региона на значимые позиции на новых глобальных технологических рынках, что повысит долю инновационной продукции в валовом продукте как региона, так и страны.

Таким образом, приоритетные направления научно-технологического развития Нижегородской области с высокой экономической отдачей определяются взаимосвязанностью научных достижений с производимой регионом продукцией, кадровым и инфраструктурным обеспечением.

Для реализации Программы были выделены ключевые межотраслевые комплексы, а также группа значимых направлений, по которым будет осуществляться научно-технологическое развитие региона.

Приоритетными к развитию научно-технологическими направлениям региона определены:

микроэлектроника;

информационные технологии;

биомедицина (биотехнологии);

химия, нефтехимия;

автомобилестроение, станкостроение.

Помимо этого, необходимо отметить, что важными и обязательными для развития научно-технологическими направлениями являются следующие:

судостроение, металлургия;

атомная отрасль;

радиоэлектроника, приборостроение;

аграрная промышленность;

строительство, строительные материалы и технологии;

креативные индустрии;

климатические и экологические направления.

Стоит отметить, что отдельные отрасли не могут успешно функционировать, и тем более развиваться, без организации процессов кооперации и интеграции с другими отраслями, в результате чего образуются межотраслевые комплексы.

     2.1.3. Описание системных проблем

Наблюдается тенденция сокращения количества исследователей в возрасте до 29 лет. За период с 2010 года их количество сократилось на 23,96%. Кроме того, сокращается количество кандидатов наук в данном возрастном диапазоне за аналогичный период - на 68,6%. При этом, докторов наук в возрасте до 29 лет в регионе не появилось. Наблюдаемая динамика связана с демографическими проблемами и снижением рождаемости в 1990-1995 годах - в Нижегородской области за этот период рождаемость сократилась на 30,16%.

Смещение количества исследователей перешло на возрастной диапазон 30-39 лет - численность увеличилась на 55,6% - это основная возрастная категория, активно занимающаяся развитием научной составляющей региона.

В Нижегородской области за последние 5 лет средний темп прироста исследователей, имеющих ученую степень, отрицательный и составляет -0,8%. Стоит отметить, что, несмотря на снижение в абсолютном выражении численности исследователей, имеющих ученую степень, доля нижегородских исследователей в общей структуре РФ за последние 5 лет незначительно увеличилась - на 0,05 процентных пунктов.

По состоянию на 2021 год, Нижегородская область занимала 4 место по подаче заявок на изобретения и полезные модели в Поволжской федеральном округе (далее - ПФО) - 349 заявок на изобретения и 136 заявок на полезные модели. Результаты региона по данному показателю в период с 2017 по 2021 год показывают отрицательную динамику. Количество поданных заявок на изобретения за рассматриваемый период сократилось на 3,05%, а на полезные модели - на 37,9%.

Что касается технологической активности, то удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в Нижегородской области в 2021 году составил 27,1%. При этом, средний темп прироста за 5 лет в регионе отрицательный - составляет -1,9%.

Ключевой ограничитель НТР региона - отсутствие единой современной инфраструктуры для отработки новых технологий и материалов при наличии значительных научных наработок и разрозненных компетенций.

Отраслевой проблемой в части образования являются противоречивые требования к выпускникам образовательных организаций высшего образования (далее - ВУЗы) со стороны индустрии (работодателей) и науки (ВУЗов, нуждающихся в аспирантах и научных сотрудниках). Главным образом, это происходит из-за того, что ВУЗы не могут оперативно изменять образовательные программы с учетом быстро меняющихся запросов отраслей.

В текущей экономической ситуации наблюдается критическая зависимость от импортного сырья и оборудования, которая приводит к рискам продовольственной зависимости как региона, так и государства в целом. Наибольшая зависимость от импорта наблюдается в первичном посадочном материале для агропромышленности, оборудовании и станках для автомобильной отрасли, чистых материалах и оборудовании для микроэлектроники.

Финансовые ограничения организаций сектора малого и среднего предпринимательства не позволяют им инвестировать в научно-исследовательские разработки, что затрудняет развитие малых инновационных предприятий, а также делает невозможным его масштабирование на федеральном и на мировом уровнях.

     2.1.4. Перспективы развития научно-технологического
     комплекса Нижегородской области

В рамках Программы НТР региона заложена концепция поддержки и внедрения научных проектов в промышленное производство на всех этапах УГТ (уровень готовности технологии).

Создание условий для возникновения синергетического эффекта в развитии науки, технологий и экономики является базовым подходом в вопросах выбора стратегии планирования экономического развития с учетом сложившегося в настоящее время положения в мире. Ключевыми механизмами реализации синергетического эффекта являются фокусное развитие выбранных прикладных междисциплинарных направлений науки и технологий региона (то есть, приоритетных направлений региона), использование механизма трансформации образования и фундаментальных разработок в прорывные продукты и услуги.

Меры, предусмотренные в государственной программе, должны не только обеспечить стабильный объем производства и переход к ресурсной и технологической независимости предприятий. Они позволят выстраивать новые межрегиональные и международные системы рыночных коопераций, создадут условия для переосмысления роли Нижегородской области. Регион за счет высокой концентрации инженерных компетенций сможет выступить в качестве инновационного центра, производителя высокотехнологичной продукции. Это окажет системное влияние на производительность труда и уровень благосостояния жителей Нижегородской области.

Кроме того, регион следует общемировой и всероссийской практике по уменьшению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, Программа учитывает вектор развития по созданию условий для перехода к низкоуглеродной экономике и внедрению ESG-повестки.".

2.2. Подраздел 2.2 "Цели, задачи Программы" изложить в следующей редакции:

     
     "2.2. Цели, задачи Программы

Главной целью государственной программы является обеспечение поддержки, синхронизации и интенсификации сектора научных исследований и разработок, непосредственно влияющих на переход предприятий обрабатывающих производств Нижегородской области к новому технологическому укладу будущей цифровой экономики, достижение роста объемов производства и реализации наукоемкой и технологической продукции, высокой концентрации квалифицированных кадров в научно-производственные предприятия Нижегородской области, что окажет положительное влияние на производительность труда и объем валового регионального продукта в производственном секторе, создаст условия для роста уровня благосостояния граждан и внесет вклад в насыщение внутреннего и экспортного рынка высокотехнологической и инновационной продукции.

Для достижения данной цели необходимо:

вовлечение промышленных предприятий региона в трансфер передовых научных разработок;

обеспечение наиболее эффективного взаимодействия между всеми субъектами НТР за счет формирования единой, высокоэффективной системы управления;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»