ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2022 года № 720
Об утверждении Основных направлений бюджетной
и налоговой политики Нижегородской области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
(с изменениями на 3 июля 2023 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 03.07.2023 № 593
------------------------------------------------------------------------
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора Е.Н.Поляков
(Направления в ред. постановлением Правительства Нижегородской области от 03.07.2023 № 593 )
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889.
Правительства Нижегородской области в 2020-2022 годах
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2020-2021 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.
Динамика основных показателей консолидированного
бюджета Нижегородской области за 2020-2021 годы
млрд рублей
2020 год | темп роста,% | 2021 год | темп роста,% | |
Доходы | 250,4 | 116,7 | 288,2 | 115,1 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 182,6 | 100,3 | 221,7 | 121,4 |
Безвозмездные поступления | 67,8 | 100,3 | 66,5 | 98,0 |
Расходы | 261,6 | 121,5 | 283,7 | 108,4 |
Дефицит / Профицит | -11,2 | 4,5 |
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2021 году получены в объеме 288,2 млрд рублей и увеличились за 2020-2021 годы на 73,7 млрд рублей или на 34%.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2021 году исполнены в объеме 283,7 млрд рублей и увеличились за 2020-2021 годы на 68,5 млрд рублей или на 31,8%.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета Нижегородской области занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по сохранению параметров по уровню заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по предоставлению мер социальной поддержки населению, обеспечено финансирование мероприятий, посвященных празднованию 800-летия города Нижнего Новгорода.
Осуществлена поддержка реального сектора экономики посредством субсидирования затрат промышленных предприятий на модернизацию и расширение производства, субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
В 2021 году Нижегородская область участвовала в реализации 12 национальных проектов, на финансирование которых было направлено 31,2 млрд рублей федеральных и областных средств (97% от запланированной суммы).
Обеспечено выполнение условий соглашений с Минфином России о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Нижегородской области, в том числе по осуществлению мер, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области (оценка эффективности налоговых льгот, устранение неэффективных льгот, обеспечение достижения показателей экономического развития) и на оптимизацию бюджетных расходов.
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.
По итогам 2021 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Нижегородской области получены в объеме 221,7 млрд рублей, по сравнению с 2020 годом увеличились на 39,1 млрд рублей или на 21,4%. По итогам 2021 года профицит областного бюджета составил 3,8 млрд рублей.
Объем государственного долга на конец года составил 104,6 млрд рублей, в том числе без учета бюджетных кредитов, предоставленных в 2021 году муниципалитетам на замещение рыночных заимствований, объем долга составил 98,6 млрд рублей. Долговая нагрузка находится в рамках обязательств, установленных Соглашениями с Минфином России о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета.
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2020-2021 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;
- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";
- проведение оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;
- проведение оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;
- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;
- сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;
- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;
- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.
Проведена работа по привлечению в областной бюджет средств инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета. Средства планируется направить на продление линии метрополитена до ст. "Сенная", строительство сетей водоотведения и водоснабжения в п. Ольгино и п. Новинки, строительство очистных сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда", создание террасного парка в Почаинском овраге.
В 2022 году исполнение областного и консолидированного бюджета Нижегородской области идет более высокими, чем в 2021 году, темпами.
Исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области за 1 полугодие 2022 года составило по доходам 146,4 млрд рублей или 124,1% к аналогичному периоду 2021 года, по расходам 136,2 млрд рублей - 119,1%.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области составило 121,3 млрд рублей, что на 24 млрд рублей или 24,6% выше поступлений аналогичного периода 2021 года.
Налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2023-2025 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов.
Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2023-2025 годы определены:
- увеличение налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в Нижегородской области, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;
- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;
- государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;
- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал Нижегородской области, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими организациями Нижегородской области;
- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов консолидированного бюджета Нижегородской области и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области, активизация претензионно-исковой деятельности;
- проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению.
В 2023-2025 годах продолжится работа по проведению оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области, отмене неэффективных налоговых льгот. Будут сохранены подходы к установлению налоговых льгот при условии положительной оценки их эффективности. По результатам оценки за 2021 год все налоговые расходы Нижегородской области признаны эффективными.
Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном и региональном уровне, а также планируемых к принятию с 2023 года следующих изменениях законодательства:
- на 2023 год продлевается действие пониженных ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленных законами субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации";
- с 1 января 2023 г. прекращают действовать консолидированные группы налогоплательщиков. На федеральном уровне планируется установить временный трехлетний механизм распределения налога на прибыль от консолидированных групп налогоплательщиков между регионами на основании средних долей фактических поступлений за 2019-2021 годы и 1 полугодие 2022 года;
- с 1 января 2023 г. увеличиваются ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% на 4,1%, вина, фруктовые вина - на 3,0%, пиво - на 4,2%, на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла на 4,0%;
- с 2023 года в целях упрощения налогового администрирования вводится институт единого налогового счета, в рамках которого обязательства каждого налогоплательщика консолидируются в единое сальдо расчетов с бюджетом. На едином налоговом счете будет учитываться совокупная обязанность налогоплательщика по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и денежные средства, поступившие в качестве единого налогового платежа.
Новый механизм расчетов с бюджетом исключает наличие у налогоплательщика одновременно задолженности и переплаты по разным видам налогов.
В целях обеспечения действия единого налогового счета для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается единый срок уплаты налогов и страховых взносов в бюджет - 28-е число соответствующего месяца;
- с 2023 года планируется отменить акцизы на сталь жидкую;
- планируется продлить зачисление 1 процента ставки налога на прибыль организаций в федеральный бюджет до 2030 года;
- планируется продлить по 31 декабря 2030 г. при исчислении налога на прибыль организаций действие 50-процентного ограничения по переносу убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах;
- на 2023 год планируется установить коэффициент, используемый для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан в Нижегородской области, в размере 2,31;
- планируется установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен;
- планируется освободить от уплаты налога на имущество организации, основным видом деятельности которых является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, в отношении вновь построенных гостиниц, введенных в эксплуатацию после 1 января 2023 года.
В условиях внешнего санкционного давления основной задачей бюджетной политики на планируемый период остается обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет:
- формирования реалистичного прогноза поступления доходов;
- обеспечения финансовыми ресурсами в первую очередь действующих расходных обязательств, гарантированного исполнения социальных обязательств Нижегородской области;
- проведения ответственной и взвешенной долговой политики, реализации мер, направленных на обеспечение выполнения условий соглашений о привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета и о реструктуризации обязательств по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов следующей задачей бюджетной политики является осуществление мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе за счет: