ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 ноября 2021 года № 1225-р

О внесении изменения в инвестиционную декларацию
Нижегородской области, утвержденную распоряжением
Правительства Нижегородской области
от 25 декабря 2013 г. № 2701-р



1. Внести в инвестиционную декларацию Нижегородской области, утвержденную распоряжением Правительства Нижегородской области от 25 декабря 2013 г. № 2701-р, изменение, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.



Губернатор                      Г.С.Никитин



ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 24 ноября 2021 г. № 1225-р


"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 25 декабря 2013 г. № 2701-р



Инвестиционная декларация Нижегородской области


Инвестиционная декларация Нижегородской области разработана в целях формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и декларирует обязательства Нижегородской области перед инвестором о незыблемости мер государственной поддержки и условий ведения бизнеса.

Реализация положений инвестиционной декларации Нижегородской области осуществляется путем принятия органами государственной власти Нижегородской области нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на ее исполнение.

1. Общее описание целей инвестиционного развития Нижегородской области


Главной целью инвестиционного развития Нижегородской области является достижение до 2030 года реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития - не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.

Стратегические приоритеты и планы по привлечению новых стратегических партнеров отражены в разделе "Инвестиционная среда и предпринимательство" Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия), а также Прогнозом социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2021 г. № 917.

1.1. В Нижегородской области определены четкие цели по увеличению объемов инвестиций в основной капитал


Таблица 1

Социально-экономические показатели

2020

2021

2022

2023

2024

2030

факт

оценка

среднесрочный прогноз

прогноз

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

383,1

419,1

464,7

512,4

564,9

1 044,6


Согласно утвержденным показателям, стимулирование инвестиций в основной капитал относится к основным приоритетам регионального развития, к 2030 году данный показатель должен превысить уровень 2020 года более чем в два раза.

1.2. Повышение уровня доходов населения и количества созданных и создаваемых рабочих мест относится к приоритетам регионального развития в Нижегородской области

Таблица 2

Социально-экономические показатели

2020

2021

2022

2023

2024

2030

факт

оценка

среднесрочный прогноз

прогноз

Реальные денежные доходы населения, % г/г

94,9

103,2

103,1

102,9

102,8

102,4

Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций), руб.

37 600,9

40 700

43 510

46 610

49 980

75 380

Уровень зарегистрированной безработицы, %

3,2

0,6

0,6

0,6

0,5

0,5


К целям регионального развития относится сохранение ежегодного роста реальных денежных доходов населения на уровне не ниже 3%. При этом безработица не должна превышать естественного уровня (0,5%), что может быть достигнуто за счет сохранения существующих и создания новых рабочих мест в экономике.

2. Ключевые характеристики Нижегородской области

2.1. Существующая в Нижегородской области необходимая инфраструктура для инвесторов и площадки для реализации инвестиционных проектов


Нижегородская область - один из передовых и наиболее активно развивающихся регионов Российской Федерации, который обладает обширным потенциалом для развития инвестиционной деятельности.

К ключевым инфраструктурным преимуществам Нижегородской области относятся:

- выгодное географическое положение, развитая транспортная и логистическая инфраструктура;

- развитая инженерная инфраструктура, возможность обеспечения инвестиционных проектов необходимыми инженерными коммуникациями;

- наличие инвестиционных площадок "greenfield" и "brownfield" для реализации инвестиционных проектов (информация о площадках размещена на инвестиционной карте Нижегородской области по адресу: https://newmap.nn-invest.ru/#/map).

2.1.1. Транспортная инфраструктура Нижегородской области


Одним из главных преимуществ региона является географическое положение. Нижегородская область находится в центре европейской части России. Через Нижний Новгород проходят крупные международные транспортные коридоры:

- "Север - Юг", "Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург", транзитные потоки из Индии, Ирана и других стран Персидского залива, а также европейских стран;

- "Запад - Восток", Транссибирская магистраль, транзитные потоки предоставляют прямой выход грузам России, стран СНГ и Европы в дальневосточные российские морские порты и на пограничные переходы, расположенные на границе России с Китаем, Монголией и Казахстаном.

Развитая региональная транспортно-логистическая инфраструктура обеспечивает преимущества в логистике и близость к крупнейшим рынкам сбыта.

2.1.1.1. Автомобильная инфраструктура


Регион обладает разветвленной сетью автомобильных дорог с твердым покрытием. Через Нижегородскую область проходят автодороги федерального значения:

- М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа (протяженность: 219,874 км);

- Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Боковая - Йошкар-Ола (протяженность: 133,286 км);

- Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов (протяженность: 224,500 км).

Через Нижегородскую область проходят автодороги регионального значения:

- Р-125 Ряжск - Касимов - Муром - Нижний Новгород (протяженность: 144,020 км);

- Р-152 Шопша - Иваново - Нижний Новгород (протяженность: 95,933 км);

- Р-159 Нижний Новгород - Шахунья - Киров (протяженность: 215,978 км).

Основными направлениями дорожной деятельности являются: реализация мероприятий национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", мероприятия в рамках развития паломническо-туристического кластера "Арзамас - Дивеево - Саров".

В целях развития региональной транспортной инфраструктуры в Нижегородской области реализован ряд проектов по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства:

- Южный обход города Нижнего Новгорода (I-III очереди);

- Волжский мост и строительство участка автомобильной дороги Нижний Новгород - Шахунья - Киров на участке Неклюдово - Золотово;

- метромост через реку Оку, совмещенный с автодорогой.

В настоящее время реализуются масштабные проекты:

- строительство IV очереди Южного обхода города Нижнего Новгорода;

- реконструкция и капитальный ремонт автомобильной дороги Р-158 Нижний Новгород - Саранск - Пенза - Саратов;

- строительство Южного обхода г. Арзамаса;

- строительство автомобильной дороги Северо-восточный обход с. Дивеево;

- реконструкция автомобильных дорог по ул. Циолковского, ул. Кузьмина, ул. Светлоярской со строительством транспортной развязки в разных уровнях в Сормовском районе г. Нижнего Новгорода;

- строительство транспортной развязки в районе д. Ольгино на пересечении а/д Ряжск - Касимов - Муром - Нижний Новгород;

- в рамках трансконтинентального проекта международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай", который входит в ключевой проект "Экономический пояс Шелкового пути", планируется строительство нового автобана М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань. Маршрут привлечет 70 млн тонн грузопотока. Трасса М-12 даст новые возможности международной логистике.

2.1.1.2. Железнодорожная инфраструктура


Протяженность железнодорожных путей на территории Нижегородской области - 1,2 тыс. км.

На территории Нижегородской области на балансе Горьковской региональной дирекции железнодорожных вокзалов находятся 11 вокзальных комплексов, в том числе внеклассных - 1, второго класса - 4 и третьего класса - 2. В их числе: Нижний Новгород, Арзамас-1, Арзамас-2, Навашино, Дзержинск, Сергач (объект культурного наследия), Шахунья, Семенов, Урень, Заволжье, Петряевка.

На территории Нижегородской области пригородные пассажирские железнодорожные перевозки осуществляет АО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" (АО "ВВППК"). В 2020 году количество пассажиров составило 17,1 млн человек.

Среднесуточное количество курсирующих пассажирских поездов дальнего следования - 57, в том числе формирования Горьковской железной дороги - 22 поезда. Среднесуточное количество курсирующих пригородных поездов - 205.

Основные виды грузов, перевозимые железнодорожным транспортом по территории Нижегородской области: нефтяные, черные металлы, химикаты, металлолом, лесные, промышленное сырье. В 2020 году объем погрузки железнодорожным транспортом составил 11,6 млн тонн. Более 60 % грузоперевозок обеспечивают предприятия нефтехимии, около 14 % - предприятия металлургического комплекса.

Устойчивые грузопотоки формируются в направлении Северо-Западного региона. Это в основном нефтепродукты, грузы в контейнерах и химикаты. Высокий рост погрузки в данном направлении отмечен по лесным грузам в Финляндию. Южное и Восточное направления загружены за счет контейнерных поставок, перевозки черных металлов и нефтепродуктов.

Из перспективных зарождений грузопотока можно отметить развитие транспортно-логистических услуг в области контейнерных перевозок. Разрабатываются различные варианты отправления в составе контейнерных поездов. Одним из новых направлений могут стать поставки через Казахстан.

К точкам роста грузопотока в среднесрочной перспективе можно отнести: особую экономическую зону промышленно-производственного типа "Кулибин" (ОЭЗ ППТ "Кулибин") вблизи станции Дзержинск, терминально-логистический центр на станции Доскино, перевозки от станции Зелецино в рамках инвестиционных проектов ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез".

2.1.1.3. Речной транспорт, внутренние водные пути и речные порты

Общая протяженность внутренних водных путей, проходящих по Нижегородской области, в границах деятельности ФБУ "Администрация Волжского бассейна" составляет 937 км. Помимо транзитных судовых ходов на реках в перечень внутренних водных путей также входят дополнительные судовые хода, подходы к причалам, остановочным пунктам и убежищам на открытых участках водохранилищ.

За период 2020-2021 годов произошло значительное увеличение протяженности водных путей, обслуживаемых ФБУ "Администрация Волжского бассейна", а также улучшение их показателей - повышение категории.

Таблица 3. Объем перевозок и судопоток за навигацию 2020 г.
по водным путям ФБУ "Администрация Волжского бассейна"
в границах Нижегородской области

№ п/п

Показатель

По направлениям

Итого в оба направления

вверх

вниз

1.

Грузовые перевозки (тонн)

2.

Наливные

1 516 058

12 685

1 528 743

3.

Зерновые

149 210

-

149 210

4.

Соль

818 740

18 085

836 825

5.

Лесные

20 777

91 703

112 480

6.

Металл

146 734

617 385

764 119

7.

Сера

181 842

-

181 842

8.

Строительные

3 762 316

1 465 422

5 227 738

9.

Химические минеральные удобрения

160 503

17 114

177 617

10.

Прочие грузы

6 349

79 966

86 315

11.

Всего грузов

6 762 528

2 302 360

9 064 888

12.

Количество рейсов порожнем

1 613

3 493

5 106

13.

Всего рейсов (ед.) в том числе:

6 977

7 412

14 389

14.

Количество рейсов сухогрузных судов и барж

3 372

3 583

6 955

15.

Количество рейсов танкеров и наливных барж

470

488

958

16.

Количество рейсов толкачей и буксиров

2 677

2 739

5 416

17.

Количество рейсов пассажирских судов

458

602

1 060

18.

Количество перевезенных пассажиров (чел.)

36 343

41 571

77 914

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»