ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2021 года № 966
Об утверждении Положения о региональном государственном
контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в
пределах установленной квоты
(с изменениями на 23 января 2024 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.02.2022 № 98;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.05.2022 № 387;
постановлением Правительства Нижегородской области от 15.09.2022 № 759;
постановлением Правительства Нижегородской области от 23.01.2024 № 16
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
1.2. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
1.3. Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства Нижегородской области по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением подпункта 1.3 пункта 1 настоящего постановления, и подлежит официальному опубликованию.
Подпункт 1.3 пункта 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 марта 2022 г.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
(Положение в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 25.05.2022 № 387; от 15.09.2022 № 759;
от 23.01.2024 № 16 )
Положение
о региональном государственном
контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов
в пределах установленной квоты
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - государственный надзор).
1.2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, применяются положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), федеральных законов от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 181), от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ), от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 472-ФЗ), Закона Нижегородской области от 26 декабря 2007 г. № 191-З "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон о квотировании). (абзац первый в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 25.05.2022 № 387 - см. предыдущую редакцию)
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора на территории опережающего развития, организацией и проведением проверок индивидуальных предпринимателей или являющихся коммерческими организациями юридических лиц, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего развития, созданной на территории Нижегородской области, согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), либо резидентов иной территории опережающего развития, создавших филиал или представительство на этой территории опережающего развития, которые заключили в соответствии с Федеральным законом № 473-ФЗ соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего развития и включены в реестр резидентов территории опережающего развития, применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ с учетом особенностей осуществления государственного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. (абзац второй в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 23.01.2024 № 16 - см. предыдущую редакцию)
1.3. Предметом государственного надзора является:
1) соблюдение работодателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области (далее - обязательные требования);
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
К контролируемым лицам в целях настоящего Положения (далее - контролируемые лица) относятся работодатели, численность работников которых составляет 35 человек и более.
1.4. Органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является управление по труду и занятости населения Нижегородской области (далее - Управление).
1.5. Государственный надзор уполномочены осуществлять следующие должностные лица Управления (далее - должностные лица):
1) заместитель руководителя;
2) начальник отдела правовой работы и контроля;
3) консультант отдела правовой работы и контроля;
4) главный специалист отдела правовой работы и контроля; (пп. 4 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 23.01.2024 № 16 - см. предыдущую редакцию)
5) юрисконсульт отдела правовой работы и контроля.
1.6. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается руководителем Управления либо лицом, исполняющим его обязанности.
1.7. Должностные лица выполняют обязанности, установленные частью 1 статьи 29 Федерального закона № 248-ФЗ, пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона № 248-ФЗ.
Должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.8. Объектами государственного надзора являются (далее - объекты надзора):
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования.
1.9. Управлением в рамках осуществления государственного надзора ведется учет объектов надзора и связанных с ними контролируемых лиц в электронном виде посредством ведения электронного журнала (далее - электронный журнал учета объектов надзора).
В целях учета объектов государственного надзора и связанных с ними контролируемых лиц в электронном журнале учета объектов надзора содержатся следующие сведения:
а) наименование контролируемого лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) наименование объекта государственного надзора;
г) сведения о категории риска причинения вреда (ущерба);
д) сведения о проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях.
Информация об объектах надзора и связанных с ними контролируемых лицах актуализируется по мере ее поступления.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора для целей их учета Управление использует общедоступную информацию, а также информацию, полученную от контролируемых лиц.
При осуществлении учета объектов надзора на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
2.1. Государственный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Управление при осуществлении государственного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
2.3. Критериями отнесения объектов надзора к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований (далее - критерии риска) являются:
1) наличие в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта надзора к определенной категории риска вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу, его должностным лицам за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) наличие в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении объекта надзора к определенной категории риска вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу, его должностным лицам за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) наличие в течение последних 5 лет на дату принятия решения об отнесении объекта надзора к определенной категории риска выявленных при проведении плановой или внеплановой проверки, осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований, проведении мониторинга нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов, не связанных с привлечением к административной ответственности. (пп. 3 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 23.01.2024 № 16 - см. предыдущую редакцию)
2.4. Объект надзора относится к категории значительного риска при наличии критерия, указанного в подпункте 1 пункта 2.3 настоящего Положения.
Объект надзора относится к категории среднего риска при наличии критерия, указанного в подпункте 2 пункта 2.3 настоящего Положения.
Объект надзора относится к категории умеренного риска при наличии критерия, указанного в подпункте 3 пункта 2.3 настоящего Положения.
При отсутствии у объекта надзора критериев, указанных в пункте 2.3 настоящего Положения, он относится к категории низкого риска.
2.5. В отношении объектов надзора в зависимости от присвоенной категории риска предусмотрены следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и периодичность их проведения:
1) для категории значительного риска - одна плановая проверка в 3 года;
2) для категории среднего риска - не чаще одной плановой проверки в 4 года и не реже одной плановой проверки в 5 лет;
3) для категории умеренного риска - не чаще одной плановой проверки в 6 лет и не реже одной плановой проверки в 8 лет.
В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
2.6. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется Управлением на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями риска.
2.7. При наличии критериев риска, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска.
В случае, если объект надзора не отнесен Управлением к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Контролируемое лицо вправе подать в Управление заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов государственного надзора в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
2.8. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Управление разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта надзора, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении государственного надзора утверждается Правительством Нижегородской области.
3.1. Управлением ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
3.2. Управление проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) самообследование;
6) профилактический визит.
3.2.1. Информирование осуществляется посредством размещения сведений, касающихся осуществления государственного надзора, на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации и в иных формах.
Управление размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного надзора;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу;