ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2021 года № 793

Об утверждении Основных направлений бюджетной и
налоговой политики Нижегородской области на 2022 год
и на плановый период 2023 и 2024 годов



В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



Губернатор                              Г.С.Никитин

     


     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 6 сентября 2021 г. № 793

Основные направления
 бюджетной и налоговой политики Нижегородской области
на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов


Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, обеспечения прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889.

     1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой
     политики Правительства Нижегородской области
     в 2018-2021 годах


Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2018-2020 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.

Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области на 2018-2024 годы, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.

     
     Динамика основных показателей консолидированного
     бюджета Нижегородской области за 2018-2020 годы

млрд. рублей

2018 год

темп роста,%

2019 год

темп роста,%

2020 год

темп роста,%

Доходы

195,4

111,6

214,5

109,7

250,4

116,7

в том числе налоговые и неналоговые доходы

169,3

111,5

182,1

107,6

182,6

100,3

Безвозмездные поступления

26,1

112,2

32,4

123,7

67,8

209,5

Расходы

186,2

104,1

215,2

115,6

261,6

121,5

Дефицит / Профицит

9,2

-0,7

-11,2


Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2020 году получены в объеме 250,4 млрд. рублей и увеличились за 2019-2020 годы на 55 млрд. рублей или на 28,1%.

Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2020 году исполнены в объеме 261,6 млрд. рублей и увеличились за 2019-2020 годы на 75,4 млрд. рублей или на 40,5%.

Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета Нижегородской области занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.

Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе обеспечено сохранение целевых показателей по заработной плате работников бюджетной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.

Начиная с 2019 года реализуются мероприятия в рамках 12 национальных проектов, на которые за два года было направлено 54,6 млрд. рублей федеральных и областных средств.

Кроме того, с привлечением средств федерального бюджета реализованы мероприятия по развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования затрат промышленных предприятий на модернизацию и расширение производства, субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков организаций сельского хозяйства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.

Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.

Улучшение ситуации с поступлением доходных источников в 2018-2019 годах, получение дополнительных доходов в бюджет Нижегородской области, формирование бюджета с профицитом позволили существенно снизить долговую нагрузку - на 12,4 процентных пункта (с 63,5% до 51,1%).

Исполнение областного и консолидированного бюджета Нижегородской области в 2020 году осуществляется в условиях ухудшения экономической ситуации, связанной с введением ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), привели к снижению налоговых и неналоговых доходов бюджета Нижегородской области.

По итогам 2020 года налоговые и неналоговые доходы в консолидированный бюджет Нижегородской области поступили на уровне исполнения за 2019 год в объеме 182,6 млрд. рублей. Основные потери по налоговым и неналоговым доходам сложились по областному бюджету - снижение к первоначальному прогнозу на 8,4 млрд. рублей, к уровню 2019 года на 2,4 млрд. рублей.

В этих условиях значительной оказалась поддержка областного бюджета со стороны Российской Федерации, в том числе на компенсацию потерь по налоговым и неналоговым доходам и на реализацию мероприятий по устранению последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

На улучшение ситуации с исполнением областного бюджета к концу 2020 года, в наибольшей степени повлияли меры федеральной и региональной поддержки наиболее пострадавшим отраслям, в том числе в рамках Указа Губернатора Нижегородской области от 7 апреля 2020 г. № 53 "О мерах поддержки организаций и лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Необходимость исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., социальных обязательств перед населением Нижегородской области, включая обязательства, установленные Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также увеличение расходов в целях поддержки экономики и профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), привели к исполнению областного бюджета с дефицитом и увеличению объема государственного долга.

По итогам 2020 года дефицит областного бюджета составил 12,6 млрд. рублей, долговая нагрузка по сравнению с началом года увеличилась с 51,1% до 59,5%, но при этом находится на экономически безопасном уровне и в пределах ограничений, установленных условиями Соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.

В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2018-2020 годах проводилась работа по следующим направлениям:

- формирование и исполнение областного бюджета в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;

- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";

- проведение оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области;

- проведение оценки эффективности государственных программ Нижегородской области, предусматривающей комплексный подход к оценке программ с учетом качества их формирования и эффективности реализации;

- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;

- сохранение безопасного уровня долговой нагрузки и безусловное выполнение принятых долговых обязательств Нижегородской области;

- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;

- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;

- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях Нижегородской области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.

В 2021 году исполнение областного и консолидированного бюджета Нижегородской области идет более высокими, чем в 2020 году, темпами.

Исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области за 1 полугодие 2021 года составило по доходам 118,0 млрд. рублей или 116% к аналогичному периоду 2020 года, по расходам 114,3 млрд. рублей - 110,1%.

Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области составило 97,3 млрд. рублей, что на 15,1 млрд. рублей или 18,5% выше поступлений аналогичного периода 2020 года.

В зависимости от условий развития экономики Нижегородской области в 2021 году, на которые могут оказать влияние дальнейшее осуществление мер, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), до конца года сохраняется риск неисполнения прогноза бюджетных показателей.

     2. Основные направления налоговой политики


Налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2022-2024 годах, как и в предыдущие годы, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в консолидированный бюджет Нижегородской области.

Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2022-2024 годы определены:

- увеличение налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в Нижегородской области, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;

- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;

- государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;

- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал Нижегородской области, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими организациями Нижегородской области;

- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов консолидированного бюджета Нижегородской области и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области, активизация претензионно-исковой деятельности;

- проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению.

В 2022-2024 годах продолжится работа по проведению оценки эффективности налоговых расходов Нижегородской области и муниципальных образований Нижегородской области, отмене неэффективных налоговых льгот. По результатам оценки за 2020 год все налоговые расходы Нижегородской области признаны эффективными.

Формирование налоговых и неналоговых доходов будет основываться на вступающих в силу на федеральном и региональном уровне, а также планируемых к принятию с 2022 года следующих изменениях законодательства:

- с 1 января 2022 г. увеличиваются ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% на 4,1%, вина, фруктовые вина на 3,1%, пиво на 4,3%, на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла на 4,0%;

- на 2022 и 2023 годы продлевается действие пониженной ставки налога на имущество организаций (1,6% вместо 2,2%) в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;

- с 2022 года вводятся единые сроки уплаты налога на имущество организаций (не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом) и авансовых платежей по налогу (не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом);

- на 2022-2024 годы норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей установлен на уровне 2021 года в размере 74,9%;

- планируется продлить по 31 декабря 2024 г. при исчислении налога на прибыль организаций действие 50-процентного ограничения по переносу убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах;

- планируется с 1 января 2022 г. для организаций, заключивших соглашения о защите и поощрении капиталовложений, ввести механизм налогового вычета по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу и земельному налогу (если стороной соглашения является, в том числе, муниципальное образование Нижегородской области);

- с 1 июля 2021 г. по 1 июля 2031 г. действуют пониженные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 1% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 5% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Нижегородской области, основным видом экономической деятельности которых является разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги, при условии, если за соответствующий налоговый период не менее 70% дохода составил доход от осуществления указанного вида экономической деятельности, и если размер средней заработной платы налогоплательщика за соответствующий налоговый период составил не менее 55 000,0 рублей;

- с 1 января 2023 г. устанавливается право на применение налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций на территории Нижегородской области для организаций, являющихся субъектами инвестиционной деятельности, реализующими приоритетные инвестиционные или инновационные проекты Нижегородской области. Также планируется распространить право применения инвестиционного налогового вычета с 1 января 2022 г. на всех налогоплательщиков, осуществляющих отдельные виды экономической деятельности, включенные в раздел С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014;

- установление на соответствующий год коэффициентов индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне планируемого среднегодового индекса потребительских цен.

     

     3. Основные направления бюджетной политики


В условиях, когда экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) до конца не преодолены, основной задачей бюджетной политики на планируемый период является обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области, в том числе за счет:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»