ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2021 года № 365
Об утверждении Положения о региональной автоматизированной
системе централизованного оповещения населения
Нижегородской области
(Наименование изложено в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2023 № 791 - см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 29 августа 2023 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 19.05.2021 № 398;
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.06.2022 № 454;
постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2023 № 791 (вступил в силу с 01.09.2023)
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации", указами Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 13 ноября 2012 г. № 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 г. № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 9 декабря 2014 г. № 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", от 26 сентября 2016 г. № 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", от 2 апреля 2020 г. № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", от 28 декабря 2020 г. № 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. № 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей", приказами МЧС России и Минкомсвязи России от 31 июля 2020 г. № 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и от 31 июля 2020 г. № 579/366 "Об утверждении Положения об организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения, Правительство Нижегородской области постановляет:
(преамбула в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 29.08.2023 № 791 - см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Нижегородской области (далее - Положение). (п.1 изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2023 № 791 - см. предыдущую редакцию)
2. Установить, что в соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Нижегородской области о передаче Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществления части полномочий по сбору информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и обмену такой информацией, организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2019 г. № 2569-р, полномочиями по непосредственному направлению операторам связи заявок на передачу сигналов оповещения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите наделяются должностные лица Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области, сведения о которых указываются в соответствующих соглашениях с операторами связи о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения. (п.2 изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2023 № 791 - см. предыдущую редакцию)
2. Государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области" обеспечивать оповещение населения Нижегородской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите путем задействования региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Нижегородской области (далее - региональная система оповещения) в соответствии с Положением. (п.2_1 введен постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2023 № 791)
2. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Нижегородской области осуществлять:
координацию деятельности по совершенствованию, региональной системы оповещения;
контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание (совершенствование) и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения муниципальных образований Нижегородской области;
контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
сбор информации в области создания, развития и содержания региональной системы оповещения и обмен такой информации.
(п.2_2 введен постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2023 № 791)
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области обеспечить:
создание в административных границах муниципального образования и поддержание в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
определение номенклатуры, объем и содержание в готовности к использованию по предназначению, резерва стационарных и мобильных технических средств оповещения, определить порядок его использования;
планирование и обеспечение мероприятий по своевременному оповещению и информированию населения на территориях, неохваченных техническими средствами централизованного оповещения, наличие и содержание необходимого количества мобильных технических средств оповещения для его осуществления.
(п.2_3 введен постановлением Правительства Нижегородской области от 29.08.2023 № 791)
3. Признать утратившими силу:
(абзац пятый изложен в новой редации постановлением Правительства Нижегородской области от 19.05.2021 № 398 - см. предыдущую редакцию)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Банникова П.В. (пункт изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 16.06.2022 № 454 - см. предыдущую редакцию)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор Г.С.Никитин
Положение
о региональной автоматизированной системе
централизованного оповещения населения
Нижегородской области
1.1. Настоящее Положение определяет назначение, задачи и требования к региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Нижегородской области (далее - региональная система оповещения), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и определения:
оповещение населения Нижегородской области - доведение до населения Нижегородской области (далее - население) сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО) и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами ГО и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС Нижегородской области), а также для применения населением средств и способов защиты;
экстренная информация - информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты, незамедлительно передаваемая по региональной системе оповещения;
зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
места массового пребывания людей - территория общего пользования муниципального округа или городского округа Нижегородской области, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться большое количество человек;
автоматический режим функционирования - режим, при котором система оповещения (элементы системы оповещения) включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) системы оповещения населения;
автоматизированный режим функционирования - режим, при котором включение (запуск) системы оповещения (элементов системы оповещения) осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) системы оповещения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений;
муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения населения - сегмент региональной системы оповещения, представляющий собой совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматических режимах функционирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера муниципального уровня;
комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - элемент системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС Нижегородской области и до населения в зонах экстренного оповещения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах функционирования;
специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
2.1. Региональная система оповещения является неотъемлемой частью системы управления ГО и ТП РСЧС Нижегородской области и представляет собой совокупность технических средств, предназначенных для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматическом режимах функционирования сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера регионального (межмуниципального) уровня.
2.2. Границей зоны действия региональной системы оповещения является административная граница Нижегородской области.
2.3. Региональная система оповещения включает в себя:
- технические средства государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области" (далее - Управление ГО, ЧС и ПБ Нижегородской области), предназначенные для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматическом режимах функционирования сигналов оповещения и экстренной информации;
- комплексы программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов КСЭОН в зонах экстренного оповещения регионального (межмуниципального) уровня;
- технические средства, предназначенные для приема, обработки и передачи в автоматизированном и (или) автоматическом режимах функционирования сигналов оповещения и экстренной информации муниципальных систем оповещения.
2.4. В целях обеспечения задействования региональной системы оповещения (элементов региональной системы оповещения) предусмотрены следующие уровни управления системой:
при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального (межмуниципального) уровня - региональный уровень управления системой оповещения, являющийся верхним уровнем управления для всех систем оповещения населения, создаваемых на территории Нижегородской области;
при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального уровня - муниципальный уровень управления системой оповещения, являющийся верхним уровнем управления для систем оповещения населения, создаваемых органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями в рамках своих полномочий на территории соответствующего муниципального образования, и элементов КСЭОН.
2.5. Определение основных принципов построения региональной системы оповещения, состав сил и средств органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и организаций, привлекаемых для обеспечения выполнения системой возложенных на нее основных задач, порядок передачи сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется при планировании мероприятий ГО и защиты населения (планами основных мероприятий Нижегородской области по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах).