ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2020 года N 174-п


Об утверждении региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия"

(с изменениями на 11 октября 2024 года)

(в ред. Постановлений Президиума Правительства Республики Хакасия от 26.07.2021 N 114-п, от 23.09.2021 N 143-п, от 15.11.2021 N 175-п, от 20.12.2021 N 199-п, от 31.05.2022 N 101-п, от 29.09.2022 N 172-п, от 03.11.2022 N 195-п, от 27.12.2023 N 267-п, от 06.08.2024 N 216-п, от 11.10.2024 N 282-п)




Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" (с последующими изменениями) Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:


Утвердить прилагаемую региональную программу "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия".



Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
И.ВОЙНОВА



Приложение



Утверждена
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 14.12.2020 N 174-п



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ"

(в ред. Постановлений Президиума Правительства Республики Хакасия от 26.07.2021 N 114-п, от 23.09.2021 N 143-п, от 15.11.2021 N 175-п, от 20.12.2021 N 199-п, от 31.05.2022 N 101-п, от 29.09.2022 N 172-п, от 03.11.2022 N 195-п, от 27.12.2023 N 267-п, от 06.08.2024 N 216-п, от 11.10.2024 N 282-п)




ПАСПОРТ
 региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия"


(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 20.12.2021 N 199-п)

Сроки реализации региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия" (далее - региональная программа)

-

2021 - 2025 годы

Разработчик региональной программы

-

Правительство Республики Хакасия

Участники региональной программы

-

Министерство здравоохранения Республики Хакасия;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия;

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия

Наименование государственной программы Республики Хакасия

-

государственная программа Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 614

Реквизиты документа, которым утверждена региональная программа

-

постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.12.2020 N 174-п

Цели региональной программы

-

цель 1 - обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. населения;

цель 2 - обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи;

цель 3 - обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

цель 4 - обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи

Задачи региональной программы

-

задача 1 - организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи;

задача 2 - обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

задача 3 - оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья;

задача 4 - устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача;

задача 5 - обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи;

задача 6 - введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах;

задача 7 - создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи;

задача 8 - разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы;

задача 9 - реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше;

задача 10 - профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях

Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы

-

консолидированный бюджет - 2282921,8 тыс.

рублей, средства федерального бюджета - 2008019,0 тыс. рублей, средства

республиканского бюджета Республики Хакасия - 274902,8 тыс. рублей;

в 2021 году - 333844,85 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 326055,65 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 7789,20 тыс. рублей;

в 2022 году - 348817,4 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 340960,0 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 7857,4 тыс. рублей;

в 2023 году - 345788,40 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 337999,20 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 7789,20 тыс. рублей;

в 2024 году - 623788,5 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 552155,4 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 71633,1 тыс. рублей;

в 2025 году - 630682,6 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 450848,70 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 179833,9 тыс. рублей

(в ред. Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 11.10.2024 N 282-п)



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Актуальность разработки региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия" (далее - программа) обусловлена отрицательной динамикой некоторых показателей общественного здоровья населения Республики Хакасия (высокая смертность, в том числе трудоспособного населения от злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, высокая заболеваемость социально значимыми заболеваниями), необходимостью модернизации и реструктуризации медицинских организаций первичного звена, модернизации специализированных видов медицинской помощи в сельской местности, обновления основных фондов и расширения сети учреждений здравоохранения. Сокращение смертности населения от предотвратимых причин, как правило, достигается путем усиления мероприятий по исключению причин заболеваний, профилактических мер по раннему выявлению заболеваний, снижения числа дорожно-транспортных происшествий, обеспечения своевременности и эффективности лечения при травмах и сердечно-сосудистых заболеваниях, увеличения доступности специализированных и высокотехнологичных видов медицинской помощи.


В рамках реализации региональных проектов, направленных на достижение целевых показателей федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Здравоохранение": "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" оснащаются диагностическим оборудованием в основном республиканские учреждения здравоохранения, частично учреждения детства и родовспоможения. Материально-техническая база государственных учреждений первичного звена здравоохранения, стационаров медицинских организаций в сельской местности и в малых городах не соответствует рекомендуемым порядкам и стандартам оказания медицинской помощи. Востребованные виды диагностических и лечебно-диагностических мероприятий (позитронно-эмиссионная томография, радиологические виды лечения онкологических больных) оказываются за пределами Республики Хакасия.


Материально-техническая база медицинских учреждений, информатизация системы оказания медицинской помощи требуют дополнительных финансовых средств с целью формирования единого подхода к реализации программы государственных гарантий и обеспечения выполнения федеральных отраслевых стандартов диагностики и лечения на территории всей страны.


Внедрение диагностических и лечебных технологий в систему практического здравоохранения требует инвестиций, которые должны быть направлены на ключевые, приоритетные направления медицинской отрасли. Это позволит получить максимальный эффект в области улучшения состояния здоровья граждан.


Цели модернизации первичного звена здравоохранения, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи:


обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. населения;


обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи;


обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;


обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи.


Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на обеспечение модернизации первичного звена здравоохранения Республики Хакасия.


Программа разработана с учетом региональных особенностей, структуры заболеваемости и смертности населения региона, потребности в медицинской помощи с позиции реализации федеральных отраслевых стандартов, в целях исполнения Поручения Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения от 02.09.2019 Пр-1755 и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия, регулирующими вопросы охраны здоровья граждан:


Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";


Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 N 254 "О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года";


постановление Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения";


Закон Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года".


Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири, в пределах Саяно-Алтайской горной системы и занимает площадь 61600 км2, что составляет 0,36% от территории Российской Федерации (далее - РФ) и 1,2% - от территории Сибирского федерального округа (далее - СФО). Регион граничит: на севере и востоке - с Красноярским краем; на юге и юго-западе - с республиками Тыва и Алтай; на западе - с Кемеровской областью.


Республика Хакасия включает в себя 5 городских округов - Абакан, Абаза, Черногорск, Саяногорск, Сорск и 8 муниципальных районов: Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Усть-Абаканский, Таштыпский, Ширинский.


Плотность населения - 8,7 чел./км2. Городское население - 69,8%, сельское население - 30,2%.


По данным Росстата, численность населения Республики Хакасия на 01 января 2020 года составляет 534262 человека, в том числе численность взрослого населения - 408320 человек, численность детского населения - 126895 человек. Городское население - 373057 человек, сельское население - 161205 человек. Трудоспособная часть населения составляет 287497 человек. Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2025 году составит 525114 человек.


В 2019 год родилось 5578 человек, показатель рождаемости составил 10,4 на 1000 населения, что на 10,3% ниже аналогичного периода прошлого года (2018 год - 11,6). За последние годы отмечается снижение, но показатель остается выше значений по РФ и СФО (РФ - 10,1; СФО - 10,4). Коэффициент естественного прироста в 2019 году составил "-2,1", ниже уровня 2018 года (-0,8), но показатель остается выше среднероссийских значений "-2,2" и значений по Сибирскому Федеральному округу "-2,5". Смертность - второй компонент формирования естественного движения населения. По существующей шкале общего коэффициента смертности Республика Хакасия относится к регионам со средним уровнем смертности. В 2019 году значение данного показателя составило 12,5 на 1000 населения. В сельской местности общий коэффициент смертности выше, чем в городской на 13,7% и равен 14,1 на 1000 населения.


В структуре смертности 1 место занимают болезни системы кровообращения - 49,9%, 2 место новообразования - 18,3%, 3 место внешние причины - 9,1%.



Таблица 1


Динамика

демографических показателей по Республике Хакасия

за 2015 - 2019 годы

Показатель

Единица измерения

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

1

2

3

4

5

6

7

Смертность от болезней системы кровообращения

случаев на 100 тыс. населения

697,4

639,0

611,8

638,0

622,4

Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных)

случаев на 100 тыс. населения

211,6

218,2

224,5

214,4

227,9

Смертность от туберкулеза

случаев на 100 тыс. населения

13,8

9,1

7,6

5,4

7,3

Младенческая смертность

на 1000 родившихся живыми

8,8

8,8

5,15

4,3

3,8

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

лет

68,68

69,33

70,21

71,15

71,05

Смертность от всех причин, на 1000 населения

случаев на 1 тыс. населения

13,4

12,8

12,6

12,4

12,5

Смертность сельского населения

случаев на 1 тыс. населения

15,0

14,7

14,4

14,1

Суммарный коэффициент рождаемости

среднее число рождений на 1 женщину фертильного возраста

1,986

1,967

1,782

1,708

Материнская смертность

случаев на 100 тыс. живорожденных

25,4

26,3

15

16,1

Смертность трудоспособного населения

случаев на 100 тыс. населения

674,9

655

593,6

561,4

Общий коэффициент естественного движения населения

на 1000 населения

1,3

1,3

-0,2

-0,8

-2,1

Общий коэффициент рождаемости

на 1000 населения

14,7

14,1

12,4

11,6

10,4

Смертность от дорожно-транспортных происшествий

случаев на 100 тыс. населения

12,9

13,4

12,5

6,9

8,0


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»