ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2021 года N 114-п
О внесении изменения в региональную программу "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия", утвержденную постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.12.2020 N 174-п
Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
1. Внести в региональную программу, утвержденную постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.12.2020 N 174-п, изменение, изложив ее в следующей редакции:
"РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия"
ПАСПОРТ региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия"
Сроки реализации региональной программы | - | 2021 - 2025 годы |
Разработчик региональной программы | - | Правительство Республики Хакасия |
Участники региональной программы | - | Министерство здравоохранения Республики Хакасия; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия |
Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации | - | государственная программа Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия", утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 614 |
Реквизиты документа, которым утверждена региональная программа | - | постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.12.2020 N 174-п |
Цели региональной программы | - | цель 1 - обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. населения; цель 2 - обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи; цель 3 - обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; цель 4 - обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи |
Задачи региональной программы | - | задача 1 - организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи; задача 2 - обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; задача 3 - оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; задача 4 - устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача; задача 5 - обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи; задача 6 - введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах; задача 7 - создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи; задача 8 - разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы; задача 9 - реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше; задача 10 - профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
Параметры финансового обеспечения реализации региональной программы | - | консолидированный бюджет - 1901836,2 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 1858995,6 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 42840,6 тыс. рублей; в 2021 году - 345788,4 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 337999,2 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 7789,2 тыс. рублей; в 2022 году - 345788,4 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 337999,2 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 7789,2 тыс. рублей; в 2023 году - 345788,4 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 337999,2 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 7789,2 тыс. рублей; в 2024 году - 432235,5 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 422499,0 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 9736,5 тыс. рублей; в 2025 году - 432235,5 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 422499,0 тыс. рублей, средства республиканского бюджета Республики Хакасия - 9736,5 тыс. рублей |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Актуальность разработки региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия" (далее - программа) обусловлена отрицательной динамикой некоторых показателей общественного здоровья населения Республики Хакасия (высокая смертность, в том числе трудоспособного населения от злокачественных новообразований, болезней системы кровообращения, высокая заболеваемость социально значимыми заболеваниями), необходимостью модернизации и реструктуризации медицинских организаций первичного звена, модернизации специализированных видов медицинской помощи в сельской местности, обновления основных фондов и расширения сети учреждений здравоохранения. Сокращение смертности населения от предотвратимых причин, как правило, достигается путем усиления мероприятий по исключению причин заболеваний, профилактических мер по раннему выявлению заболеваний, снижения числа дорожно-транспортных происшествий, обеспечения своевременности и эффективности лечения при травмах и сердечно-сосудистых заболеваниях, увеличения доступности специализированных и высокотехнологичных видов медицинской помощи.
В рамках реализации региональных проектов, направленных на достижение целевых показателей федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Здравоохранение": "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи", "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", "Борьба с онкологическими заболеваниями", "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям", "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами", "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" оснащаются диагностическим оборудованием в основном республиканские учреждения здравоохранения, частично учреждения детства и родовспоможения. Материально-техническая база государственных учреждений первичного звена здравоохранения, стационаров медицинских организаций в сельской местности и в малых городах не соответствует рекомендуемым порядкам и стандартам оказания медицинской помощи. Востребованные виды диагностических и лечебно-диагностических мероприятий (позитронно-эмиссионная томография, радиологические виды лечения онкологических больных) оказываются за пределами Республики Хакасия.
Материально-техническая база медицинских учреждений, информатизация системы оказания медицинской помощи требуют дополнительных финансовых средств с целью формирования единого подхода к реализации программы государственных гарантий и обеспечения выполнения федеральных отраслевых стандартов диагностики и лечения на территории всей страны.
Внедрение диагностических и лечебных технологий в систему практического здравоохранения требует инвестиций, которые должны быть направлены на ключевые, приоритетные направления медицинской отрасли. Это позволит получить максимальный эффект в области улучшения состояния здоровья граждан.
Цели модернизации первичного звена здравоохранения, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи:
обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. населения;
обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи;
обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на обеспечение модернизации первичного звена здравоохранения Республики Хакасия.
Программа разработана с учетом региональных особенностей, структуры заболеваемости и смертности населения региона, потребности в медицинской помощи с позиции реализации федеральных отраслевых стандартов, в целях исполнения Поручения Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения от 02.09.2019 Пр-1755 и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Хакасия, регулирующими вопросы охраны здоровья граждан:
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Закон Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года".
Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири, в пределах Саяно-Алтайской горной системы и занимает площадь 61600 км2, что составляет 0,36% от территории Российской Федерации (далее - РФ) и 1,2% - от территории Сибирского федерального округа (далее - СФО). Регион граничит: на севере и востоке - с Красноярским краем; на юге и юго-западе - с республиками Тыва и Алтай; на западе - с Кемеровской областью.
Республика Хакасия включает в себя 5 городских округов - Абакан, Абаза, Черногорск, Саяногорск, Сорск и 8 муниципальных районов: Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Усть-Абаканский, Таштыпский, Ширинский.
Плотность населения - 8,7 чел./км2. Городское население - 69,8%, сельское население - 30,2%.
По данным Росстата, численность населения Республики Хакасия на 01 января 2020 года составляет 534262 человека, в том числе численность взрослого населения - 408320 человек, численность детского населения - 126895 человек. Городское население - 373057 человек, сельское население - 161205 человек. Трудоспособная часть населения составляет 287497 человек. Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2025 году составит 525114 человек.
В 2019 год родилось 5578 человек, показатель рождаемости составил 10,4 на 1000 населения, что на 10,3% ниже аналогичного периода прошлого года (2018 год - 11,6). За последние годы отмечается снижение, но показатель остается выше значений по РФ и СФО (РФ - 10,1; СФО - 10,4). Коэффициент естественного прироста в 2019 году составил "-2,1", ниже уровня 2018 года (-0,8), но показатель остается выше среднероссийских значений "-2,2" и значений по Сибирскому Федеральному округу "-2,5". Смертность - второй компонент формирования естественного движения населения. По существующей шкале общего коэффициента смертности Республика Хакасия относится к регионам со средним уровнем смертности. В 2019 году значение данного показателя составило 12,5 на 1000 населения. В сельской местности общий коэффициент смертности выше, чем в городской на 13,7% и равен 14,1 на 1000 населения.
В структуре смертности 1 место занимают болезни системы кровообращения - 49,9%, 2 место новообразования - 18,3%, 3 место внешние причины - 9,1%.
Таблица 1
Динамика демографических показателей по Республике Хакасия за 2015 - 2019 годы
Показатель | Единица измерения | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Смертность от болезней системы кровообращения | случаев на 100 тыс. населения | 697,4 | 639,0 | 611,8 | 638,0 | 622,4 |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) | случаев на 100 тыс. населения | 211,6 | 218,2 | 224,5 | 214,4 | 227,9 |
Смертность от туберкулеза | случаев на 100 тыс. населения | 13,8 | 9,1 | 7,6 | 5,4 | 7,3 |
Младенческая смертность | на 1000 родившихся живыми | 8,8 | 8,8 | 5,15 | 4,3 | 3,8 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | 68,68 | 69,33 | 70,21 | 71,15 | 71,05 |
Смертность от всех причин, на 1000 населения | случаев на 1 тыс. населения | 13,4 | 12,8 | 12,6 | 12,4 | 12,5 |
Смертность сельского населения | случаев на 1 тыс. населения | 15,0 | 14,7 | 14,4 | 14,1 | |
Суммарный коэффициент рождаемости | среднее число рождений на 1 женщину фертильного возраста | 1,986 | 1,967 | 1,782 | 1,708 | |
Материнская смертность | случаев на 100 тыс. живорожденных | 25,4 | 26,3 | 15 | 16,1 | |
Смертность трудоспособного населения | случаев на 100 тыс. населения | 674,9 | 655 | 593,6 | 561,4 | |
Общий коэффициент естественного движения населения | на 1000 населения | 1,3 | 1,3 | -0,2 | -0,8 | -2,1 |
Общий коэффициент рождаемости | на 1000 населения | 14,7 | 14,1 | 12,4 | 11,6 | 10,4 |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий | случаев на 100 тыс. населения | 12,9 | 13,4 | 12,5 | 6,9 | 8,0 |
Анализ демографических процессов за период 2015 - 2019 годов свидетельствует о положительных тенденциях:
увеличилась ожидаемая продолжительность жизни на 3,4%;
отмечается снижение по следующим показателям:
общая смертность - на 6,7%, в том числе сельского населения - на 6,6%;
материнская смертность - на 34%;
младенческая смертность уменьшилась в 2,3 раза;
смертность от болезней системы кровообращения - на 10,7%;
смертность от дорожно-транспортных происшествий - на 37,9%;