(с изменениями на 30 сентября 2024 года)
(в ред. Распоряжений Правительства Сахалинской области от 05.08.2021 N 379-р, от 20.12.2021 N 717-р, от 22.09.2022 N 646-р, от 21.11.2022 N 849-р, от 28.07.2023 N 605-р, от 28.11.2023 N 971-р, от 21.12.2023 N 1119-р, от 09.08.2024 N 612-р, от 30.09.2024 N 755-р)
1. Утвердить Региональную программу модернизации первичного звена здравоохранения Сахалинской области (прилагается).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель Правительства
Сахалинской области
А.В.Белик
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Распоряжений Правительства Сахалинской области от 05.08.2021 N 379-р, от 20.12.2021 N 717-р, от 22.09.2022 N 646-р, от 21.11.2022 N 849-р, от 28.07.2023 N 605-р, от 28.11.2023 N 971-р, от 21.12.2023 N 1119-р, от 09.08.2024 N 612-р, от 30.09.2024 N 755-р)
Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Сахалинской области (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 09.10.2019 N 1304 "Об утверждении принципов модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации и Правил проведения экспертизы проектов региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, осуществления мониторинга и контроля за реализацией региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения".
Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия модернизации первичного звена здравоохранения Сахалинской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Наименование Программы | Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Сахалинской области |
Сроки реализации Программы | 2021 - 2025 годы |
Разработчик Программы | Министерство здравоохранения Сахалинской области |
Участники Программы | Министерство здравоохранения Сахалинской области. Министерство строительства Сахалинской области |
Наименование государственной программы субъекта Российской Федерации | Государственная программа Сахалинской области "Развитие здравоохранения в Сахалинской области" |
Реквизиты документа, которым утверждена государственная программа | Постановление Правительства Сахалинской области от 30.06.2023 N 345 |
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 09.08.2024 N 612-р) | |
Цели Программы | Цель 1 - обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек. Цель 2 - обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи. Цель 3 - обеспечение соблюдения прав граждан при оказании первичной медико-санитарной помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Цель 4 - обеспечение приоритета профилактики при оказании первичной медико-санитарной помощи |
Задачи Программы | Задача 1 - организация оказания медицинской помощи с приближением к месту жительства, месту обучения или работы исходя из потребностей всех групп населения с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Задача 2 - обеспечение транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья. Задача 3 - оснащение медицинских организаций, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также центральных районных и районных больниц оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья. Задача 4 - устранение дефицита кадров в первичном звене здравоохранения и повышение уровня их квалификации, в том числе в целях обеспечения возможности выбора медицинской организации и врача. Задача 5 - обеспечение потребности в дорогостоящих диагностических исследованиях, проводимых в амбулаторных условиях, и выделение их из подушевого норматива финансирования оказания первичной медико-санитарной помощи. Задача 6 - введение коэффициентов дифференциации для подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц для медицинских организаций, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах. Задача 7 - создание механизма мотивации руководителей и медицинских работников медицинских организаций первичного звена здравоохранения с учетом степени соответствия медицинской организации статусу медицинской организации, внедряющей новую модель оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи. Задача 8 - разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с учетом результатов реализации мероприятий региональной программы. Задача 9 - реализация мероприятий пилотного проекта по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше. Задача 10 - профилактика осложнений сердечно-сосудистых заболеваний у пациентов высокого риска путем обеспечения лекарственными препаратами граждан, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и другие острые сердечно-сосудистые заболевания или операции на сосудах и которые получают медицинскую помощь в амбулаторных условиях |
Параметры финансового обеспечения реализации Программы | Консолидированный бюджет - 3260773,3 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 1804112,6 тыс. рублей; - средства областного бюджета Сахалинской области - 1456660,7 тыс. рублей. В 2021 году - 593841,6 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 345933,4 тыс. рублей; - средства областного бюджета Сахалинской области - 247908,2 тыс. рублей. В 2022 году - 593841,6 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 345933,4 тыс. рублей; - средства областного бюджета Сахалинской области - 247908,2 тыс. рублей. В 2023 году - 682540,9 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 341565,4 тыс. рублей; - средства областного бюджета Сахалинской области - 340975,5 тыс. рублей. В 2024 году - 557224,7 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 309248,3 тыс. рублей; - средства областного бюджета Сахалинской области - 247976,4 тыс. рублей. В 2025 году - 833324,5 тыс. рублей: - средства федерального бюджета - 461432,1 тыс. рублей; - средства областного бюджета Сахалинской области - 371892,4 тыс. рублей |
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 21.12.2023 N 1119-р) |
Сахалинская область входит в состав Дальневосточного федерального округа.
Общая площадь территории Сахалинской области составляет 87100 км2, включает остров Сахалин с прилегающими островами Уш, Монерон и Тюлений, а также Курильский архипелаг в составе Большой и Малой Курильской гряды.
Плотность населения - 5,61 чел./км2 (2020). Городское население - 82,35%, сельское население - 17,65%.
По данным Росстата численность населения Сахалинской области на 1 января 2020 года составляет 488257 человек. Городское население - 402063 человека, сельское население - 86194 человека. Трудоспособная часть населения составляет 280626 человек.
Административным центром Сахалинской области является город Южно-Сахалинск с численностью населения на 01.01.2019 (по данным Росстата) 200636 человек, в том числе детей (0 - 17 лет) 44023 человека.
Муниципальное устройство Сахалинской области включает в себя 18 городских округов, в том числе 17 с численностью населения менее 50 тысяч человек, на 01.01.2019 (по данным Росстата).
Муниципальных районов нет.
На территории Сахалинской области находится 243 населенных пункта, в том числе 25 населенных пунктов с нулевой численностью населения.
В Сахалинской области населенных пунктов, не имеющих прикрепления к медицинской организации, нет.
Для оказания медицинской помощи жителям Сахалинской области функционирует сеть медицинских учреждений, представленная 46 медицинскими подразделениями, из них первичную медико-санитарную помощь населению оказывают 25 медицинских организаций, первичную специализированную медико-санитарную помощь населению оказывают 25 медицинских организаций. В программу модернизации включены 25 медицинских организаций (юр. лица), оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
При обосновании необходимости нового строительства, реконструкции медицинских организаций первичного звена здравоохранения в субъекте Российской Федерации предлагается использовать "средний" вариант прогноза Росстата по численности населения субъекта Российской Федерации.
Данные о степени износа зданий, в которых оказывается ПМСП медицинских организаций:
из 30 врачебных амбулаторий: 1 (0,3%) находится в аварийном состоянии и требует сноса, 0 (0%) - требуют реконструкции, 10 (33,3%) - требуют капитального ремонта;
из 73 фельдшерско-акушерских пунктов: 0 (0%) находятся в аварийном состоянии и требуют сноса, 0 (0%) - требуют реконструкции; 7 (9,5%) - требуют капитального ремонта.
Уменьшилась доля оборудования со сроком эксплуатации свыше 10 лет:
- по рентгенодиагностическим комплексам (на 3 рабочих места) с 27,3 до 9,1%;
- по рентгенодиагностическим комплексам (на 2 рабочих места) с 50 до 31,25%;
- по рентгенодиагностическим комплексам (на 1 рабочее место) с 25 до 0%;
- по цифровым аппаратам для исследований органов грудной клетки (цифровые флюорографы) с 33,3 до 31,6%;
- по маммографическим аппаратам с 13,0 до 10,7%;
- по аппаратам УЗИ с 18,9 до 16,8%.
В рамках Программы в целях создания оптимальной инфраструктуры медицинских организаций предусмотрено осуществление нового строительства, реконструкции, капитального ремонта медицинских организаций, структурных подразделений, на базе которых оказывается первичная медико-санитарная помощь, а также приобретение объектов недвижимого имущества, с даты ввода в эксплуатацию которых прошло не более 5 лет, и некапитальных строений, с даты завершения строительства которых прошло не более 5 лет, а также земельных участков, на которых они находятся, для размещения медицинских организаций, приобретение и монтаж быстровозводимых модульных конструкций врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, медицинских организаций.
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 05.08.2021 N 379-р)
В соответствии с анализом паспортов медицинских организаций, участвующих в программе модернизации, с целью совершенствования оказания ПМСП предусмотрено обеспечение соответствия материально-технической базы данных учреждений требованиям порядков оказания медицинской помощи.
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 05.08.2021 N 379-р)
В течение 2021 - 2025 годов запланированы замена и дооснащение медицинских организаций медицинскими изделиями для оказания первичной медико-санитарной помощи, предусмотренными порядками оказания первичной медико-санитарной помощи.
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 05.08.2021 N 379-р)
С целью обеспечения транспортной доступности медицинских организаций для всех групп населения, в том числе маломобильных групп населения, предусмотрено оснащение автомобильным транспортом медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов.
(в ред. Распоряжения Правительства Сахалинской области от 05.08.2021 N 379-р)
План мероприятий реализации Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
Целями Программы являются:
Цель N 1. Обеспечение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и медицинской помощи, оказываемой в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа и малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек.
Цель N 2. Обеспечение приоритета интересов пациента при оказании первичной медико-санитарной помощи.