____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2022 на основании Постановления Правительства Республики Коми от 20.10.2021 N 500.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Коми постановляет:
1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Основные направления) согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Основными направлениями при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Коми от 3 октября 2019 г. N 464 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам бюджетной, финансовой, кредитной политики и налогов.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 4, который вступает в силу с 1 января 2021 года.
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Коми
И.БУЛАТОВ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в период до 2020 года и в первом полугодии 2020 года.
При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.
Главным итогом бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2019 год стало укрепление положительных тенденций в сфере государственных финансов, что повлияло на сохранение устойчивой социально-экономической ситуации в Республике Коми. Основным приоритетом бюджетной политики Республики Коми стала реализация мероприятий, направленных на снижение долговой нагрузки.
Значение задач по сохранению умеренного уровня государственного долга, высокой степени устойчивости и платежеспособности республиканского бюджета Республики Коми усиливается с учетом повышенных требований Министерства финансов Российской Федерации к показателям долговой нагрузки региональных бюджетов и его расширяющихся полномочий по введению ограничительных мер в отношении бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации.
В целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов продолжается реализация одноименной Программы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (далее - Программа оздоровления).
Совокупный бюджетный эффект по итогам реализации ее мероприятий в 2019 году составил 6,9 млрд рублей (156,5% от планового значения), а установленные на 1 июля 2020 года значения выполнены на 89% (1,8 млрд рублей).
Всего с территории Республики Коми в 2019 году было собрано 244,6 млрд рублей налоговых доходов, что больше уровня 2018 года на 6,6 млрд рублей, или на 2,8%. В рамках централизации налоговых поступлений с территории республики в федеральном бюджете из них только 36,4%, или 89,2 млрд рублей, поступило в консолидированный бюджет республики. Прирост поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми составил 2,6 млрд рублей, или 3,0%. Несмотря на то, что доля налоговых доходов, поступивших в 2019 году с территории республики в федеральный бюджет, по сравнению с предыдущим годом не изменилась (63,6%), объем увеличился на 4,0 млрд рублей, или на 2,7%.
На 3%, или на 2,7 млрд рублей, в сравнении с 2018 годом увеличился объем налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми. Он составил 89,8 млрд рублей. При этом значительную часть в общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляют налоговые поступления - 95,7%.
Традиционно основными источниками формирования налоговых доходов в 2019 году являются: налог на прибыль организаций (33,3%), налог на доходы физических лиц (28,4%), налоги на имущество (24,9%), акцизы (3,5%). Прирост поступлений налоговых доходов в 2019 году обеспечен за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций, в превалирующей части от крупного налогоплательщика - участника консолидированной группы налогоплательщиков нефтяной отрасли. По сравнению с 2018 годом объем налога увеличился на 0,9 млрд рублей, или на 3,2%, и составил 29,9 млрд рублей.
Также возросло поступление в консолидированный бюджет Республики Коми акцизов, объем которых в 2019 году составил 4,4 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2018 годом на 1,4 млрд рублей, или в 1,5 раза. Основное увеличение поступлений произошло по доходам от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, поступление которых за 2019 год составило 1,6 млрд рублей и увеличилось по сравнению с 2018 годом на 1,0 млрд рублей, или в 2,8 раза. Данный факт обусловлен изменением порядка распределения доходов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации согласно федеральному законодательству с 1 января 2019 года.
Увеличился на 15,2% (или на 0,3 млрд рублей) и объем поступлений по доходам от уплаты акцизов, которые являются основным источником формирования республиканского дорожного фонда и муниципальных дорожных фондов на нефтепродукты.
Кроме того, за счет размещения в 2019 году временно свободных средств республиканского бюджета в размере 24,5 млрд рублей на банковских депозитах доходы от использования имущества возросли в 4,3 раза, составив более 0,5 млрд рублей.
Вместе с тем значительное снижение поступлений произошло по налогу на имущество организаций - на 1,8 млрд рублей, или на 8,1%, что обусловлено исключением с 1 января 2019 года движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.
В рамках приведения положений налогового законодательства Республики Коми в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в течение 2019 года были внесены соответствующие изменения в ряд законов Республики Коми по вопросам налогообложения, а также приняты отдельные нормативные правовые акты во исполнение требований федерального законодательства в отношении патентной системы налогообложения, транспортного налога.
С 1 января 2020 года налогоплательщики, принимающие участие в реализации мероприятий национальных проектов на территории Республики Коми, а также налогоплательщики, осуществляющие вложение инвестиций в экономику региона в объеме не менее 15 млрд рублей ежегодно, могут применить инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций. Этот инструмент обеспечивается в целях стимулирования инвестиционной активности на территории Республики Коми.
Для активизации процесса перехода на газомоторное топливо на территории Республики Коми установлена налоговая льгота в виде снижения ставки на 50 процентов от ставки налога, установленной по транспортному налогу, для отдельных категорий собственников транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г.
Во исполнение требований БК РФ и в соответствии с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796, принято постановление Правительства Республики Коми от 14 октября 2019 г. N 477 "Об утверждении Порядка формирования перечня налоговых расходов Республики Коми и оценки налоговых расходов Республики Коми" (далее - Постановление N 477).
Проведена работа по корреляции действующих налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам (налоговых расходов) с целями государственных программ Республики Коми, структурных элементов государственных программ Республики Коми.
Начиная с утверждения в 2019 году, ежегодному утверждению подлежит перечень налоговых расходов Республики Коми на очередной год и плановый период, содержащий сведения о распределении налоговых расходов Республики Коми в соответствии с целями государственных программ Республики Коми, структурных элементов государственных программ Республики Коми, а также о кураторах налоговых расходов.
С учетом общих требований, установленных Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с Постановлением N 477 осуществляется ежегодная оценка эффективности налоговых льгот и пониженных налоговых ставок.
В соответствии со статьей 174.3 БК РФ результаты проведенной в 2020 году оценки налоговых расходов Республики Коми учтены при формировании Основных направлений бюджетной и налоговой политики.
В 2020 году в условиях ухудшения экономической ситуации, вызванной распространением коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - COVID-19), резко сократились поступления налогов и сборов в бюджеты Республики Коми.
Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета Республики Коми за 8 месяцев текущего года снизились на 12,6 млрд рублей, или на 23,1%, относительно уровня поступлений за аналогичный период прошлого года, а поступление налога на прибыль организаций снизилось более чем в два раза.
Несмотря на то, что в третьем квартале темп снижения поступлений замедлился, согласно предварительной оценке по итогам 2020 года объем выпадающих налоговых и неналоговых доходов превысит 16,4 млрд рублей, что на 21,4% ниже прошлогоднего уровня поступлений, а также объема налоговых и неналоговых доходов, запланированных в бюджете на 2020 год.
При этом полученные Республикой Коми из федерального бюджета дополнительные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме 5,5 млрд рублей, из которых 4,2 млрд рублей предоставлены в целях компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов, лишь частично покрывают выпадающие доходы бюджетов Республики Коми.
С распространением COVID-19 и замедлением экономической активности возникла необходимость оперативного принятия корректировок налогового законодательства Республики Коми для сохранения стабильности социально-экономической ситуации в Республике Коми.
Правительством Республики Коми в течение 2020 года введен ряд дополнительных мер, направленных на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), осуществляющих деятельность на территории Республики Коми, в том числе с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес в Республике Коми.
Так, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на трехлетний период 2020 - 2022 гг. налоговые ставки снижены в 2 раза (с 6% до 3%, если объектом налогообложения являются доходы, и с 15% до 7,5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).
Кроме того, на 2020 год в 2 раза снижена до 1% налоговая ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. Данная преференция установлена в отношении объектов недвижимого имущества организаций, отнесенных к субъектам МСП.
С 1 июля 2020 года на территории Республики Коми введен в действие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", позволяющий "самозанятым" гражданам легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме.
Помимо реализации мероприятий по увеличению доходной базы регионального уровня, осуществлялось стимулирование муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, принимающих меры по увеличению базы доходов местного бюджета. В соответствии с Порядком предоставления грантов муниципальным образованиям городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов в Республике Коми, достигшим наилучших результатов по увеличению базы доходов местного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 21 апреля 2016 г. N 208, в 2019 году проведена очередная оценка деятельности муниципалитетов, по результатам которой гранты перечислены следующим муниципальным образованиям, попавшим в пятерку лидеров: МР "Сыктывдинский", МР "Корткеросский", МР "Сосногорск", ГО "Воркута", МР "Ижемский".
Общий объем налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты в 2019 году вырос по сравнению с 2018 годом на 0,9 млрд рублей и составил 13,0 млрд рублей.
В налоговых доходах местных бюджетов больше всего выросли следующие виды налоговых поступлений: единый сельхозналог - на 18%, налог на имущество физических лиц - на 16%, налог на доходы физических лиц - на 15%. Кроме того, выросли поступления от продажи материальных и нематериальных активов - на 54%, штрафы - на 28%, прочие неналоговые доходы - более чем в 3 раза.