Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 октября 2019 года N 464


Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2021 на основании Постановления Правительства РК от 13.11.2020 N 548.
____________________________________________________________________



Правительство Республики Коми постановляет:


1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления) согласно приложению.


2. Министерству финансов Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Основными направлениями при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Коми от 1 октября 2018 г. N 425 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".


5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам бюджетной, финансовой, кредитной политики и налогов.


6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 4, который вступает в силу с 1 января 2020 года.



Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Коми -
Руководитель Администрации
Главы Республики Коми
М.ПОРЯДИН



Одобрены
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 3 октября 2019 г. N 464
     (приложение)



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ


Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в период до 2019 года и в первом полугодии 2019 года.


При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г., Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р.


Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.



I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2018 год и первое полугодие 2019 года


Основным итогом 2018 года и первого полугодия 2019 года стало сохранение в Республике Коми достаточно устойчивой социально-экономической ситуации с тенденцией ее улучшения в сфере государственных финансов.


Основным приоритетом бюджетной политики Республики Коми стала реализация мероприятий, направленных на снижение долговой нагрузки. Выполнение условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных в 2017 году Республике Коми из федерального бюджета, а также соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Коми, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, является одним из главных ограничительных факторов.


Значение задач сохранения умеренного уровня государственного долга, высокой степени устойчивости и платежеспособности республиканского бюджета Республики Коми усиливается с учетом повышенных требований Министерства финансов Российской Федерации к показателям долговой нагрузки региональных бюджетов и его расширяющихся полномочий по введению ограничительных мер в отношении бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации.


По итогам исполнения республиканского бюджета Республики Коми за 2018 год в условиях неукоснительного выполнения социально значимых обязательств Республики Коми удалось значительно сократить показатель общей долговой нагрузки, который по сравнению с 2017 годом снизился на 26,3% и составил 37,8% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета безвозмездных поступлений (28,4 млрд. рублей), показатель долговой нагрузки по рыночным обязательствам составил 28,1% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета безвозмездных поступлений (на 19,3% ниже уровня 2017 года).


В качестве ключевого инструмента, направленного на выполнение указанной задачи, является Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (далее - Программа оздоровления).


По итогам проведенных мероприятий Программы оздоровления совокупный бюджетный эффект в 2018 году составил 6,8 млрд. рублей (173% от планового значения), а установленные на 1 июля 2019 года значения уже перевыполнены на 17,2%, (5,2 млрд. рублей).


В целях формирования бюджетной политики Республики Коми, ориентированной на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление Республики Коми для укрепления устойчивости бюджетной системы Республики Коми при неукоснительном условии выполнения Указа N 204, срок действия Программы оздоровления продлен до 2024 года. Кроме того Программа оздоровления дополнена мероприятиями, синхронизированными с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.


Сложившаяся тенденция централизации налоговых поступлений с территории Республики Коми в федеральном бюджете в 2018 году продолжилась. Всего с территории Республики Коми в 2018 году было собрано 238,0 млрд. рублей налоговых доходов, что больше уровня 2017 года на 59,3 млрд. рублей, или на 33,2%. Из них 86,5 млрд. рублей, или 36,4%, поступило в консолидированный бюджет республики, прирост поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми составил 10,7 млрд. рублей, или 14,1%. При этом объем налоговых доходов, поступивших с территории Республики Коми в федеральный бюджет, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 48,6 млрд. рублей, или в 1,5 раза. Основной причиной значительного прироста общей суммы поступлений с территории Республики Коми стало увеличение платежей по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в связи с ростом ставок. В итоге доля налоговых доходов, поступивших с территории Республики Коми в федеральный бюджет, возросла с 57,5% в 2017 году до 63,6% в 2018 году.


Данная тенденция сохраняется и в 2019 году.


В то же время обеспечен значительный прирост собственной доходной части бюджета. Всего объем налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми в 2018 году, составил 83,9 млрд. рублей, что на 11,2 млрд. рублей, или на 15,5%, больше уровня 2017 года.


При этом удельный вес налоговых поступлений в общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляет 96,4%.


Традиционно основными источниками формирования налоговых доходов в 2018 году являются: налог на прибыль организаций (34,5%), налог на доходы физических лиц (29,1%), налоги на имущество (28,7%), акцизы (3,5%).


Продолжившийся в 2018 году значительный рост налоговых доходов обеспечен увеличением поступлений налога на прибыль организаций на 6,0 млрд. рублей, или в 1,2 раза, относительно аналогичного периода прошлого года. На динамику поступления повлияло увеличение поступлений от крупных организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков нефтяной и газовой промышленности. Кроме того по налогу на имущество организаций поступило на 3,7 млрд. рублей (в 1,2 раза) больше, чем в 2017 году. Причиной увеличения является рост налоговой ставки по налогу на имущество организаций с 1,6% в 2017 году до 1,9% в 2018 году в отношении магистральных трубопроводов и линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в связи с поэтапной отменой федеральных налоговых льгот, а также расширение налогооблагаемой базы в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов основных фондов. Поступление налога на доходы физических лиц увеличилось на 1,5 млрд. рублей или на 6,7% в связи с реализацией на территории Республики Коми мероприятий, направленных на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда.


В целях привлечения инвестиций для реализации инвестиционных проектов по модернизации и созданию нового промышленного производства на территории Республики Коми разработан новый механизм взаимодействия между государственно-правовым образованием и субъектами инвестиционной деятельности - заключение специального инвестиционного контракта (далее - СПИК). Порядок заключения от имени Республики Коми СПИК утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2017 г. N 627. В рамках СПИК инвестору гарантируется стабильность налоговых и регуляторных условий контракта (неповышение величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, стабилизация действующих условий ведения бизнеса).


В 2018 году проведена инвентаризация действующего регионального налогового законодательства, по результатам которой принят Закон Республики Коми от 20 апреля 2018 г. N 29-РЗ, в соответствии с которым взамен исключаемых категорий введен ряд новых категорий получателей налоговых льгот, в том числе участники СПИК, резиденты территорий опережающего социально-экономического развития Республики Коми.


В 2018 году в республиканский бюджет Республики Коми перечислено доходов в виде дивидендов по акциям, части чистой прибыли хозяйственных обществ, акции, доли в уставном капитале которых находятся в государственной собственности Республики Коми, в 2,2 раза больше, чем в 2017 году - 46,5 млн. рублей.


В 2018 году осуществлена приватизация 13 объектов недвижимого имущества из 52 объектов, включенных в план приватизации на 2018 год с учетом вносимых изменений. Всего в 2018 году по итогам приватизации (в том числе по процедурам приватизации, проведенным в 2017 году) в республиканский бюджет Республики Коми поступило 6,4 млн. рублей. В настоящее время в план приватизации на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов включены 26 объектов недвижимого имущества, акции 1 акционерного общества (ОАО МК "Белкомур").


В целях снижения барьеров для старта предпринимательской деятельности, а также стимулирования предпринимательской активности немаловажную роль в развитии бизнеса играют налоговые преференции.


За 2018 год льготной налоговой ставкой в размере ноль процентов при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения воспользовались 133 индивидуальных предпринимателя. В целом упрощенную систему налогообложения применяют 5080 налогоплательщиков.


Помимо реализации мероприятий по увеличению доходной базы регионального уровня, осуществлялось стимулирование муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, принимающих меры по увеличению базы доходов местного бюджета. В соответствии с Порядком предоставления грантов муниципальным образованиям городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, достигшим наилучших результатов по увеличению базы доходов местного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 21 апреля 2016 г. N 208, в 2018 году проведена очередная оценка деятельности муниципалитетов, по результатам которой гранты перечислены следующим муниципальным образованиям, попавшим в пятерку лидеров: МО МР "Удорский", МО МР "Сыктывдинский", МО МР "Усть-Куломский", МО МР "Княжпогостский", МО МР "Усть-Вымский". Общий объем налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты в 2018 году вырос по сравнению с 2017 годом на 0,6 млрд. рублей и составил 12,1 млрд. рублей.


Основным негативным моментом при прогнозировании и исполнении бюджета Республики Коми в 2019 году являются изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым с 2019 года из объектов налогообложения исключено движимое имущество организаций. В результате отмены налога на движимое имущество выпадающие доходы республиканского бюджета Республики Коми начиная с 2019 года составят порядка 4,4 млрд. рублей ежегодно.


Республика Коми как регион с традиционной ресурсодобывающей направленностью экономики является субъектом Российской Федерации с развитой экономической базой. Ввиду специфики целей и задач федеральной политики в сфере межбюджетных отношений, направленной главным образом на поддержку экономически слабых субъектов Российской Федерации, начиная с 2015 года наблюдается снижение объема дотаций, получаемых Республикой Коми из федерального бюджета.


По причине относительно высокого уровня бюджетной обеспеченности Республика Коми и в среднесрочной перспективе не может претендовать на значительные объемы дотаций из федерального бюджета. Наметившаяся в последнее время тенденция использования критерия бюджетной обеспеченности при предоставлении субсидий из федерального бюджета накладывает определенные ограничения на возможность получения Республикой Коми и этого вида финансовой помощи.


Вместе с тем благодаря усилиям Правительства Республики Коми и органов исполнительной власти Республики Коми по отстаиванию интересов Республики Коми в федеральных органах исполнительной власти удалось существенно повысить уровень федерального софинансирования расходных обязательств Республики Коми. Если до 2017 года он составлял порядка 35%, то в 2017 и 2018 годах предельный уровень федерального софинансирования увеличился до 70%, а в 2019 году до 95%. Однако следует учесть, что средний фактический уровень софинансирования в 2018 году был несколько ниже установленного предельного уровня и составил 56%.


Таким образом, при определении бюджетной и налоговой политики, а равно и при бюджетном планировании, как и ранее следует исходить главным образом из имеющихся собственных возможностей и внутренних резервов.


В то же время продолжается рост расходной части консолидированного бюджета Республики Коми. В целом расходы консолидированного бюджета республики в 2018 году составили 85,5 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на 6 млрд. рублей (или на 7,1%). Наибольший прирост расходов приходится на оплату труда, и это было связанно с принятыми решениями о двухэтапном повышении минимального размера оплаты труда с 1 января и с 1 мая 2018 года.


Крупнейшими направлениями расходования средств республиканского бюджета Республики Коми являются образование, здравоохранение и социальная политика. Общий объем средств, направляемых на решение социальных задач, составляет порядка 70% всех бюджетных расходов. Возросла доля расходов на заработную плату в консолидированном бюджете до 45%. В Российской Федерации только 16 субъектов имеют такую существенную долю расходов на оплату труда.


Это свидетельствует с одной стороны о ярко выраженном социальном характере регионального бюджета, а с другой, из-за значительной доли первоочередных, обязательных расходов, о его недостаточной гибкости.


В части реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, от 1 июня 2012 г. N 761, от 28 декабря 2012 г. N 1688 (далее - указы NN 597, 761, 1688) по обеспечению необходимого уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы продолжена работа по следующим направлениям:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»