Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2021 года N 500


Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2023 на основании Постановления Правительства Республики Коми от 21.09.2022 N 465.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 16 декабря 2021 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 16.12.2021 N 601)




Правительство Республики Коми постановляет:


1. Одобрить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) согласно приложению.


2. Министерству финансов Республики Коми, иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при формировании проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.


4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Коми от 13 ноября 2020 г. N 548 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".


5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам формирования и реализации государственной бюджетной и налоговой политики Республики Коми и влияния бюджетной и налоговой политики на социально-экономическое развитие и ускорение темпов экономического роста.


6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, за исключением пункта 4, который вступает в силу с 1 января 2022 года.



Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Коми
И.БУЛАТОВ



Одобрены
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 20 октября 2021 г. N 500
     (приложение)



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ

(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 16.12.2021 N 601)



Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьей 172 и статьей 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 71 Закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми", с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики в период до 2021 года и в первом полугодии 2021 года.


При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г., указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (далее - Программа оздоровления).


Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, принимаемых для составления проекта республиканского бюджета Республики Коми на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров республиканского бюджета Республики Коми и других бюджетов бюджетной системы Республики Коми.



I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2020 год и первое полугодие 2021 года


Глобальная пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесла серьезные коррективы в условия реализации бюджетной и налоговой политики в 2020 году.


Вместе с тем основные задачи бюджетной и налоговой политики Правительству Республики Коми удалось выполнить, в том числе обеспечить сбалансированность бюджетной системы региона и финансирование всех социальных расходов в полном объеме.


Главной целью долговой политики Республики Коми в 2020 году являлось эффективное управление государственным долгом Республики Коми, направленное на обеспечение платежеспособности Республики Коми, устранение риска неисполнения финансовых обязательств и поддержание сбалансированности республиканского бюджета Республики Коми.


С учетом увеличения в 2020 году государственных заимствований Республики Коми в связи с необходимостью финансирования мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой инфекции, а также снижением налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми в 2020 году (по сравнению с 2019 годом), объем государственного долга Республики Коми за 2020 год увеличился на 10 390,2 млн рублей (40,8%) и по состоянию на 1 января 2021 года составил 35 861,3 млн рублей, или 57,2% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета объема безвозмездных поступлений за 2020 год. Доля общего объема рыночных долговых обязательств Республики Коми составила 38,5% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета объема безвозмездных поступлений за 2020 год.


Однако благодаря положительной динамике поступлений налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет Республики Коми относительно прошлогоднего уровня за 1 полугодие 2021 года объем государственного долга Республики Коми сократился на 2 450,0 млн рублей (7%) и составил 33 411,4 млн рублей.


При этом в целях комплексного подхода в вопросе оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми продолжается реализация одноименной Программы оздоровления. Совокупный бюджетный эффект по итогам реализации ее мероприятий в 2020 году составил 3,4 млрд рублей (170% от планового значения), а установленные на 1 июля 2021 года значения выполнены на 35,3% (0,6 млрд рублей).


Республика Коми, как и в предыдущие годы, обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет Российской Федерации. В 2020 году с территории Республики Коми было собрано 176,3 млрд рублей налоговых доходов, что, однако, оказалось на 68,3 млрд рублей, или на 28%, меньше уровня поступлений 2019 года. Доля консолидированного бюджета Республики Коми в общем объеме налогов, собранных с территории Республики Коми и администрируемых налоговыми органами, составила 42,8%, или 75,4 млрд рублей. Снижение объема перечислений по сравнению с предыдущим годом составило 13,8 млрд рублей, или 15,5%.


Доля налогов, поступивших с территории Республики Коми в федеральный бюджет, снизилась по сравнению с прошлогодним уровнем на 6,4 процентных пункта и составила 57%, что обусловлено, в основном, снижением поступлений налога на добычу полезных ископаемых.


В 2020 году объем поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми сложился под влиянием следующих основных факторов:


сложная эпидемиологическая ситуация, ограничение работы значительной части организаций, длительный период нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года, ограничение спроса и предложения;


ухудшение ситуации в экономике, значительное снижение цены на нефть марки "Юралс" в результате прекращения договоренностей об ограничении добычи в рамках ОПЕК (с 1 апреля 2020 года), на газ, рост курса иностранной валюты;


принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры государственной поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (отсрочки по налогам, по платежам за аренду государственного имущества, предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, программы поддержки наиболее пострадавших отраслей).


Ожидается, что данные факторы сохранят свое влияние на объемы поступлений доходов и в ближайшей трехлетней перспективе.


В результате вышеуказанного поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми в 2020 году составило 75,3 млрд рублей и по сравнению с уровнем 2019 года снизилось на 14,5 млрд рублей, или на 16%. При этом доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составила 95,6%.


Основными источниками формирования налоговых доходов по-прежнему остаются налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) (37,3%), налоги на имущество (31,4%), налог на прибыль организаций (21,3%).


Однако по налогу на прибыль организаций в прошлом году произошло самое значительное снижение объема поступлений, которое отразилось и на общем исполнении бюджета в целом. По итогам 2020 года объем налога на прибыль сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,6 млрд рублей, или практически в 2 раза.


Снижение поступлений налога на прибыль обусловлено главным образом уменьшением поступлений от крупнейших налогоплательщиков нефтегазового сектора экономики обрабатывающей отрасли, в том числе входящих в консолидированные группы налогоплательщиков (далее - КГН).


Таким образом, зависимость республиканского бюджета Республики Коми от КГН в прошедшем году полностью подтвердилась. Поступления налога на прибыль от КГН снизились по сравнению с 2019 годом на 13,2 млрд рублей, или практически в 3 раза. По прочим налогоплательщикам, не входящим в состав КГН, снижение поступлений составило 1,4 млрд рублей, или 14%.


Кроме того, в 2020 году значительно снизились по сравнению с предыдущим годом поступления налогов на совокупный доход - на 0,6 млрд рублей, или на 18,9%. Снижение произошло главным образом за счет уменьшения объема поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), по причине снижения в 2 раза ставок налога в рамках дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), введенных Правительством Республики Коми в 2020 году в целях сохранения стабильности социально-экономической ситуации в Республике Коми. На уровень поступления УСН оказали влияние и меры поддержки МСП, принятые Правительством Российской Федерации, в виде продления сроков уплаты УСН, освобождения от уплаты авансовых платежей по УСН отдельным категориям налогоплательщиков, занятых в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате пандемии.


При этом в 2020 году увеличились поступления в консолидированный бюджет Республики Коми НДФЛ. Объем поступлений НДФЛ составил 26,9 млрд рублей, что на 1,4 млрд рублей, или на 5,4%, превышает уровень 2019 года. Это адекватно темпу роста начисленной заработной платы по Республике Коми.


Налоги на имущество поступили за 2020 год в сумме 22,6 млрд рублей, что на 0,2 млрд рублей, или на 1,0%, выше прошлогоднего уровня, главным образом за счет прироста поступлений по налогу на имущество организаций.


Основными плательщиками налоговых доходов остаются организации нефтегазовой, лесной и угольной отраслей. Свыше 46% поступающих доходов приходится на данные отрасли.


В целях преодоления экономических последствий и обеспечения устойчивости хозяйствующих субъектов, системообразующих предприятий, субъектов МСП в 2020 году утвержден План первоочередных мероприятий (действий) по поддержке экономики Республики Коми в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусматривающий в том числе меры, направленные на государственную поддержку субъектов МСП, осуществляющих деятельность на территории Республики Коми.


Так, с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес в Республике Коми приняты:


Закон Республики Коми от 8 мая 2020 г. N 12-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с применением упрощенной системы налогообложения на территории Республики Коми, и о внесении в связи с этим изменений в отдельные законодательные акты Республики Коми", которым до 31 декабря 2022 г. предусмотрено снижение ставки по УСН - с 6% до 3% (если объектом налогообложения являются доходы) и с 15% до 7,5% (если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на расходы). Никаких ограничений, критериев и особых условий для применения пониженных ставок не установлено, в связи с чем все налогоплательщики, применяющие УСН, могут воспользоваться указанной мерой поддержки;


Закон Республики Коми от 8 мая 2020 г. N 23-РЗ "О введении в действие в Республике Коми специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", которым с 1 июля 2020 года на территории Республики Коми введен специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", позволяющий "самозанятым" гражданам легализовать свою предпринимательскую деятельность с минимальными издержками и вести ее в дальнейшем в наиболее простом и необременительном режиме.


По итогам 2020 года количество самозанятых граждан, зарегистрированных на территории Республики Коми, составляло порядка 6 тыс. человек, а по итогам первого полугодия 2021 года - 10,5 тыс. человек.


Кроме того, продлены до 1 января 2024 года налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей при применении УСН и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми по видам деятельности, установленным Законом Республики Коми от 20 апреля 2015 г. N 9-РЗ "Об установлении налоговой ставки в размере ноль процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Республики Коми". Каникулами могут воспользоваться предприниматели в сфере лесоводства и лесозаготовок, обработки древесины, производства мебели, ремонта машин и оборудования и др., ставка 0% устанавливается в течение 2 налоговых периодов.


Одним из основных направлений поддержки МСП было развитие возвратных инструментов поддержки. С 2021 года действуют новые кредитные продукты для самозанятых граждан.


Развитие и поддержка социального предпринимательства стали в 2021 году новым направлением национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы". По состоянию на 1 июля 2021 г. в реестр социальных предпринимателей Республики Коми включены 49 субъектов МСП.


На 2020 год в 2 раза снижена до 1% налоговая ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. Данная преференция установлена в отношении объектов недвижимого имущества организаций, отнесенных к субъектам МСП.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»