Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2020 года N 392


О внесении изменения в Государственную программу Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.12.2023 N 768.
____________________________________________________________________



Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Внести в Государственную программу Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности", утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 г. N 398 "Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 января 2014 г. N 24, от 26 мая 2014 г. N 243, от 22 сентября 2014 г. N 456, от 19 декабря 2014 г. N 624, от 12 августа 2015 г. N 475, от 11 февраля 2016 г. N 62, от 3 ноября 2016 г. N 554, от 6 марта 2017 г. N 157, от 25 августа 2017 г. N 484, от 6 марта 2018 г. N 107, от 6 февраля 2019 г. N 54, от 18 сентября 2019 г. N 381, от 11 марта 2020 г. N 153, от 9 июня 2020 г. N 339), изменение, изложив ее в следующей редакции:



"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 16 сентября 2013 г. N 398
     (изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 6 июля 2020 г. N 392)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"

Паспорт Государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности"


Наименование Государственной программы

-

Государственная программа Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности"

Ответственный исполнитель Государственной программы

-

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

Участники Государственной программы

-

Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия;

Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия;

Министерство здравоохранения Республики Мордовия;

Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия

Подпрограммы Государственной программы

-

подпрограмма 1 "Мероприятия в области экологического образования и воспитания населения Республики Мордовия";

подпрограмма 2 "Мероприятия в области охраны окружающей среды и повышения экологической безопасности Республики Мордовия";

подпрограмма 3 "Обращение с твердыми коммунальными отходами в Республике Мордовия";

подпрограмма 4 "Сохранение охотничьих ресурсов и развитие охотхозяйственной деятельности на территории охотничьих угодий Государственного бюджетного учреждения "Зубово-Полянское государственное опытное охотничье хозяйство" в Республике Мордовия";

подпрограмма 5 "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности";

подпрограмма 6 "Мероприятия по организации и осуществлению охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания";

подпрограмма 7 "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с медицинскими отходами в Республике Мордовия"

Программно-целевые инструменты

Государственной программы

-

отсутствуют

Цели Государственной программы

-

увеличение количества проводимых экологических мероприятий, направленных на укрепление и развитие образовательных и воспитательных функций в образовательных организациях, расширение состава субъектов экологического воспитания, координация их усилий, развитие взаимодействия семьи и образовательных организаций на территории Республики Мордовия;

предотвращение негативного воздействия техногенных факторов на население, окружающую среду и обеспечение экологической безопасности Республики Мордовия;

сбалансированное развитие природных комплексов Республики Мордовия, сохранение их биоразнообразия;

предотвращение биологического загрязнения окружающей среды;

сохранение и воспроизводство охотничьих животных;

определение стратегических направлений политики Республики Мордовия на ближайшую перспективу по стабилизации экологической обстановки;

предотвращение вредного воздействия твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на здоровье человека и окружающую среду;

вовлечение максимального количества ТКО в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов;

предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, в том числе ТКО и медицинскими отходами;

определение стратегических направлений политики Республики Мордовия на ближайшую перспективу по стабилизации экологической обстановки

Задачи Государственной программы

-

развитие экологического образования и воспитания;

развитие сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биологического разнообразия;

создание современной инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации и размещение ТКО на всей территории Республики Мордовия;

создание современной инфраструктуры по сбору, переработке и утилизации отходов производства и потребления, в том числе медицинских отходов в Республике Мордовия;

осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей среды;

совершенствование системы государственного регулирования природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности;

осуществление биотехнических мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и искусственного дичеразведения, вселение новых видов, обеспечивающих более полное использование кормовой емкости угодий и повышение их продуктивности

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

-

увеличение количества проводимых экологических мероприятий, направленных на повышение уровня экологической культуры, воспитание и просвещение населения Республики Мордовия, бережное отношение к природе родного края, до 30;

увеличение количества обустроенных бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников до 251;

внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) по 91 ООПТ регионального значения;

доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов - 5%;

доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов - 32%;

доля импорта оборудования для обработки и утилизации твердых коммунальных отходов - 30%;

разработка электронной модели Территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Республики Мордовия - 1 ед.;

количество мест (площадок) накопления (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов, подлежащих созданию (обустройству) на территории муниципального образования в текущем году, к количеству ранее созданных - 5388 шт.;

количество контейнеров и/или бункеров для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования в текущем году, к количеству ранее установленных - 9752 шт.;

доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами - 90%;

увеличение численности охотничьих животных, в том числе:

олень благородный до 98 голов;

олень пятнистый до 24 голов;

лось до 140 голов;

круглогодичное предоставление услуг в охотничьем хозяйстве - 90%

Сроки реализации Государственной программы

-

2014 - 2024 годы

Объемы финансового обеспечения Государственной программы

-

объемы финансового обеспечения Государственной программы <*> составляют 1938399,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 40464,7 тыс. рублей;

2015 год - 48509,0 тыс. рублей;

2016 год - 41588,8 тыс. рублей;

2017 год - 33124,6 тыс. рублей;

2018 год - 78375,2 тыс. рублей;

2019 год - 68071,9 тыс. рублей;

2020 год - 107671,5 тыс. рублей;

2021 год - 40008,9 тыс. рублей;

2022 год - 36584,9 тыс. рублей;

2023 год - 332000,0 тыс. рублей;

2024 год - 1112000,0 тыс. рублей, в том числе:

объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 188283,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 5563,2 тыс. рублей;

2015 год - 4340,3 тыс. рублей;

2016 год - 7080,3 тыс. рублей;

2017 год - 8084,8 тыс. рублей;

2018 год - 33066,5 тыс. рублей;

2019 год - 7778,9 тыс. рублей;

2020 год - 36939,0 тыс. рублей;

2021 год - 8306,9 тыс. рублей;

2022 год - 8523,4 тыс. рублей;

2023 год - 34300,0 тыс. рублей;

2024 год - 34300,0 тыс. рублей,

объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 414487,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 34901,5 тыс. рублей;

2015 год - 44168,7 тыс. рублей;

2016 год - 34508,5 тыс. рублей;

2017 год - 25039,8 тыс. рублей;

2018 год - 45308,7 тыс. рублей;

2019 год - 59024,8 тыс. рублей;

2020 год - 66372,1 тыс. рублей;

2021 год - 31702,0 тыс. рублей;

2022 год - 28061,5 тыс. рублей;

2023 год - 32700,0 тыс. рублей;

2024 год - 12700,0 тыс. рублей,

объем финансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований - 5628,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей;

2019 год - 1268,2 тыс. рублей;

2020 год - 4360,4 тыс. рублей;

2021 год - 0,0 тыс. рублей;

2022 год - 0,0 тыс. рублей;

2023 год - 0,0 тыс. рублей;

2024 год - 0,0 тыс. рублей,

объем финансирования за счет средств внебюджетных источников - 1330000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей;

2019 год - 0,0 тыс. рублей;

2020 год - 0,0 тыс. рублей;

2021 год - 0,0 тыс. рублей;

2022 год - 0,0 тыс. рублей;

2023 год - 265000,0 тыс. рублей;

2024 год - 1065000,0 тыс. рублей,

общий объем финансового обеспечения по подпрограмме 1 "Мероприятия в области экологического образования и воспитания Республики Мордовия" составляет 6510,1 тыс. рублей,

общий объем финансового обеспечения по подпрограмме 2 "Мероприятия в области охраны окружающей среды и повышения экологической безопасности Республики Мордовия" составляет 45900,1 тыс. рублей,

общий объем финансового обеспечения по подпрограмме 3 "Обращение с твердыми коммунальными отходами в Республике Мордовия" составляет 1580082,9 тыс. рублей,

общий объем финансового обеспечения по подпрограмме 4 "Сохранение охотничьих ресурсов и развитие охотхозяйственной деятельности на территории охотничьих угодий Государственного бюджетного учреждения "Зубово-Полянское государственное опытное охотничье хозяйство" в Республике Мордовия" составляет 20923,2 тыс. рублей,

общий объем финансового обеспечения по подпрограмме 5 "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности" составляет 238198,4 тыс. рублей,

общий объем финансового обеспечения по подпрограмме 6 "Мероприятия по организации и осуществлению охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания" составляет 2784,8 тыс. рублей,

общий объем финансового обеспечения по подпрограмме 7 "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с медицинскими отходами в Республике Мордовия" составляет 44000,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

-

увеличение количества экологических мероприятий, направленных на улучшение экологического воспитания и просвещения населения, повышение уровня экологической культуры;

уменьшение количества бесхозяйных водонапорных скважин;

определение собственников земельных участков, на которых расположены ООПТ регионального значения;

внесение сведений в ЕГРН по 91 ООПТ регионального значения;

увеличение количества обустроенных бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников;

минимизация образования отходов и уменьшение степени их опасности;

разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке;

приоритет переработки отходов перед их уничтожением;

увеличение количества мест (площадок) накопления (в том числе раздельного) твердых коммунальных отходов, подлежащих созданию (обустройству);

увеличение количества контейнеров и/или бункеров для накопления твердых коммунальных отходов;

увеличение доли населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами


________________


* Финансирование бюджетов всех уровней носит прогнозный характер.

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Государственная программа разработана во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. N 380-Р, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия".


Главными приоритетами Государственной программы являются охрана окружающей среды Республики Мордовия, повышение экологической безопасности республики, развитие экологического образования и воспитания населения республики, сохранение и воспроизводство охотничьих животных, сбалансированное развитие природных комплексов Республики Мордовия, сохранение их биоразнообразия.


Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития охраны окружающей среды и повышения экологической безопасности Республики Мордовия.


Государственная программа направлена на решение проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и удовлетворения потребностей экономики республики в природных сырьевых ресурсах. Необходимость ее решения обусловливает одновременное рассмотрение всего комплекса задач, связанных с развитием природно-ресурсного потенциала и охраной окружающей среды.


Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала и сохранения окружающей среды Республики Мордовия как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием ресурсов региона, а также напряженностью экологической обстановки на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.


Рост промышленного производства в Республике Мордовия может ухудшить качественное состояние окружающей среды. Для снижения результатов этого явления возникает необходимость принятия соответствующих мер. Экономический рост, сопровождающийся увеличением потребления природных ресурсов, не должен привести к увеличению техногенной нагрузки на окружающую среду. На преодоление данных негативных тенденций нацелена программа, предусматривающая принятие неотложных мер по изучению, охране, воспроизводству природных ресурсов и решению экологических проблем, повышению экологической культуры населения, осуществлению биотехнических мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и искусственного дичеразведения, вселение новых видов, обеспечивающих более полное использование кормовой емкости угодий и повышение их продуктивности в период.


Государственная стратегия Республики Мордовия в области экологической безопасности включает и стратегию экологического образования, воспитания и просвещения, поскольку устойчивое эколого-экономическое развитие невозможно без создания эффективно действующей системы экологического образования, воспитания и просвещения населения. Экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие народного хозяйства, и должно рассматриваться в качестве основы для обеспечения нового образа жизни, находящегося в гармонии с окружающей средой.


Ежегодно работу по экологическому образованию, воспитанию и просвещению ведут Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, администрации муниципальных районов в Республике Мордовия и городского округа Саранск, образовательные организации высшего образования, общественные экологические организации по многим направлениям.


Кроме того, на всех уровнях осуществляется эколого-просветительская деятельность, ведущую роль в которой играют учреждения культуры (библиотеки, дома культуры, центры досуга), средства массовой информации и общественные организации с их основной задачей - воспитание в человеке бережного отношения к природе, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.


Важное значение для воспитания активной жизненной позиции и экологической ответственности подрастающего поколения во всех сферах будущей профессиональной деятельности имеют научно-методическое обеспечение республиканской сети непрерывного экологического образования и экологической информации; подготовка программ и совершенствование системы рационального природопользования, безопасности жизнедеятельности и защиты в чрезвычайных экологических ситуациях; разработка и внедрение инновационных методов обучения на уровне передовых научно-технических достижений.


Мониторинг состояния окружающей среды представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды. В период реализации программы планируется осуществлять мониторинг состояния окружающей среды на территории Республики Мордовия.


Организация и проведение государственной экологической экспертизы позволит снизить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельность на окружающую среду Республики Мордовия.


На территории республики существует 91 памятник природы регионального значения.


ООПТ - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.


ООПТ являются основным инструментом эффективного сохранения биоразнообразия, создания максимально благоприятных условий для сохранения экосистем, местообитаний, видов, природных ландшафтов, однако они составляют небольшую часть от общей площади территории Республики Мордовия, что крайне недостаточно для предотвращения опасных тенденций, ведущих к разрушению популяций ряда видов животных и растений.


Опыт последних десяти лет отчетливо показал необходимость решения ряда существенных проблем, препятствующих стабильному существованию системы ООПТ в принципиально новых политических и социально-экономических условиях, определяющих уклад современной республики.


Несмотря на развитую систему ООПТ в Республике Мордовия, экосистемное и видовое разнообразие на этих территориях не отражает всего разнообразия растительного покрова и объектов животного мира республики, что требует инвентаризации биоразнообразия в системе ООПТ, оценки состояния природных экосистем и степени их антропогенной трансформации.


В связи с этим важно внесение сведений о границах ООПТ в Единый государственный реестр недвижимости, а также развитие системы кадастровых оценок редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Перечисленные мероприятия позволят в полной мере обеспечить соблюдение режима особой охраны, поскольку накладывает ограничения на использование территории. Так, определение границ ООПТ позволит не допустить самовольного захвата земель, а также решить спорные вопросы, связанные со смежным землепользованием.


В рамках реализации Государственной программы необходимо выполнение мероприятий по определению собственников земельных участков, на которых расположены особо охраняемые природные территории регионального и местного значения.


Ежегодно в республике образуется более 1,2 млн тонн отходов, из них 1 класса опасности - более 48,0 тонн, 2 класса опасности - более 129,0 тонн, 3 класса опасности - более 119414,0 тонн, 4 класса опасности - более 692389,0 тонн, 5 класса опасности - более 388797,0 тонн.


В качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет используется всего около 10% от общего объема собранных отходов производства и потребления. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные и полимерные отходы.


Существующая в настоящее время в Республике Мордовия система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках (полигонах) ТКО или длительном хранении (складировании) на специализированных объектах.


Особую проблему представляют промышленные отходы. Совокупность опасных свойств, характерных для промышленных отходов (токсичность, пожаро- и взрывоопасность и др.), создает особый риск для здоровья населения и окружающей среды. Нежелание (или отсутствие возможностей) организаций вкладывать финансовые средства в создание замкнутых технологических циклов, в которых отходы, образующиеся в одном технологическом цикле, являются сырьем для другого, приводит к увеличению объемов размещения отходов на свалках (полигонах) ТКО. Несовершенство системы учета образования и движения отходов приводит к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов на свалках ТКО, берегах рек, водоемов, в пригородных лесах и т.д.


На территории Республики Мордовия располагается 22 объекта размещения (захоронения) отходов, из них внесены в государственный реестр объектов размещения отходов 14 объектов. Действующие полигоны и иные объекты размещения отходов не отвечают современным санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям.


Важной проблемой охраны окружающей среды являются объемы накопленных отходов производства и потребления. Вместимость существующих свалок в основном исчерпана. Размещение отходов на необустроенных в соответствии с природоохранными требованиями свалках, а также стихийных несанкционированных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и ухудшает экологическую обстановку в республике.


Основными причинами сложившейся ситуации являются:


- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;


- отсутствие в достаточном количестве мощностей по обработке, переработке и утилизации отходов;


- значительный износ технической инфраструктуры, используемой на объектах конечного размещения отходов;


- отсутствие системы весового контроля поступающих отходов на объектах размещения, что затрудняет их учет и прогнозирование изменения объемов их образования.


На сегодняшний день основными характеристиками существующей системы обращения с ТКО являются:


- применение в качестве обезвреживание отходов их конечного размещения (захоронения) без предварительной обработки;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»