Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2016 года N 554


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ОТ 16 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. N 398

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.12.2023 N 768.
____________________________________________________________________


Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 16 сентября 2013 года N 398 "Об утверждении Государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014 - 2018 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 27 января 2014 года N 24, от 26 мая 2014 года N 243, от 22 сентября 2014 года N 456, от 19 декабря 2014 года N 624, от 12 августа 2015 года N 475, от 11 февраля 2016 года N 62) следующие изменения:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014 - 2021 годы" (далее - Государственная программа).";

2) Государственную программу Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014 - 2018 годы" изложить в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 16 сентября 2013 года N 398
(изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 3 ноября 2016 года N 554)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА 2014 - 2021 ГОДЫ"


 Паспорт Государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014 - 2021 годы"

Наименование Государственной программы

-

Государственная программа Республики Мордовия охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014 - 2021 годы

Ответственный исполнитель Государственной программы

-

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия

Соисполнители Государственной программы

-

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия Республиканская ветеринарная служба Республики Мордовия

Подпрограммы Государственной программы

-

подпрограмма 1 "Мероприятия в области экологического образования и воспитания населения Республики Мордовия на 2014 - 2021 годы";

подпрограмма 2 "Мероприятия в области охраны окружающей среды и повышения экологической безопасности Республики Мордовия на 2014 - 2021 годы";

подпрограмма 3 "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Мордовия на 2014 - 2021 годы";

подпрограмма 4 "Сохранение охотничьих ресурсов и развитие охотхозяйственной деятельности на территории охотничьих угодий Государственного бюджетного учреждения "Зубово-Полянское государственное опытное охотничье хозяйство" в Республике Мордовия на 2014 - 2021 годы";

подпрограмма 5 "Обеспечение реализации Государственной программы Республики Мордовия "Охрана окружающей среды и повышение экологической безопасности на 2014 - 2021 годы";

подпрограмма 6 "Мероприятия по организации и осуществлению охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания на 2014 - 2021 годы"

Программно-целевые инструменты Государственной программы

-

отсутствуют

Цели Государственной Программы

-

увеличение количества проводимых экологических мероприятий, направленных на укрепление и развитие образовательных и воспитательных функций в образовательных учреждениях, расширение состава субъектов экологического воспитания, координация их усилий, развитие взаимодействия семьи и образовательных учреждений на территории Республики Мордовия;

предотвращение негативного воздействия техногенных факторов на население, окружающую природную среду и обеспечение экологической безопасности республики;

сбалансированное развитие природных комплексов Республики Мордовия, сохранение их биоразнообразия;

предотвращение биологического загрязнения окружающей среды;

сохранение и воспроизводство охотничьих животных;

определение стратегических направлений политики Республики Мордовия на ближайшую перспективу по стабилизации экологической обстановки

предотвращение вредного воздействия твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на здоровье человека и окружающую среду;

вовлечение максимального количества ТКО в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, иных изделий или продуктов;

предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления, в том числе ТКО;

определение стратегических направлений политики Республики Мордовия на ближайшую перспективу по стабилизации экологической обстановки.

Задачи Государственной Программы

-

развитие экологического образования и воспитания;

развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биологического разнообразия;

осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов, как компонентов окружающей природной среды;

стабилизация экологической обстановки в республике и ее улучшение;

совершенствование системы государственного регулирования природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности;

формирование государственной системы комплексного мониторинга природных ресурсов и состояния окружающей среды;

создание современной инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации и размещение ТКО на всей территории Республики Мордовия;

осуществление биотехнических мероприятий, направленных на увеличение численности охотничьих животных и искусственного дичеразведения, вселение новых видов, обеспечивающих более полное использование кормовой емкости угодий и повышение их продуктивности

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

-

увеличение количества проводимых экологических мероприятий, направленных на повышение уровня экологической культуры, воспитание и просвещение населения республики, бережное отношение к природе родного края, до 28;

снижение техногенной нагрузки на окружающую среду Республики Мордовия;

увеличение количества обустроенных бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников до 251;

постановка на кадастровый учет 91 особо охраняемой природной территории регионального значения;

доля объектов размещения ТКО, соответствующих требования действующего природоохранного законодательства 100%;

доля площади рекультивированных (ликвидированных) санкционированных объектов размещения ТКО (от общей площади, занятой такими объектами, предполагаемыми к рекультивации (ликвидации)) 100%;

доля площади рекультивированных (ликвидированных) несанкционированных объектов размещения ТКО, объектов накопленного экологического ущерба (от общей площади, занятой такими объектами) 100%;

доля ТКО, размещенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации 100%;

доля извлекаемых вторичных материальных ресурсов (далее - ВМР) от общего объема ТКО, направляемых на захоронение 12%;

увеличение численности охотничьих животных, в том числе:

олень благородный до 130 голов;

олень пятнистый до 38 голов;

лось до 240 голов;

круглогодичное предоставление услуг в охотничьем хозяйстве 100%.

Сроки реализации Государственной программы

-

2014 - 2021 годы

Объемы финансирования Государственной программы

-

Общий объем финансирования Государственной программы <*> составляет 3238463,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 40464,7 тыс. рублей;

2015 год - 48509,0 тыс. рублей;

2016 год - 37469,8 тыс. рублей;

2017 год - 876116,1 тыс. рублей;

2018 год - 2127230,3 тыс. рублей;

2019 год - 27858,8 тыс. рублей;

2020 год - 40407,5 тыс. рублей;

2021 год - 40407,5 тыс. рублей, в том числе:

объем финансирования за счет средств федерального бюджета - 49409,1 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 5563,2 тыс. рублей;

2015 год - 4340,3 тыс. рублей;

2016 год - 7080,3 тыс. рублей;

2017 год - 7080,3 тыс. рублей;

2018 год - 7080,3 тыс. рублей;

2019 год - 7080,3 тыс. рублей;

2020 год - 5592,2 тыс. рублей;

2021 год - 5592,2 тыс. рублей,

объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия - 239054,6 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 34901,5 тыс. рублей;

2015 год - 44168,7 тыс. рублей;

2016 год - 30389,5 тыс. рублей;

2017 год - 19035,8 тыс. рублей;

2018 год - 20150,0 тыс. рублей;

2019 год - 20778,5 тыс. рублей;

2020 год - 34815,3 тыс. рублей;

2021 год - 34815,3 тыс. рублей,

объем финансирования за счет средств внебюджетных источников - 2950000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 850000,0 тыс. рублей;

2018 год - 2100000,0 тыс. рублей;

2019 год - 0,0 тыс. рублей;

2020 год - 0,0 тыс. рублей;

2021 год - 0,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

-

увеличение количества экологических мероприятий, направленных на улучшение экологического воспитания и просвещения населения, повышение уровня экологической культуры;

уменьшение количества бесхозяйных водонапорных скважин;

определение собственников земельных участков, на которых расположены особо охраняемые природные территории регионального значения;

постановка на кадастровый учет 91 ООПТ регионального значения;

увеличение количества обустроенных бесхозяйных сибиреязвенных скотомогильников;

минимизация образования отходов и уменьшение степени их опасности;

разделение отходов при их сборе и подготовке к переработке;

приоритет переработки отходов перед их уничтожением;

увеличение численности охотничьих животных.

     ________________

<*> финансирование бюджетов всех уровней носит прогнозный характер

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2014 - 2018 ГОДЫ


Государственная программа разработана во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 года N 380-р, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 года N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия".

Главными приоритетами Государственной программы являются охрана окружающей среды Республики Мордовия, повышение экологической безопасности республики, развитие экологического образования и воспитания населения республики, сохранение и воспроизводство охотничьих животных, сбалансированное развитие природных комплексов Республики Мордовия, сохранение их биоразнообразия.

Государственная программа определяет цели, задачи и направления развития охраны окружающей среды и повышения экологической безопасности Республики Мордовия.

Государственная программа направлена на решение проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и удовлетворения потребностей экономики республики в природных сырьевых ресурсах. Необходимость ее решения обуславливает одновременное рассмотрение всего комплекса задач, связанных с развитием природно-ресурсного потенциала и охраной окружающей среды.

Актуальность проблемы рационального использования природно-ресурсного потенциала и сохранения окружающей природной среды Республики Мордовия как единого комплекса, обеспечивающего потребности экономики и жизнедеятельности населения, продиктована состоянием ресурсов региона, а также напряженностью экологической обстановки на территориях с интенсивной промышленной и другой хозяйственной деятельностью.

Рост промышленного производства в Республике Мордовия может ухудшить качественное состояние окружающей среды. Для снижения результатов этого явления возникает необходимость принятия соответствующих мер. Экономический рост, сопровождающийся увеличением потребления природных ресурсов, не должен привести к увеличению техногенной нагрузки на окружающую среду. На преодоление данных негативных тенденций нацелена программа, предусматривающая принятие неотложных мер по изучению, охране, воспроизводству природных ресурсов и решению экологических проблем, повышению экологической культуры населения, осуществлению биотехнических мероприятий направленных на увеличение численности охотничьих животных и искусственного дичеразведения, вселение новых видов, обеспечивающих более полное использование кормовой емкости угодий и повышение их продуктивности в период с 2014 по 2021 год.

Государственная стратегия Республики Мордовия в области экологической безопасности включает и стратегию экологического образования, воспитания и просвещения, поскольку устойчивое эколого-экономическое развитие невозможно без создания эффективно действующей системы экологического образования, воспитания и просвещения населения. Экологическое образование становится фактором, обеспечивающим развитие народного хозяйства, и должно рассматриваться в качестве основы для обеспечения нового образа жизни, находящегося в гармонии с окружающей средой

Ежегодно работу по экологическому образованию, воспитанию и просвещению ведут Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, администрации городов и районов, ВУЗы, общественные экологические организации по многим направлениям.

Кроме того, на всех уровнях осуществляется эколого-просветительская деятельность, ведущую роль в которой играют учреждения культуры (библиотеки, дома культуры, центры досуга), средства массовой информации и общественные организации с их основной задачей - воспитание в человеке бережного отношения к природе, формирование чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.

Важное значение для воспитания активной жизненной позиции и экологической ответственности подрастающего поколения во всех сферах будущей профессиональной деятельности имеют научно-методическое обеспечение республиканской сети непрерывного экологического образования и экологической информации; подготовка программ и совершенствование системы рационального природопользования, безопасности жизнедеятельности и защиты в чрезвычайных экологических ситуациях; разработка и внедрение инновационных методов обучения на уровне передовых научно-технических достижений.

Мониторинг состояния окружающей среды представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды. В период 2014 - 2021 годов планируется осуществлять мониторинг состояния окружающей среды на территории Республики Мордовия.

Организация и проведение государственной экологической экспертизы позволит снизить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельность на окружающую среду Республики Мордовия.

Распоряжением Правительства Республики Мордовия от 5 октября 2009 года N 420-Р утвержден Перечень существующих памятников природы регионального значения на территории Республики Мордовия. На территории республики существует 91 памятник природы регионального значения.

Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

ООПТ являются основным инструментом эффективного сохранения биоразнообразия, создания максимально благоприятных условий для сохранения экосистем, местообитаний, видов, природных ландшафтов, однако они составляют небольшую часть от общей площади территории Республики Мордовия, что крайне недостаточно для предотвращения опасных тенденций, ведущих к разрушению популяций ряда видов животных и растений.

Опыт последних десяти лет отчетливо показал необходимость решения ряда существенных проблем, препятствующих стабильному существованию системы ООПТ в принципиально новых политических и социально-экономических условиях, определяющих уклад современной республики.

Несмотря на развитую систему ООПТ в Республике Мордовия, экосистемное и видовое разнообразие на этих территориях не отражает всего разнообразия растительного покрова и объектов животного мира республики, что требует инвентаризации биоразнообразия в системе ООПТ, оценки состояния природных экосистем и степени их антропогенной трансформации.

В связи с этим важно проведение землеустроительных работ по межеванию и постановке на кадастровый учет ООПТ, а также развитие автоматизированной системы кадастровых оценок редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

Постановка на земельный учет позволит в полной мере обеспечить соблюдение режима особой охраны, поскольку накладывает ограничения на использование территории. Так, определение границ ООПТ позволит не допустить самовольного захвата земель, а также решить спорные вопросы, связанные со смежным землепользованием.

В рамках реализации Государственной программы необходимо выполнение мероприятий по определению собственников земельных участков, на которых расположены особо охраняемые природные территории регионального и местного значения; проведение землеустроительных работ по межеванию и постановке на кадастровый учет особо охраняемых природных территорий.

Ежегодно в республике образуется более 1,2 млн. тонн отходов, из них 1 класса опасности более 48,0 тонн, 2 класса опасности более 129,0 тонн, 3 класса опасности более 119414,0 тонн, 4 класса опасности более 692389,0 тонн, 5 класса опасности более 388797,0 тонн.

В качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет используется всего около 10 процентов от общего объема собранных промышленных и бытовых отходов. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные и полимерные отходы.

Существующая в настоящее время в Республике Мордовия система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках (полигонах) ТКО или длительном хранении (складировании) на специализированных объектах.

Особую проблему представляют промышленные отходы. Совокупность опасных свойств, характерных для промышленных отходов (токсичность, пожаро- и взрывоопасность и др.), создает особый риск для здоровья населения и окружающей среды. Нежелание (или отсутствие возможностей) организаций вкладывать финансовые средства в создание замкнутых технологических циклов, в которых отходы, образующиеся в одном технологическом цикле, являются сырьем для другого, приводит к увеличению объемов размещения отходов на свалках (полигонах) ТКО. Несовершенство системы учета образования и движения отходов приводит к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов на свалках ТКО, берегах рек, водоемов, в пригородных лесах и т.д.

Государственная стратегия Республики Мордовия в области экологической безопасности включает и стратегию в области обращения с отходами, поскольку устойчивое эколого-экономическое развитие невозможно без создания эффективно действующей системы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

На территории Республики Мордовия располагается 22 объекта размещения (захоронения) отходов, из них внесены в государственный реестр объектов размещения отходов 13 объектов. Действующие полигоны и иные объекты захоронения отходов не отвечают санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям.

Важной проблемой охраны окружающей среды является накопление и складирование ТКО. Вместимость существующих свалок, в основном, исчерпана. Размещение отходов на необустроенных в соответствии с природоохранными требованиями свалках, а также стихийных несанкционированных свалках оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и ухудшает экологическую обстановку в республике.

Основными причинами сложившейся ситуации являются:

- накопленные проблемы предшествующих периодов - имеется значительное количество отходов, не утилизированных из-за отсутствия технологий переработки;

- устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению в окружающей среде.

На сегодняшний день основными характеристиками существующей системы обращения с ТКО являются:

- отсутствие эффективной системы управления в сфере обращения с ТКО;

- несовершенство систем учета и контроля образования ТКО и ВМР;

- неполный охват населения услугами по планово-регулярной очистке;

- отсутствие современных полигонов для размещения ТКО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований;

- использование физически и морально устаревшей спецтехники не соответствующей современным экономическим и экологическим требованиям;

- отсутствие необходимого количества контейнеров и контейнерных площадок;

- отсутствие организованной системы сбора ВМР;

- отсутствие производственной базы по механизированной сортировке ТКО и переработке ВМР в товарную продукцию;

- неразвитость рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.

Задача, связанная с решением проблемы обращения с ТКО, состоит в том, чтобы модернизировать системы сбора и транспортирования ТКО во всех муниципальных образованиях Республики Мордовия с внедрением селективного сбора отходов, обработке ТКО с целью извлечения ВМР и уменьшения объемов захоронения.

Кроме того, необходимо проведение комплекса мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба (рекультивации), направленного на восстановление природной среды, обеспечение благоприятной окружающей среды на нарушенных землях и земельных участках в целях дальнейшего использования таких земель и земельных участков в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

Основными направлениями рекультивации являются сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, строительное и природоохранное. Наиболее приемлемым является природоохранное направление, позволяющее разрешить вопрос улучшения экологической обстановки, в т.ч. предотвратить негативное воздействие захороненных отходов на население и окружающую среду минимальными финансовыми затратами.

Помимо экологических аспектов, проблема утилизации отходов имеет и экономическую сторону. Отходы производства и потребления, в том числе коммунальные отходы являются источником вторичного сырья, их переработка может дать существенную экономию природных ресурсов.

Создание и развитие производств (установок) по сбору, утилизации и обезвреживанию отходов помогут решить и социальную проблему, обеспечив создание новых рабочих мест для жителей районов и городов республики.

Для республики также актуальна проблема транспортировки отходов. В настоящее время определенная часть населения, проживающего в неблагоустроенном жилом секторе, не охвачена плановой системой вывоза отходов. Часть отходов сжигается на местах, что противоречит законодательству в области обращения с отходами, часть закапывается на придомовых территориях, а большая часть, также в нарушение законодательства, попадает на межселенные территории, образуя несанкционированные свалки на пустырях, вдоль дорог и пр.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»